Новосибирск 0 °C

Учиться покупать, или Когда юбка не того фасона

16.11.2002 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 «Представляете, что они нам говорят?! Вроде мы эту терку механическую не вымыли, потому она и заржавела. А такая терка вообще ржаветь не должна - из чего же она сделана? Да она у них в магазине после того, как мы ее сдали, три дня простояла, может, от этого и ржавчина пошла. Там такой есть винт, так мы с сыном как только не пытались его открутить, не смогли, боялись ручку сломать. Не нужна нам такая механизация...»

Читатель, думаю, догадался - это монолог расстроенной покупательницы. Чем закончится история с теркой, пока неясно, «драма» только началась. Что ж, не первая и не последняя. Несколько штрихов. Женские туфли ценой более тысячи рублей вдруг «отказали» - отклеилась подошва. После консультации с сотрудниками отдела по защите прав потребителей администрации Ленинского района, после грамотно составленной с их помощью претензии в магазине вынуждены были вернуть деньги. Совершенно новая стиральная машина «Сибирь-6» быстро «забастовала» - сгорел двигатель центрифуги. Дорогая микроволновка, что называется, с наворотами, готовить пищу отказалась. Газовая плита, любовно установленная в кухне и подключенная к газу, подымила, попыхтела и стала просто опасной для жизни. Оказалось, одна горелка заблокирована, в другой неполное сгорание газа. Одна из двух золотых сережек никак не держалась там, где ей было положено, - брак застежки.

Покупать всегда приятно, также как всегда мучительно больно вдруг обнаруживать, что купил дрянь. Даже и не только оттого, что вещь плохая оказалась, - чувствовать себя обманутым весьма неприятно. А покупать народ, несмотря на «тяжелую жизнь», как-то не перестает. Совсем даже наоборот, во вкус вошел. Чем дальше - тем больше. Ведь в выходные дни в промтоварных магазинах не протолкнуться. Вот сейчас бум на мобильные телефоны. Берут часто не глядя, каковы гарантии, где сделают гарантийный ремонт, где находится сервисная служба: а может, в совсем неблизком городе? Уровень покупок, пожалуй, можно оценить, сравнив всего две цифры. Десять лет назад, когда сотрудники отдела осваивали новый закон о защите прав потребителей, как подчеркивают, «вместе с покупателями», в год зафиксировали 390 обращений. Теперь только в прошедшем октябре - 286, более половины - на качество товаров, остальные - на услуги. Почти третья часть жалоб - на некачественную обувь. Но если плохие сапоги, туфли, купленные в магазине, можно обменять или получить назад деньги, то обувка с барахолки проблематична. Как и другие товары с рынка. Иной раз и продавца не найдешь. Не говоря уж о каких-то гарантиях. Права есть, а предъявить их некому. И тем не менее наши граждане отовариваются на рынках, там дешевле. Ну, ладно бы одежду, а то ведь и бытовую технику покупают. Например, чайники, которые не выключаются, а кипят бесконечно... На рынке даже невозможно проверить, горит - не горит, шипит - не шипит...

Буквально по всем группам товаров можно получить неприятности, мягко говоря. От мебели до сотовых телефонов, от автомобиля до юбки. Говорю не для красного словца. Автомобиль УАЗ оказался с техническими дефектами. Грамотно составленная претензия в отделе по защите прав потребителей заставила продавца провести ремонт. Купила женщина юбку за шестьсот рублей. Дома примерила, присмотрелась - фасон не нравится. Но жалоб на качество нет, швы все на месте, потому магазин не обязан менять товар или возвращать деньги. Тут уж решение зависит от доброй воли руководителей торговой точки. Юбку обменяли. Это тот случай, когда нет права требовать, но не исключена возможность попросить. Конечно, в большинстве случаев в отделе помогут, проконсультируют, объяснят, как обратиться в суд. Но приходится некоторым гражданам доказывать, что их права не нарушены. Мужчина купил золотые часы в подарок, а ремешок приятелю оказался не по руке - мал, не сходится. То же, по сути, что с диваном, который в комнату не входит, - надо было размеры промерять. Часы - вещь дорогая, не утюг, который тут же в сеть включил и проверил. Как их брать назад, надо экспертизу проводить, ведь продавец отвечает за качество перед следующим покупателем.

От покупочных неприятностей, в общем-то, никто не застрахован, но риск можно уменьшить, если знать, где, что и как покупать. А также иметь хоть какое-то представление о законе и понимать, как себя вести в ситуации «юбки не того фасона».

- В наше время пора уже становиться грамотными, надо учиться покупать, - говорит начальник отдела по защите прав потребителей администрации Ленинского района Татьяна Алькова. - К сожалению, наши покупатели даже иной раз и правила эксплуатации не изучат, включая дома технику. Приходят, жалуются - обманули. Начинаем разбираться и слышим: «А я в техпаспорт не заглядывал». Покупатель должен нести и свое бремя ответственности. Ведь сейчас приобретают люди дорогую технику, компьютеры, сотовые. Надо проверить всю документацию, выяснить, где сервисная служба, по какому адресу, каковы вообще условия приобретения. Это нормальные взаимоотношения продавца и покупателя. И еще проблема - у нас нет независимой экспертизы. Центр стандартизации загружен. В обществах потребителей тоже возможности невелики. Независимые экспертные бюро создавать, конечно, непросто, оборудование сложное, дорогое. Но все-таки они необходимы...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: