Новосибирск -5.2 °C

Мы будем поколением работающих пенсионеров

17.10.2002 00:00:00

Такой вывод сделал журналист «Вечерки» после встречи
с первым заместителем Минэкономразвития Михаилом Дмитриевым

Михаил Дмитриев

 ...Кабинет первого зама Германа Грефа, доктора экономических наук Михаила Дмитриева завален бумагами, несмотря на то, что на столе стоит хороший компьютер.

- У нас тут средневековье - не электронный, а бумажный документооборот, - как будто даже немного смущен Михаил Эгонович.

Но мы, журналисты из ведущих СМИ Новосибирска, пришли сюда не про «Электронную Россию» говорить, а про пенсии.

Напомним нашим читателям, что по новому законодательству пенсия состоит из трех частей. Первая - это одинаковая для всех базовая в 450 рублей, вторая зависит от трудового стажа, а третья часть - накопительная. Именно эту часть формируем мы, работающие, отчисляя от ежемесячной зарплаты 2 процента в Пенсионный фонд. И как раз на этих деньгах каждый из нас, кто собирается дожить до пенсии, вынужден будет учиться играть на рынке ценных бумаг. Потому что, при удачном инвестировании этой части будущей пенсии, можно получить к старости «навар», значительно превышающий грядущую инфляцию. А при неудачном - нет, не прогореть, а всего лишь недополучить.

Откуда такая уверенность насчет «не прогореть»? От доктора Дмитриева. «Обеспечение безопасности пенсионных накоплений - один из ключевых вопросов при подготовке пенсионной реформы», - ответственно заявил он. И пояснил, что в пенсионном законодательстве выстроена целая цепь механизмов защиты наших кровных, причем только последнее звено этой цепи есть государство. То есть РФ - это финальный гарант, на самый крайний случай, до которого, скорее всего, на практике дело не дойдет. Причем защита распространяется как на накопления, вложенные в государственный пенсионный фонд, так и в любой негосударственный.

«Но самая главная гарантия, - говорит Михаил Эгонович, - не в том даже, что государство заплатит в случае дефолта. Самое главное - обеспечить механизмы, которые бы не допустили обвала, и наладить эффективный контроль».

Ничего нового как будто, ведь про учет и контроль еще Ленин писал. И вряд ли искушенный читатель поверит, что государство отлично справится с этими функциями. И, вероятно, будет прав. Дмитриев приводит в качестве примера еще недавно братский Казахстан. Там пенсионная реформа началась на три года раньше. За это время две трети будущих пенсионеров перевели свои отчисления из государственных пенсионных фондов в частные. Дмитриев соглашается, что частные организации обладают большей свободой в принятии решений, а правила инвестирования у тех и у других одинаковые. Менять фонд гражданин может один раз в год.

Но и за негосударственным пенсионным фондом нужен глаз да глаз, если вы хотите пресловутую третью составляющую вашей пенсии получить по максимуму. И здесь Михаил Эгонович дает несколько ценных рекомендаций:

- Главное, чтобы деньги не были вложены в какую-то одну ценную бумагу или в один объект инвестирования. Например, можно вложить их в Газпром. Но случилось с ним что-то - и все. Надо рассредоточить риски, чтобы судьба пенсионера не зависела ни от одного предприятия. Поэтому лучше не вкладывать более 5% в один объект инвестирования. И сами эти объекты должны быть из разных отраслей промышленности и из разных регионов.

Есть еще страновой вид риска. Так, на каком-то этапе может сложиться не очень хорошая ситуация во всех предприятиях России. По закону часть пенсионных накоплений разрешено размещать в активы за рубежом, поэтому в перспективе до 20% пенсионных накоплений могут быть вложены в объекты инвестирования других стран.

Впрочем, заметил Михаил Эгонович, накопительная часть пенсии для граждан, которые уйдут на пенсию до 2020 года, составит лишь 10-15% от их трудовой пенсии. Все остальное будет начисляться по старой схеме за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд России. Но и платят-то будущие пенсионеры 20-х всего по 2% . Для молодого поколения, которое сегодня только вступает в трудовую жизнь, накопительная часть пенсии приблизится к половине. Предполагается, что лет через 40, когда они доживут до 55-60, экономика будет стабильнее. (А 40 лет назад Хрущев вообще обещал, что сегодня мы будем жить при коммунизме...)

По убеждению Дмитриева, основанному на анализе пенсионных систем разных стран, краткосрочные спады в экономике для пенсионных накоплений большой угрозы не представляют, поскольку они формируются в течение двух, трех, а то и четырех десятилетий для каждого человека. За этот период экономика проходит несколько периодов спадов и подъемов. В целом доходность за такой период, даже включая годы мировых войн, все равно положительна и превышает инфляцию.

- Ну а если завтра дефолт? - пытали мы Михаила Эгоновича.

Он соглашался: дефолт - да, это катастрофа. И тут же вселял оптимизм:

- Но опасности дефолта сегодня нет. Потому что объем государственного долга по отношению к объему ВВП (внутреннего валового продукта) снизился благодаря интенсивным выплатам последнего времени. Если и дальше сохранится тенденция такого соотношения, ситуация дефолта исключена. Мы в состоянии весьма эффективно обслуживать государственный долг. Сегодня в России он в процентах к ВВП намного меньше, чем в подавляющем большинстве развитых стран.

Более того, сама по себе новая пенсионная система стабилизирует финансовые рынки. К концу трудовой деятельности сегодняшних 20-летних, то есть к 2040-м годам, объем их пенсионных накоплений приблизится к объему ВВП (при росте экономики 3% в год). Эти средства - важнейший фактор экономического роста. Это деньги, вложенные на длительный срок (в отличие от денег спекулянта - сегодня вложил, завтра все забрал и убежал), к тому же предсказуемые, они направлены на развитие экономики.

- То есть в нашей экономике теперь все зависит от успеха пенсионной реформы?

- Реформа облегчит нормальное развитие страны, но если мы не предпримем других крупных мер по всем направлениям, которые обеспечат России экономический рост, то пенсионная реформа обречена на провал, как и вообще любая пенсионная система. Ведь источник пенсионных денег - это деньги предприятий. К 2040 году ВВП на душу населения будет в пять-шесть раз больше, то есть каждый будет богаче в пять -шесть раз в сравнении с сегодняшним днем.

- А мы, кому сегодня «за тридцать», сможем ли на пенсию свободно путешествовать по миру, как немцы преклонных годов?

- Нет. Ни высоких зарплат, ни пенсий еще не будет. Даже будь нам по 20 лет сегодня. Наш ВВП далек от германского. При нормальных темпах роста экономики нам потребуется не менее 15-20 лет, чтобы только выйти на средний уровень страны Европейского Союза.

И все-таки, несмотря на столь пессимистичный конец беседы, замминистра Минэкономразвития нас не разочаровал. Наконец-то государство (в лице замминистра) не просит своих граждан потерпеть еще сто дней или пять лет, а честно говорит: не дождетесь! Хотите быть обеспеченным пенсионером - готовьтесь к долгой трудовой жизни, чтобы и в 60 конкурировать с молодыми и, соответственно, иметь солидную прибавку к пенсии. А для этого, господа-товарищи, надо, как это ни банально, вести здоровый образ жизни. Но про то, что в России много пьют и как вообще российский менталитет скажется на пенсионной реформе, «списанной» с западных систем, мы с Михаилом Эгоновичем не говорили...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: