Новосибирск 3 °C

По старому обряду

17.10.2002 00:00:00

История старообрядческой Церкви полна драматизма

Кафедральный собор старообрядческой Церкви в Новосибирске

 18 октября Сибирская епархия Русской православной старообрядческой церкви будет отмечать 140-летие образования Сибирской епархии и 10-летие ее воссоздания. Созданная в 1862 году единая сибирская епархия многие годы действовала под неусыпным контролем государственной власти, сначала царской, затем советской. Активная деятельность наказывалась. Так, в 1894 году за активную пастырскую деятельность был репрессирован епископ Мефодий - арестован, лишен всех прав состояния и отправлен в ссылку. Через 41 год, в 1937 году, репрессии продолжила уже власть советская - мученическую кончину принял епископ Томско-Алтайский Тихон, после чего Сибирская старообрядческая епархия прекратила свое существование. Воссоздана она была в 1992 году решением Освященного Собора. В этом же году, 18 октября, была совершена хиротония (рукоположение) во епископа Новосибирского и всея Сибири протоиерея Симона Килина, ставшего после рукоположения епископом Силуяном Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии. Сама же Белокриницкая иерархия была организована в 1846 году, и история ее создания, как и все страницы истории старообрядческой Церкви, драматична.

За старую веру - на казнь

 Подстраивающийся под Запад патриарх Никон, начиная в 1654 году реформы Церкви, понимал, что осуществить их без поддержки иерархов будет невозможно, и потому мгновенно подавил первую же попытку сопротивления со стороны епископата. Епископ Павел Коломенский, выступивший против бездумной правки некоторых мест русских церковных книг, был лишен сана, жестоко избит и сослан в монастырь, где вскоре принял лютую смерть. Многие защитники старой веры прошли через пытки и казни, но среди епископата, насчитывавшего тогда чуть более десятка епископов, никто не решился повторить подвиг Павла Коломенского. Часть ушла на покой, чтобы в тишине своих келий тайно молиться по старым книгам, часть приняла новые обряды. Так православные, отказавшиеся принимать нововведения, оказались без своей иерархии.

Предание Никоном древних православных обрядов проклятию ошеломило русский народ. Случившееся сразу же после издания первой исправленной книги моровое поветрие, унесшее жизни тысяч людей, а также многочисленные стихийные бедствия, обрушившиеся на Россию, вызвали апокалиптические настроения среди православных. Особенно они умножились после 1666 года (года, содержащего «число зверя»), когда в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича, посулившего немалые подарки, приехали иностранцы для участия в суде над русской Церковью. Многие из сторонников старой веры не сомневались, что в России явился миру антихрист и что приближается конец света. Начавшиеся страшные пытки и казни сторонников старой веры такие настроения лишь усилили.

Агафья Лыкова - из беспоповцев

 Вместе с этим возникло новое учение о священстве. Появились люди, которые стали утверждать, что истинных священников не стало, а оставшиеся пошли в услужение к антихристу. Так в старообрядческой среде возникло течение, получившее название «беспоповство». До сих пор в тайге встречаются поселки беспоповцев, священство не признающих, считающих, что царство антихриста на земле слишком затянулось для того, чтобы люди смогли покаяться. Известная когда-то на весь Советский Союз, благодаря многочисленным публикациям в прессе, Агафья Лыкова как раз из тех самых беспоповцев. Разрозненные беспоповцы, не имея единого руководства, вскоре разделились на многочисленные согласия и толки.

Другая часть старообрядцев продолжала литургическую жизнь под окормлением священства, не изменившего старой вере. Служили тайно, подвергаясь опасности быть арестованными и даже казненными. Но по мере того, как старые священники стали отходить в мир иной, возникла острая проблема нехватки священников. Так появилось «беглопоповство» - старообрядцы стали принимать в свои ряды духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой Церкви.

Единоверие

Епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян

 Но не все несогласные с новыми обрядами вступали в противоборство с государством и господствующей Церковью. С самого начала церковных реформ среди населения, особенно среди купеческого сословия, зародилось движение так называемых крипто-старообрядцев, формально принадлежавших к господствующей Церкви, но тайно следовавших старой вере. В 1799 году группа московских купцов обратилась к московскому митрополиту Платону с просьбой иметь священников из новообрядческой Церкви при условии совершения ими служб по старым книгам. В 1800 году официально появилось единоверие - промежуточное звено между старообрядческой и новообрядческой Церквами.

Многие современные единоверцы, как, впрочем, и некоторые старообрядцы, очень чтут преподобного Серафима Саровского, считая его первым тайным единоверцем. Современный историк Борис Кутузов, исследуя материалы тайного православного собора 1928 года (названного Кочующим из-за того, что в целях конспирации делегатам приходилось постоянно менять места встреч), утверждает, что на соборе рассматривались так называемые бумаги Мотовилова, из которых следовало, что общепринятый образ преподобного Серафима Саровского был его биографами сильно искажен. На самом деле, утверждает Кутузов, его родители - купцы Мошнины - были крипто-старообрядцами и любовь к старой вере передали своему сыну Прохору - будущему Серафиму Саровскому.

Если это действительно так, то становится понятным, почему преподобный носил дониконианские клобук, мантию и лестовку (разновидность вервицы - древнейшего вида четок, до сих пор являющейся обязательным атрибутом старообрядчества). Склонность к старообрядчеству старца Серафима Саровского, по словам историка Б. Кутузова, и являлась основной причиной нежелания Синода его канонизировать, несмотря на всероссийское почитание. Трудно сказать, насколько соответствует истине версия Б. Кутузова, тем более, что существование самого Кочующего собора многими историками ставится под сомнение, но единоверцы преподобного Серафима чтут.

Как староверы себе иерарха нашли

 Однако большинство староверов отрицательно отнеслись к идее единоверчества, усматривая в ней попытку уничтожения старообрядчества, и продолжали принимать «беглых попов» из новообрядческой Церкви. Однако это не решало другой проблемы, возникшей по причине отсутствия в рядах староверов епископов. Как известно, в православии существует таинство миропомазания. Свершается оно после крещения: новокрещаемого мажут миром - маслом, право освящения которого принадлежит только епископам. Понимая, что рано или поздно старые запасы миро, освященного еще до раскола, будут иссякать, староверы искали себе иерарха и вскоре такового нашли в лице митрополита Константинопольской церкви Амвросия.

Посланцы российских старообрядцев иноки Павел и Алимпий познакомились с митрополитом Амвросием в Константинополе, где он временно пребывал не у дел, так как по просьбе турецких властей был отозван патриархом из Боснии, где занимал митрополичью кафедру. Турки не желали видеть на подвластной им территории честного, бескомпромиссного архиерея, каким был митрополит Амвросий. То, что владыка Амвросий был не в запрете, а временно не у дел, очень важный факт, так как до сих пор распространяются слухи о его неканоничности. После длительных бесед с посланцами из России владыка Амвросий согласился возглавить Русскую старообрядческую церковь. Чин присоединения митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви был совершен 28 октября 1846 года в Белокриницком монастыре, который располагался в то время на территории Австрии (ныне находится на Украине).

Услышав о случившемся, император Николай I послал австрийскому правительству требование арестовать митрополита Амвросия и сослать его в заточение. Во избежание военного конфликта с Россией австрийцы монастырь закрыли, а митрополита отправили в ссылку. Но было уже поздно. Митрополит Амвросий уже успел рукоположить несколько епископов. Так у старообрядцев восстановилась законная канонически непогрешимая иерархия. По названию места присоединения митрополита Амвросия она стала называться Белокриницкой. Однако из-за усиленно распространяемой клеветы на митрополита Амвросия некоторые старообрядцы не признали новую иерархию, продолжая принимать беглых священников из господствующей Церкви. За такими старообрядцами закрепилось название «беглопоповцев». (В настоящее время бывшие беглопоповцы имеют свою иерархию с духовным центром в городе Новозыбкове.) Начало Новозыбковской иерархии положил в 1923 году архиепископ Николай (Позднев), перешедший к беглопоповцам из обновленческого раскола. Называется эта ветвь старообрядцев Древлеправославной церковью.

«Примирившись, спасемся жизнью Его»

 Многие годы старообрядческая иерархия в России не признавалась и преследовалась. Ссылки, тюрьмы были уделом староверческого священства. Вот лишь один случай, который произошел 5 сентября 1865 года, приведенный известным старообрядческим писателем Федором Мельниковым. В семи верстах от города Хвалынска Саратовской губернии белокриницким священником совершалась литургия. Вдруг раздался треск разбитого окна и в храм влез пьяный полицейский чиновник Виноградов с пятью полицейскими. С матерными ругательствами «он шагнул в алтарь, схватил стоящую на святом жертвеннике чашу с освященным к таинству вином, выпил его прямо из потира и стал закусывать лежащими здесь просфорами». Пришедшие в ужас от такого кощунства православные не знали, что им делать. «А между тем Виноградов уселся на святой Престол, закурил папиросу от горевших здесь свечей и продолжал произносить неприличную брань». Этот эпизод до боли напоминает надругательство над Церковью красноармейцами в первые годы советской власти. Старообрядцы считают это закономерностью. Столетиями русскому народу внушали, что можно безнаказанно глумиться над верой, которую не одобряет государство.

Годы коммунистического гонения на Русскую православную церковь заставили ее по-другому взглянуть на старообрядчество. Поместный собор 1971 года утвердил постановления Синода 1929 года об отмене всех проклятий старых обрядов «яко не бывших», а старые обряды признал спасительными, как и новые, то есть равнозначными им. Таким образом, старообрядческая иерархия официально признана канонической. И потому никто не мешает нам поздравить своих братьев старообрядцев с юбилеем Сибирской епархии и пожелать не поминать старых обид, «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5, 10).


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: