Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Пятнадцать человек на сундук мертвеца...

27.12.2002
Новых пазиков в Новосибирске сегодня больше чем достаточно. А в реальности сегодня по городу бегают такие холодные и драные тарантасы, что дрожь берет прямо на входе в них и не оставляет до самого выхода. Откуда они берутся на маршрутах? Почему благородные конкурсные цели остаются, мягко говоря, большей частью на официальной бумаге? Чтобы понять это, приглядимся к процессу распределения хлебных маршрутных мест поближе.

Конкурс на право выполнения пассажирских перевозок
в Новосибирске каждый год проводится... незаконно

Чем популярнее маршрут, тем многолюднее на остановке транспорта. Но все ли будут ехать в комфортных условиях? Это неизвестно... Фото Сергея ПЕРМИНА

 Была, если кто помнит, такая старая пиратская песенка, отраженная в заголовке. В ее припеве еще, кажется, фигурировала бутылка рома - для создания теплой атмосферы распределения имущества из этого самого сундука. Но сгинули пираты, стал немалой редкостью ром, - а вот сам принцип распределения остался. Только называется он сегодня чуть более деликатно - чай, не в Средневековье живем...

Из «Положения о порядке привлечения немуниципального пассажирского автомобильного транспорта к перевозке пассажиров на маршрутной сети города Новосибирска» (приложение к решению горсовета N 178 от 28.10.98): «Конкурс на право выполнения пассажирских перевозок... проводится для подбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров, укрепления транспортной дисциплины, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров. Конкурс организует конкурсная комиссия из семи человек, состав которой утверждается постановлением мэра Новосибирска. В состав комиссии входят представитель заказчика (уполномоченного мэрией Новосибирска органа, который осуществляет заказ на транспортное обслуживание населения), ГИБДД УВД НСО, Российской транспортной инспекции, Государственной налоговой инспекции по Новосибирску, три депутата городского Совета. Конкурс проводится не реже двух раз в год».

Чуть ли не каждый из новосибирцев ежедневно бывает пассажиром городского транспорта. Поэтому для любого горожанина небезразличен вопрос: как из десятков потенциальных перевозчиков всех форм собственности со всеми марками автобусов отбирают тех самых достойных, которым вручаются жизнь и здоровье пассажиров, а попутно - и немалые наличные суммы от их перевозки? Официальный ответ прост - по тому самому конкурсу. Существует и «Положение о конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок», которое тоже было разработано и принято еще при мэре Викторе Толоконском (приложение к решению городского Совета N 186 от 09.12.98 г.). Более того, в конце декабря должен состояться очередной конкурс на очередной пакет маршрутов, и перевозчики уже заняты подготовкой бумаг на право участия в нем.

Тишь да гладь да божья благодать? Отнюдь. Ибо, если приглядеться к состязанию наших автобусовладельцев поближе, то вскрываются удивительные вещи. Оно и понятно: практика, как утверждал один классик, суть критерий истины.

Есть у математиков такая логика - от противного. Предположим, что процесс формирования городских маршрутов протекает именно так, как записано в официальных документах о конкурсе. Тогда ездить бы нам всем по сегодняшнему морозу в тепле и уюте: чего-чего, а, по крайней мере, новых пазиков в Новосибирске сегодня больше чем достаточно. А в реальности сегодня по городу бегают такие холодные и драные тарантасы, что дрожь берет прямо на входе в них и не оставляет до самого выхода.

Откуда они берутся на маршрутах? Почему благородные конкурсные цели остаются, мягко говоря, большей частью на официальной бумаге? Чтобы понять это, приглядимся к процессу распределения хлебных маршрутных мест поближе.

Начнем с основного вопроса: а судьи кто? Кто эти семь человек, которые решают, на чем в конечном итоге ездить горожанам - на новеньком автобусе или на дряхлой развалюхе? Список их не секретен - смотрим выше. И начинаем с номера первого - представителя заказчика.

Из письма руководителя НОО РТИ Владимира Батаева заместителю мэра Владимиру Кривушкину (N 653 от 15.06.01 г.):

«На маршрутах общественного пассажирского транспорта г. Новосибирска складывается неблагоприятная обстановка в вопросах безопасности перевозок и качества обслуживания населения. Одна из основных причин этой ситуации заключается в отсутствии службы Единого заказчика пассажирского транспорта в г. Новосибирске. Это является необходимым требованием Закона о пассажирских перевозках в Новосибирской области от 21.07.99 N 71-03».

Вот тебе на: заказчика нет, а его представитель в конкурсной комиссии есть! Мистика какая-то... Тем более, что любой перевозчик знает - все договоры от имени заказчика заключает Управление пассажирских перевозок Новосибирска в лице своего структурного подразделения МУ ЦУГАЭТ. Только вот что по этому поводу гласит закон?

Из «Закона о пассажирских перевозках в Новосибирской области» от 21.07.99 N 71-03 (раздел 1, статья 1): «Учреждение, выполняющее функции государственного (муниципального) заказчика пассажирских перевозок, не может одновременно выполнять функции перевозчика».

Вот в этом-то все и дело. Никто не сомневается в том, что муниципальное управление пассажирских перевозок - сильная профессиональная структура во главе с достойным руководителем Валерием Новоселовым, вполне способная выступать в роли государственного заказчика. Дело за малым - юридически отсоединить от нее все муниципальные ПАТП и трамвайные с троллейбусными депо под другое руководство, чего и требует закон. Но полтора года прошло с момента отправки этого письма, с почетом ушел в отставку по возрасту один из самых уважаемых транспортников области Владимир Дмитриевич Батаев, а маршрутный воз, что называется, и ныне там: сами заказываем перевозки, сами возим и сами себе за них платим.

Может, закон и федеральная власть требуют от новосибирской исполнительной власти чего-то архитрудного? Отнюдь.

Владимир Батаев (из того же письма): «Для реализации требований закона и решения совещания при полномочном представителе президента в СибФО (и этот орган, увы, проигнорирован! - С. К.) по вопросам создания службы Единого заказчика не нужно особых финансовых затрат...»

Иногда достаточно просто оглядеться по сторонам. К примеру, в соседнем Кемерове УЕЗТУ - Управление Единого заказчика транспортных услуг - существует уже лет пятнадцать как муниципальная организация, не имея под началом ни единого автобуса или троллейбуса. Более того, на областном уровне наш губернатор Виктор Толоконский без проблем всего за пару месяцев привел все транспортные структуры в полное соответствие с законом: созданное им областное управление пассажирских перевозок во главе с Александром Штаповым - в чистом виде именно государственный заказчик и не более того. Еще раньше жесткое разделение функций заказчика и подрядчика на уровне областной администрации произошло в смежных отраслях: к примеру, у дорожников Новосибирской области аналогичная операция была проведена еще в 1995 году. Так что городской пассажирский транспорт Новосибирска остается чуть ли не последним бастионом, структурно противостоящим закону, согласно которому - и это понятно, почему - одна и та же организация не может выступать в роли распределителя финансов и их получателя.

Итак, из семи членов конкурсной комиссии уже только шесть пишем, а один в лучшем случае в уме. Идем дальше.

Номера со второго по четвертый - представители ГИБДД, РТИ и налоговой инспекции. Казалось бы, уж их-то участие в конкурсе в качестве арбитров сомнений не вызывает. Что ж, слово президенту России Владимиру Путину (цитирую «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Указом Президента РФ N 885 от 12 августа 2002 года, пункт 2, абзацы 1 и 5):

«Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций».

А что получается в Новосибирске? Конкурс по городским маршрутам - это по определению «оказание предпочтения профессиональным группам и организациям»: одним перевозчикам перед другими. В то же время четверо из семи членов конкурсной комиссии - государственные чиновники, которым именно это с 12 августа прямо запрещено Указом N 885.

Итог - из «великолепной семерки» тех, кто определяет, кому быть, а кому не быть на наших маршрутах, сегодня худо-бедно имеет право этим заниматься лишь тройка депутатов горсовета: явное меньшинство. Иначе говоря, федеральная власть в Кремле еще несколько месяцев назад сделала применяемую в Новосибирске процедуру организации городских маршрутов абсолютно нелегитимной, но, несмотря на это, очередной конкурс уже объявлен на конец декабря. Столь открыто начихать на президента и его документ плюс на областной закон о пассажирских перевозках - что называется, смелость иметь надо, однако... По крайней мере, сегодня любой проигравший на конкурсе перевозчик вправе обратиться в прокуратуру и в суд, и новосибирские пассажиры получат все шансы стать свидетелями любопытного юридического разбирательства.

Но, может быть, есть смысл оставить муниципальное транспортно-конкурсное производство как оно есть из соображений, как говорили в старину, «революционной целесообразности»: пусть незаконный, но хоть какой-то порядок? Увы, изначальный правовой беспредел способен породить только иные формы беспредела.

Выиграл, к примеру, перевозчик конкурс на маршрут, рассчитанный на 30 автобусов, а завтра на нем оказывается 60 машин. Для Новосибирска такая пиратская «толпа на сундук» (правда, еще не мертвеца, но уже экономически пострадавшего: доходы-то падают!) - отнюдь не редкость. Мчится победитель в болотной тоске к организаторам конкурса, а те ему в ответ: дескать, мы так решили, исходя из целесообразности. Жаловаться бедолаге некуда, ибо незаконен сам конкурс, закрепивший за ним данный маршрут. Бесконечные очереди чадящих вхолостую на весь город пазиков и «газелей» на конечных остановках, их многочасовые простои на маршрутах - следствие именно этой ситуации.

Другой пример - один из моих любимых маршрутов под номером 714: первая категория, трасса по Красному проспекту, прямо под окнами мэрии, максимум дохода. Примерно год назад был на него конкурс. Беседую с перевозчиками: ими выставлялись новенькие, с иголочки, пазики и пролетели, как та самая фанера над Парижем. Зато на 714-й в изобилии вышли победители конкурса, древние, как мамонты, ПАЗ-672: лично, как пассажир, помню те колымаги, многие даже по номерам. Спрашиваю у транспортных мужиков: «Как же это?» Да знаешь, говорят, пришли лица противоположной от Чукотки национальности, под которыми эта гниль на колесах ходит, и смогли убедить большинство членов комиссии. Каким образом - догадайтесь сами. Хорошо - лично я готов считать данную гипотезу злонамеренной клеветой и персонально в такое явление не верю. Но пусть наши читатели предложат другой механизм появления этой рухляди на престижном городском маршруте с учетом условий конкурса (см. выше). У меня, признаться, просто фантазии не хватает...

И так далее - примерам несть числа. Серьезные люди давно бьют тревогу по этому поводу, не выплескивая, правда, ее до сего дня на страницы прессы. Меры, предлагаемые ими, просты, как 6 рублей за проезд.

Владимир Батаев (из того же письма): «В настоящее время вся нормативно-правовая база (конкурсов. - С. К.), принятая мэрией и горсоветом в 1998 году, устарела. В результате... руководство мэрии зачастую получает необъективную информацию о ситуации на маршрутах, фактически выполненных рейсах МУП ПАТП; практически не имеет информации о работе немуниципального транспорта. Требуется немедленная переработка (еще полтора года назад требовалась! - С. К.), исходя из реалий сегодняшнего дня».

Отменить конкурсы - вплоть до разработки нового положения о них с учетом президентского указа N 885. Создать наконец-то службу государственного заказчика пассажирских перевозок в Новосибирске в соответствии с областным законом, хотя бы по примеру аналогичной областной службы. Принять на горсовете новый пакет основополагающих документов по городским перевозкам. Сделать процесс распределения мест на маршруте максимально открытым, в том числе и для прессы, узнающей на сегодняшний день все решения задним числом. Сложно все это? Да нет, пожалуй - было бы желание, так и не возникшее ни у кого с прошлого года.

И последнее - мне об этом тоже уже доводилось писать. Городской транспорт - сфера особая, затрагивающая интересы практически каждого новосибирца. Поэтому в этой сфере, как в никакой другой, за головотяпство и недоработки подчиненных, ведущие минимум к «необъективной информации о ситуации на маршрутах», расплачивается лично наш мэр Владимир Филиппович Городецкий своим рейтингом в глазах горожан. Так, может, не стоит лишний раз подставлять его ни за что, ни про что под крепкие выражения пассажиров, трясущихся сегодня, как сельди в бочке, в очередной победительнице липового конкурса - насквозь промерзшей и прогнившей от ржавчины маршрутной развалюхе?


Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.