Новосибирск 2.1 °C

Государство охотно делится полномочиями, но не средствами

01.08.2002 00:00:00

 В августе специалисты департамента экономики и финансов мэрии встретятся со своими коллегами из областной администрации для согласования бюджетообразующих параметров главного финансового документа города на 2003 год. В ближайшее время станет ясно, из кошелька какой толщины будут браться деньги для решения в будущем году всех насущных городских проблем.

А до этого структурные подразделения мэрии представили в департамент экономики и финансов свое видение нахождения компромисса между потребностями отраслей и реальными возможностями бюджета. Как всегда, при определении приоритетов исходили из главного. Во-первых, необходимо обеспечить устойчивое функционирование отраслей, а значит, как минимум, не уменьшить расходы. Во-вторых, очень желательно спланировать расходы так, чтобы не нарастить кредиторку. Бюджет Новосибирска, как, впрочем, и любого другого города, уже обременен ею - таковы последствия жизни в непростых экономических условиях последнего десятилетия.

Уже сейчас можно отметить особенность бюджета 2003 года - он будет бюджетом зарплаты и ЖКХ. Впрочем, как и теперешний, более 80% расходов которого приходится именно на эти статьи. Так что речь скорее надо вести не об особенности, а о закономерности.

Еще одна закономерность последних лет - изменение по ряду позиций налоговой базы. К сожалению, не в пользу местного бюджета, который в результате несет потери. Не надо быть экономистом, чтобы заметить очевидное: за счет перераспределения средств происходит все большая их концентрация на вышестоящем уровне. И если федеральный бюджет сегодня исполняется с профицитом, и правительство вслух размышляет над тем, куда бы направить «лишние» деньги, то бюджеты муниципалитетов с трудом находят средства на самое необходимое, включая зарплату учителям, врачам и расчеты с энергетиками.

Не секрет, что в последние годы Новосибирску достается все меньше средств из собранных на его территории. Так, в 1999 году из доходов города изымалось в вышестоящие бюджеты в общей сложности 64%, а 36% оставалось Новосибирску. Спустя год город отдавал уже 71% доходов, оставляя себе лишь 29%. Минувший, 2001 год, был рекордным по части «изъятия» - в бюджете Новосибирска осталось лишь 19% всех собранных доходов, а более 80% «ушли» «наверх».

Делиться, бесспорно, надо. Однако принцип: «Чем больше собрал - тем больше отдал» мало стимулирует биться за доходы. По-настоящему действенным стимулом могло бы стать увеличение нормативов отчислений от регулирующих налогов в пользу города, где проживает более половины населения НСО. Все это - предмет договоренностей и конструктивного взаимодействия городской и областной властей.

К сожалению, сегодняшняя система межбюджетных отношений далека от идеала. Всю пагубность отсутствия четких правил игры демонстрируют примеры городов, где мэр и губернатор находятся в оппозиции, а заложниками противостояния становятся простые жители. Новосибирск, к счастью, в перечень подобных «горячих точек» не входит, но ведь правила-то не должны зависеть от личности руководителей. В идеале четко должны быть определены полномочия каждого уровня власти и, исходя из этого, за каждым из них должны быть закреплены соответствующие доходы. Нет средств - нет и полномочий.

Но это в идеале. На практике же на плечи городской власти ложатся полномочия, которых раньше просто не было. При этом средства на их реализацию либо не передаются вовсе, либо передаются далеко не в полном объеме. Так, приняв на свой баланс в поистине ужасающем состоянии бывшее ведомственное жилье, объекты соцкультбыта, инженерной инфраструктуры, город до сих пор не получил за них компенсацию. Между тем, документы на сумму более 294 млн с обоснованием затрат были переданы в Минфин еще в 2000 году. И все эти годы хозяйство надо было содержать, ремонтировать, реконструировать, а значит, средства из городского бюджета тратить на все больший объем жилфонда и коммуникаций. А ведь они ветшают, растет аварийность, снижается качество услуг. При этом ответ перед недовольными жителями приходится держать не столичным чиновникам, а местной власти.

Другой, не менее яркий, пример - всевозможные льготы для десятков категорий граждан. Льготы государство продекларировало, но вот финансами не обеспечило. В итоге, власти на местах, к которым люди идут за обещанным, вынуждены выкраивать (или не выкраивать - бюджет не резиновый!) необходимые средства.

Городу не остается ничего другого, как «по сусекам скрести», «по амбарам мести» в поисках дополнительных, прежде всего неналоговых доходов. Каждый год их сумма существенно увеличивается. Сегодня 12% доходной части бюджета дают именно неналоговые источники - подобным может похвалиться далеко не каждый город (в Красноярске, например, этот показатель втрое меньше).

Сколько нужно Новосибирску если не для хорошей, то хотя бы для сносной жизни? Если считать по методике Минфина, выходит сумма в два раза превышающая нынешний размер бюджета - порядка 15 млрд рублей. Но это - гипотетический бюджет. Реальный же должен составить, с учетом дотации из областного бюджета, не менее 10 миллиардов.

Впрочем, о конкретных цифрах говорить пока рано. После согласования расчетов с администрацией Новосибирской области наступит следующий этап в подготовке бюджета города. С учетом утвержденных бюджетообразующих параметров будут сделаны детальные расчеты для всех департаментов, комитетов и управлений, после чего бюджетное послание будет передано мэром для анализа и обсуждения депутатам городского Совета. Это произойдет в начале ноября.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: