Новосибирск 6.4 °C

Олег Постнов спрятал «Страх» в «Амфору»

04.07.2002 00:00:00

Роман новосибирского писателя
увидел свет в самом престижном издательстве

 Олег Постнов читателям «Вечернего Новосибирска» знаком. Не так давно мы публиковали подробное интервью с ним как с автором книги «Пушкин и смерть». Но Постнов известен не только как ученый-филолог, а еще и в качестве писателя. Сам Олег говорит: «В пять лет заявил, что хочу быть писателем, и никогда этой позиции не менял». Первый его рассказ появился в журнале «Октябрь» в 1990 году. В 1997-м в «Неве» вышли «Ночные повести Валериана Сомова», в московском альманахе «Другие берега» - рассказ «Полтергейст». Вышла в свет первая книга «Песочное время», которая сегодня является библиографической редкостью.

Но, как говорится, всерьез и надолго об Олеге Постнове заговорили в прошлом году, когда в престижном издательстве «Амфора» вышел его роман «Страх». Но прежде чем начинать разговор о нем, следует помянуть добрым словом Интернет. Во всяком случае, в писательской судьбе Олега Постнова он сыграл роль немаловажную. Есть такой портал - «Словесность», который печатает всех - и авторов знаменитых, и абсолютно неизвестных. Там друг Олега Постнова, журналист Евгений Горный (кстати, тоже учившийся на гуманитарном факультете НГУ) поместил произведение Олега Постнова. В 1996-м на конкурсе онлайновой литературы, который проводил известный ресурс «Тенета», Постнов занял первое место, а в 1997-м - третье. В этих конкурсах в жюри входили представители, скажем так, интернетовской общественности. А вот в 1999-м престижный конкурс «Улов» судили писатели и редакторы толстых журналов. Во многом решающим оказалось мнение Стругацкого и Битова, которые отметили несколько глав «Страха».

Дальше получилась интересная история. В столичной прессе развернулось обсуждение романа, который нигде не был напечатан... Критики в «Литературной газете» и «Известиях» обсуждали достоинства произведения, о котором ведали только знатоки Интернета. Долго так продолжаться, конечно, не могло, и вскоре возглавляющий «Амфору» Вадим Назаров, имеющий к тому же официальный титул «Лучший издатель 2000 года», предложил новосибирскому писателю напечатать его роман в Санкт-Петербурге. Там он и вышел. По сравнению с первоначальным вариантом поменялась обложка. Но тут история прямо-таки мистическая. В тексте романа упоминается не очень известный у нас австрийский живописец начала ХХ века Макс Клингер. Упоминается однажды. Упоминался еще раз - но только в черновиках. И как раз эта фраза в текст не вошла. Каково же было удивление автора романа, когда в «Амфоре» предложили поместить на обложку именно ту картину Клингера, о котором говорилось в вычеркнутом отрывке.

О «Страхе» Олег Постнов рассказывает так:

- Кто-то из знаменитых сказал, что, написав роман, сильно ограбил свои записные книжки. Примерно то же самое произошло и со мной.

На самом деле я всегда пишу сразу несколько произведений. Пишу всегда то, что ближе мне по настроению. Вообще считаю, что для писателя это очень важная вещь - держать настроение. Когда я этому научился, то смог писать несколько вещей сразу.

«Страх» первоначально казался мне рассказом, посвященным событиям в одной украинской деревне, которые я видел своими глазами. Что я, собственно говоря, видел? Я видел вражду двух семейств, которая хоть и не была кровной, но сопровождалась вещами неприятными, и продолжалось это все на протяжении нескольких десятилетий. Главному герою я, скажем так, кое-что передал от себя, но это не alter ego.

Писать я начал в Соединенных Штатах, где планировали издать «Песочное время». Жил у своего друга, который постарался показать мне страну. Так появилась идея, что мой герой может быть эмигрантом. Сечас, когда я смотрю телевизор и вижу сегодняшнюю Америку, - узнаю знакомые места и поражаюсь, с какой невероятной скоростью там все меняется. Но в романе описана реальная американская действительность образца 93-го года.

Когда сложилась схема, к ней стали присоединяться сюжеты и детали, о которых я раньше даже не задумывался. А в центре события оказалась сцена, где главный герой покупает собственную возлюбленную - то, что и так имел без всяких денег.

Сегодня «Страх» активно обсуждают в любимом Олегом Постновым Интернете, а популярные ныне авторы отзываются о нем так:

«Главная особенность Постнова в том, что он в отношении своих диковато-уютных фантазий безупречно стерилен: он, словно пузырек воздуха, помещенный в общую воду, и оттуда, изнутри этого пузырька, рассказывающий о жизни, как она ему представляется» (Андрей Левкин).

«Олег Постнов - один их самых удивительных авторов, пишущих сегодня по-русски...» (Макс Фрай).

На традиционный вопрос: «Что дальше?» новосибирский автор, роману которого предрекают шумную славу, отвечает нетрадиционно:

- У меня в компьютере сейчас несколько произведений. Первым я закончил «Страх», хотя он и не первым был начат. И сейчас я не знаю, какое из произведений закончится следующим - это всегда некая загадка...

Есть огромный роман, который постепенно катится-таки к концу, есть другой замысел, который мне очень хочется осуществить. По логике следовало бы первым сделать именно его. Из того, что я читал о «Страхе», мне запомнилась мысль о том, что я хорошо описал Киев. Сейчас есть замысел, по большей степени осуществленный, где, как мне кажется, я не хуже обошелся с Санкт-Петербургом. Если бы все зависело исключительно от моего желания, то я бы сейчас закончил этот роман...

Кстати, когда будут писать о следующем романе Олега Постнова, то наверняка не преминут заметить, что написал его доктор филологии. Защита скоро...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: