Новосибирск 0.8 °C

Обыкновенная история от 17.10.2002

17.10.2002 00:00:00

Недавно я увидел небо в алмазах - всю бесконечность ночного неба и звезд, ширь полей, многокрасочность городских проспектов... Как это произошло?

Доктор Кашников при помощи лазера возвращает зрение

 Сорок лет назад во время школьного медицинского осмотра окулист выявил у меня близорукость (-1 диоптрия) и прописал очки для постоянного ношения. Знакомая для многих история, не правда ли? Прошли годы, зрение опустилось до -7 диоптрий, очки на носу стали обязательным атрибутом в работе и на отдыхе. Даже гардероб подбирался с учетом цвета и формы оправы, или наоборот. Я и представить себя уже не мог без «велосипеда» на носу, мир вокруг потускнел, стал плоским.

И все же мои отношения с очками всегда оставались напряженными. С одной стороны, я их очень берег, покупал все новые, красивые оправы, а с другой - на дне души продолжала тлеть ненависть к ним и надежда когда-нибудь обрести свободу. Чего только не предпринималось ради этого: менял стекла на пластик, очки - на контактные линзы... Однако форма менялась, а суть оставалась прежней - все это требовало занудного ежедневного ухода, бесконечных денежных трат, по-прежнему ограничивало выбор занятий.

Надежда освободиться от близорукости появилась при посещении Новосибирского офтальмологического центра «Эксимер». Случилось это неожиданно: у жены появились проблемы со зрением, и она захотела пройти диагностику в «Эксимере»: в выходной день, на самом современном оборудовании, за вполне умеренную цену - всего за 220 рублей. Я решил составить ей компанию, вот уже лет двадцать, как не обращался за консультацией к окулистам, самостоятельно выписывая себе то одни очки, то другие. Процедура диагностики заняла около двух часов, но при этом нисколько не утомила: спокойная, почти домашняя обстановка, обходительный персонал произвели очень приятное впечатление. А вот итоги обследования не обрадовали - врач выявил у меня дистрофические изменения сетчатки глаз. В «Эксимере» подобное заболевание глаз лечат с помощью специального аргонового лазера, такая процедура называется ППЛК и длится несколько минут. Не вдаваясь в технические подробности медицинского оборудования, скажу лишь о субъективных ощущениях пациента: если вы спокойны и полностью доверяете врачу-офтальмологу, то процедура ППЛК не доставляет особых волнений. Смотришь на сигнальный огонек лазера, а он работает, делает свое благотворное дело.

Людей, весьма далеких от современного офтальмологического оборудования, слово лазер до сих пор пугает образами из известного романа советского классика. На самом же деле при непосредственном, так сказать, знакомстве лазер в медицинском центре «Эксимер» оказывается умной, доброй машиной. Такова современная техника медицины -действие ее для пациента остается почти незаметным по времени и ощущениям. Однако при этом мы все же больше полагаемся не на технику, а на людей, которые ею владеют.

Первый же визит в «Эксимер» пробудил заветное желание исправить зрение. Знакомство с сотрудниками центра, полная информация о проблемах зрения и деталях лечения позволяли принять обоснованное решение. Делать операцию по устранению близорукости или навсегда смириться с очками? За советом обратился к знакомым. К сожалению, среди них не было тех, кто сам прошел лазерную коррекцию зрения. Одни безосновательно полагали, что операция болезненна и в значительной мере ограничивает потом физические нагрузки, другие считали, что мне в очках гораздо лучше, и т. д. Конечно, подобные аргументы были совершенно далеки от действительности и лишь упрочили мое желание пройти лазерную коррекцию.

 И вот в назначенный день я - в центре «Эксимер». В холле перед операционной - человек семь пациентов. Двое уже прошли операцию и отдыхают в кресле. Интересуюсь у одного паренька: «Долго делали?» - «Закапывали несколько минут, а сама операция - я и понять ничего не успел - огоньки какие -то помелькали в глазах, и все», - ответил он. Подошла моя очередь идти в операционную. В операционной - хирург и медсестра. Мне предлагают лечь на операционный стол, под лазерную установку, лицо накрывается стерильной салфеткой. На глаз устанавливают векорасширитель - маленькую скобку, позволяющую держать глаз открытым. Такое приспособление особенно удобно для тех, кто любит часто моргать или немного волнуется. Врач просит сконцентрировать внимание на световой метке лазера. А дальше происходит самое удивительное: за несколько секунд возникает масса ощущений, скорее всего, это похоже на космический полет - ты летишь в черном космосе, а навстречу тебе несутся неведомые красочные планеты. Думаю, для тех, кто любит компьютерные игры, такие ощущения особенно придутся по вкусу. Пробуждение тоже было необыкновенным, через минуту лазер был отключен, и в легкой дымке я увидел, впервые за много лет, четкие контуры окружающей обстановки. Дальше - больше: зрение начало восстанавливаться с каждым днем, я увидел мир во всем его многообразии и величии. Мне 51 год, и я только теперь увидел, какая красота окружает меня! Сказать, что я очень доволен результатами, - значит не сказать почти ничего. Такое вот обыкновенное чудо.

Ради истины замечу, что процесс восстановления зрения не лишен некоторых обязательных условий, о которых в «Эксимере» предупреждают заранее. Например, первое время после операции следует ограничить работу за компьютером (для меня как журналиста это была главная проблема), не надо употреблять алкоголь и посещать сауну. Пациенту предстоит освоиться и с новыми возможностями зрения - многие люди, как известно, привыкают жить в замкнутом мире близорукости и с трудом, как улитки, выползают на свет.

О некоторых аспектах зрения современного человека и лечебных услуг, предоставляемых Новосибирским офтальмологическим центром «Эксимер», рассказывает его главный врач, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМТН Владимир Васильевич Кашников.

- Владимир Васильевич, в последние годы число близоруких людей, носящих очки постоянно, кажется, значительно сократилось. Такое впечатление складывается, по крайней мере, на городских улицах.

- Объективно ситуация со зрением такова: больше половины населения нашей планеты видит плохо. Кто-то носит очки, кто-то контактные линзы, есть и такие, кто плохо видит, но ничего не носит и считает это правильным. Контактные линзы по сравнению с очками, конечно, более полно исправляют недостатки плохого зрения. Но при этом любые контактные линзы остаются инородным телом на поверхности глаза, они нарушают питание роговицы, накапливают разные инфекции. Неправильное использование линз, ношение их без перерывов на ночь, без замены один раз в 4-6 месяцев может привести к гнойному воспалению роговой оболочки, после которой формируется бельмо и глаз может стать незрячим.

- Владимир Васильевич, как давно в мире практикуется коррекция зрения?

- Более пятидесяти лет. За эти годы технологии и возможности такой коррекции значительно выросли и продолжают совершенствоваться. Если раньше для офтальмологии были важны такие показатели, как острота зрения, поле зрения, то теперь для офтальмологов на первый план выходят качественные оценки - как зрение отвечает запросам людей разных профессий - водителей, операторов, музыкантов, летчиков и т. д. А также в нынешнее время важен быстрый восстановительный период, отсутствие побочных эффектов у методики, гарантированное зрение. В нашем центре мы начали разрабатывать новые критерии качества коррекции зрения. Помимо этого, происходит постоянная замена оборудования, на котором мы работаем. Новосибирский центр открылся в 1998 году, мы начинали с лечения близорукости и близорукого астигматизма, затем лазерная установка была усовершенствована, и мы стали принимать пациентов с дальнозоркостью и дальнозорким астигматизмом. После дальнейшей технической модернизации появилась возможность лечить и смешанный астигматизм. Теперь мы берем на лечение пациентов широкой возрастной группы: от 12 до 60 лет. В настоящее время планируется расширение Новосибирского центра «Эксимер», помимо лазерной коррекции зрения будем более широко лечить катаракту, глаукому, косоглазие и другие болезни.

- Использование лазера в офтальмологии началось за рубежом?

- Если обратиться к истории вопроса, то первые попытки создать лазерную установку были в Новосибирске, в Институте лазерной физики. Позднее идея была развита зарубежными коллегами, и теперь подобные операции делаются в Японии, США и во всех европейских странах. В России и странах СНГ работают 29 лазерных установок. Причем 6 из них работают в системе офтальмологических клиник «Эксимер», в состав которой входит и Новосибирский центр.

- Насколько сопоставим уровень оказываемых медицинских услуг и оплаты за них в отечественных офтальмологических клиниках и зарубежных?

- Он значительно отличается. За рубежом в некоторых клиниках используют старые технологии, от которых мы уже отказались. Что касается цен, то они у нас гораздо ниже общемировых, на коррекцию зрения к нам приезжают из Германии, США, Китая, Кипра, Монголии, Казахстана и других стран СНГ, а также практически из всех регионов России.

Беседовал и прозрел Вадим ГЛУХОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: