Освящение храма ждали почти пять лет. Закладной камень перед началом строительства новой церкви освятили именно на остатках старого фундамента, где некогда стояла старая церковь.
Старую церковь в Верх-Каргате построили в 1902 году на средства жителей села. Но ее в 1937 году перестроили под сельский клуб, а в начале 70-х и вовсе снесли. Но люди мечтали, что храм возродится. И нашлись инициаторы и меценаты, которые мечту сделали реальностью.
По инициативе уроженца села Сергея Апарина с 2012 года началось строительство деревянного храма.
Сергей Николаевич рассказал корреспонденту VN.ru, что вместе с семьей уехал из Верх-Каргата еще ребенком. Сейчас живет в Кемерово. «Но в Верх-Каргате остались родственники, здесь захоронены предки. Один из них наш прадед, Михаил Михайлович Апарин, был одним из благотворителей, которые в 1896-1902 годах внесли пожертвования для строительства храма. Список тех, кто поступил так, же велик. И мы, их потомки, последовали примеру предков», — говорит Сергей Апарин.
Первый храм в Верх-Каргате тоже строили всем миром
В 2012 году по благословлению епископа Филиппа, по инициативе и на средства потомков рода Михаила Апарина, Балесных, Борзыловых, Гомазовых, Попелышевых, Стадниченко, Устиновых, Фоменко, Шульга и сельских жителей началось строительство храма, которое длилось 5 лет.
В итоге получилось очень красивое архитектурное двухэтажное здание церкви, сооруженное из бревен лиственницы, с главным куполом и колоколами. В храме можно проводить церковные обряды и богослужения. Имеется церковная лавка. Священнослужителя пока нет, для проведения церковных треб и служб будет приезжать батюшка из Довольного.
– Храм строился действительно всем миром. Мы благодарим Сергея Апарина за такой подарок жителям села и района, — сказал глава Здвинского района Михаил Колотов.
Глава Верх-Кагатского сельсовета Владимир Слыш рассказал корреспонденту VN.ru, что храм селу был необходим. «Я сам некрещеный, — признался глава сельсовета, — но теперь, может быть, и решусь».
На территории сельсовета проживает чуть больше 850 человек, и практически каждый внес свой посильный вклад. На деньги селян сделали ограждение и приобрели часть церковной утвари.