Специалисты Новосибирского государственного технического университета приступили к работе над технической реализацией одного из способов борьбы с главным врагом скорости аэродинамических аппаратов.
Дело в том, что при их движении в наиболее «изгибистых» местах корпуса возникают завихрения воздушного потока - так называемые турбулентности. Эти капризные завихрения приводят к значительному увеличению аэродинамического сопротивления самолетов и заметной потере их скорости.
Совместно с учеными СО РАН сотрудники НГТУ создали приборы, которые позволяют разрушить образующиеся завихрения. Принцип работы своих устройств ученые подсмотрели у... дельфинов. Оказывается, все морские млекопитающие устраняют подобные явления с помощью сокращения мышц кожного покрова, добиваясь таким образом максимальной скорости движения в безвихревом (ламинарном) потоке жидкости. Самолеты, естественно, не могут «подергивать кожей», поэтому эти функции будут выполнять особые устройства - микроинжекторы, как назвали свою разработку ученые-разработчики.
Установленные в определенных местах корпуса, эти тоненькие кремниевые пластины размером со спичечную головку являются своеобразным шприцем, направляющим узкую струю в центр воздушной воронки, полностью ликвидируя ее. Сегодня ученые готовят новинку к испытаниям в аэродинамической трубе Института теоретической и прикладной механики СО РАН. По мнению разработчиков, применение микроинжекторов позволит самолетам летать быстрее и экономить дорогостоящее топливо.