Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Олег Постнов спрятал «Страх» в «Амфору»

04.07.2002
Олег Постнов читателям «ВН» знаком. Не так давно мы публиковали подробное интервью с нимкак с автором книги «Пушкин и смерть». Но Постнов известен не только как ученый-филолог, а еще и в качестве писателя.Всерьез и надолго об Олеге Постнове заговорили в прошлом году, когда в престижном издательстве «Амфора» вышел его роман «Страх».

Роман новосибирского писателя
увидел свет в самом престижном издательстве

 Олег Постнов читателям «Вечернего Новосибирска» знаком. Не так давно мы публиковали подробное интервью с ним как с автором книги «Пушкин и смерть». Но Постнов известен не только как ученый-филолог, а еще и в качестве писателя. Сам Олег говорит: «В пять лет заявил, что хочу быть писателем, и никогда этой позиции не менял». Первый его рассказ появился в журнале «Октябрь» в 1990 году. В 1997-м в «Неве» вышли «Ночные повести Валериана Сомова», в московском альманахе «Другие берега» - рассказ «Полтергейст». Вышла в свет первая книга «Песочное время», которая сегодня является библиографической редкостью.

Но, как говорится, всерьез и надолго об Олеге Постнове заговорили в прошлом году, когда в престижном издательстве «Амфора» вышел его роман «Страх». Но прежде чем начинать разговор о нем, следует помянуть добрым словом Интернет. Во всяком случае, в писательской судьбе Олега Постнова он сыграл роль немаловажную. Есть такой портал - «Словесность», который печатает всех - и авторов знаменитых, и абсолютно неизвестных. Там друг Олега Постнова, журналист Евгений Горный (кстати, тоже учившийся на гуманитарном факультете НГУ) поместил произведение Олега Постнова. В 1996-м на конкурсе онлайновой литературы, который проводил известный ресурс «Тенета», Постнов занял первое место, а в 1997-м - третье. В этих конкурсах в жюри входили представители, скажем так, интернетовской общественности. А вот в 1999-м престижный конкурс «Улов» судили писатели и редакторы толстых журналов. Во многом решающим оказалось мнение Стругацкого и Битова, которые отметили несколько глав «Страха».

Дальше получилась интересная история. В столичной прессе развернулось обсуждение романа, который нигде не был напечатан... Критики в «Литературной газете» и «Известиях» обсуждали достоинства произведения, о котором ведали только знатоки Интернета. Долго так продолжаться, конечно, не могло, и вскоре возглавляющий «Амфору» Вадим Назаров, имеющий к тому же официальный титул «Лучший издатель 2000 года», предложил новосибирскому писателю напечатать его роман в Санкт-Петербурге. Там он и вышел. По сравнению с первоначальным вариантом поменялась обложка. Но тут история прямо-таки мистическая. В тексте романа упоминается не очень известный у нас австрийский живописец начала ХХ века Макс Клингер. Упоминается однажды. Упоминался еще раз - но только в черновиках. И как раз эта фраза в текст не вошла. Каково же было удивление автора романа, когда в «Амфоре» предложили поместить на обложку именно ту картину Клингера, о котором говорилось в вычеркнутом отрывке.

О «Страхе» Олег Постнов рассказывает так:

- Кто-то из знаменитых сказал, что, написав роман, сильно ограбил свои записные книжки. Примерно то же самое произошло и со мной.

На самом деле я всегда пишу сразу несколько произведений. Пишу всегда то, что ближе мне по настроению. Вообще считаю, что для писателя это очень важная вещь - держать настроение. Когда я этому научился, то смог писать несколько вещей сразу.

«Страх» первоначально казался мне рассказом, посвященным событиям в одной украинской деревне, которые я видел своими глазами. Что я, собственно говоря, видел? Я видел вражду двух семейств, которая хоть и не была кровной, но сопровождалась вещами неприятными, и продолжалось это все на протяжении нескольких десятилетий. Главному герою я, скажем так, кое-что передал от себя, но это не alter ego.

Писать я начал в Соединенных Штатах, где планировали издать «Песочное время». Жил у своего друга, который постарался показать мне страну. Так появилась идея, что мой герой может быть эмигрантом. Сечас, когда я смотрю телевизор и вижу сегодняшнюю Америку, - узнаю знакомые места и поражаюсь, с какой невероятной скоростью там все меняется. Но в романе описана реальная американская действительность образца 93-го года.

Когда сложилась схема, к ней стали присоединяться сюжеты и детали, о которых я раньше даже не задумывался. А в центре события оказалась сцена, где главный герой покупает собственную возлюбленную - то, что и так имел без всяких денег.

Сегодня «Страх» активно обсуждают в любимом Олегом Постновым Интернете, а популярные ныне авторы отзываются о нем так:

«Главная особенность Постнова в том, что он в отношении своих диковато-уютных фантазий безупречно стерилен: он, словно пузырек воздуха, помещенный в общую воду, и оттуда, изнутри этого пузырька, рассказывающий о жизни, как она ему представляется» (Андрей Левкин).

«Олег Постнов - один их самых удивительных авторов, пишущих сегодня по-русски...» (Макс Фрай).

На традиционный вопрос: «Что дальше?» новосибирский автор, роману которого предрекают шумную славу, отвечает нетрадиционно:

- У меня в компьютере сейчас несколько произведений. Первым я закончил «Страх», хотя он и не первым был начат. И сейчас я не знаю, какое из произведений закончится следующим - это всегда некая загадка...

Есть огромный роман, который постепенно катится-таки к концу, есть другой замысел, который мне очень хочется осуществить. По логике следовало бы первым сделать именно его. Из того, что я читал о «Страхе», мне запомнилась мысль о том, что я хорошо описал Киев. Сейчас есть замысел, по большей степени осуществленный, где, как мне кажется, я не хуже обошелся с Санкт-Петербургом. Если бы все зависело исключительно от моего желания, то я бы сейчас закончил этот роман...

Кстати, когда будут писать о следующем романе Олега Постнова, то наверняка не преминут заметить, что написал его доктор филологии. Защита скоро...

Резонанс
Новости
Два-три часа требуется спасателям, чтобы выпилить из крепкого льда кусок размером метр на три и весом в полтонны, поднять его на поверхность цепями и небольшим подъемным краном. Корреспондент VN.ru наблюдал за тем, как готовят главную крещенскую прорубь Новосибирска.
Сбор и утилизация новогодних елок организованы в Новосибирске впервые за много лет. Десятки тысяч деревьев после каждого Нового года пополняют городские свалки. Волонтеры инициативной группы «Живая Земля» заявили о своей готовности принимать у населения хвойные деревья за символическую плату. Пока поступило всего 40 заявок от жителей полуторамиллионного города.

Детеныш орангутана, переехавший полгода назад из Новосибирска в Москву, постепенно нашел общий язык со своими сородичами. К Матику хорошо относится родная бабушка по имени Личана, однако куда больший интерес к малышу проявляет взрослый самец.
50 спортсменов-любителей приняли участие в соревнованиях «Вечерняя лыжня» на базе им. Алика Тульского в новосибирском Академгородке. Гонка проходила в темноте, поэтому обязательным условием участия было наличие фонаря.

Мэрия Новосибирска официально подвела итоги жилищного строительства в 2018 году. С большим трудом удалось преодолеть барьер в 1 млн кв. метров жилья, сданного в эксплуатацию.

23 миллиона рублей заплатил покупатель за новый Porsche 911 GT2 RS. Спортивный Nissan и раритетный советский ЗИМ были проданы дороже престижных новеньких Mercedes «Гелендваген». Корреспондент VN.ru составил рейтинг самых дорогих автомобилей, проданных в Новосибирске по итогам 2018 года.