Новосибирск 4.1 °C

Сжимая пространство и время

04.01.2003 00:00:00

Соборная экономика - наш российский путь?

 Наша приватизированная промышленность не стала «китом» рыночной экономики. Очевидность этого факта видна невооруженным глазом. Успехи отдельно взятых производств ничего не решают. Главный показатель - утрата веры трудящихся в «светлое капиталистическое завтра». Красивая сказка о всеобщем обогащении обернулась мрачной реальностью всеобщего обнищания. Но ведь рынок-то не миф, и работает он (увы, не у нас) очень даже эффективно. В чем же дело, опять российский пресловутый менталитет виноват? Да, считает инженер-экономист Анатолий Кустов. Не подходит нам западная экономическая модель с ее ориентацией на личность-одиночку. Русский человек - существо общественное, и экономика ему требуется соответственная, соборная. Сразу оговорюсь, Анатолий Алексеевич не имеет никакого отношения к нацпатриотам и прочим ультралевым. К своей идее соборной, или духовной, экономики он шел 30 лет. А действенность ее доказал на практике. После внедрения принципов соборной экономики на бердском НПО «Вега» в инструментальном производстве зарплата там выросла вдвое.

- Так, что же такое соборная экономика, Анатолий Алексеевич?

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу в свою очередь спросить вас: какова главная проблема любого производства? Ответ простой - отсутствие единого показателя оценки эффективности производства и распределения прибыли. Последнее сегодня зависит исключительно от руководителя предприятия. При этом его личные качества не играют никакой роли. Даже самый что ни на есть порядочный руководитель не способен объективно оценить труд каждого. А в разработанной мной модели соборной экономики можно определить вклад любого участника трудового процесса, от рабочего до руководителя.

- Это каким же образом?

- Используя единый показатель оптимизации производственного процесса. Но чтобы пользоваться им, необходимо перевести зарплату из категории оплаты труда (цена рабочей силы) в статью распределения доходов. Это принципиальный момент, потому что зарплата является частью дохода. Теперь рассмотрим реальную ситуацию. Возьмем завод БЭМЗ, где я работал заместителем начальника службы подготовки производства. Тогда за год цех завода производил продукции на 100 тысяч рублей (речь идет о 1989 годе) и реализовывал ее по оптовым ценам. Списочный состав цеха завода - 50 человек. Фонд зарплаты - 15 тысяч рублей. Общие расходы составили 76 тысяч, прибыль - 24 тысячи. Но показатель оптимизации производственного процесса - «П опт» (эффективности) всего четыре сотых. Это очень низкий показатель, учитывая, что он стремится к единице, и может доходить до тройки. Чтобы определить долю дохода (не зарплаты) конкретного рабочего, скажем, Сидорова, мы берем его зарплату в 220 рублей (в ценах 1989 года), делим на «П опт» и получаем индивидуальный лицевой счет - 4400 рублей. Это акционерный капитал нашего Сидорова в основных производственных фондах, или его лицевой счет. И даже если Сидоров уходит с завода, капитал остается. Его индивидуальная доля прибыли определяется перемножением текущего «П опт» и постоянно меняющегося индивидуального лицевого счета в зависимости от проведенной тобой экономии времени, ресурсов и т. п. на основании рацпредложений, изобретений. В итоге индивидуальный экономический интерес реализовывается через коллективный показатель «П опт». Идешь через проходную завода и видишь горящий на табло «П опт» на текущий момент. А зная свой текущий лицевой счет, и можно сразу посчитать свой индивидуальный доход на сегодняшний день.

- Наверное, «П опт» можно назвать показателем «здоровья» завода, его термометром?

- Совершенно верно. «П опт» показывает, насколько эффективно используются основные производственные фонды и труд людей. Это совершенно объективный показатель качества управления предприятием и эффективности труда каждого работника. И величина «П опт» прямо зависит от всех участников трудового процесса. Чем выше этот показатель, тем больше доля прибыли приходится на каждого. В результате создается реальная экономическая заинтересованность в своем труде.

- Вы пытались внедрить свою модель на БЭМЗе?

- Да. Директор завода пошел мне навстречу, но только на словах, не предоставив мне никакой информации для расчетов. И я ушел на бердскую «Вегу,» где стал начальником инструментального производства. И там мне удалось внедрить принципы соборной экономики. И тогда произошло то, что безмерно удивило всех работающих. Мы смогли провести инструментальную подготовку нового изделия - лазерного проигрывателя - в немыслимо короткие сроки, за семь месяцев. Реально же такой объем работ можно было выполнить лишь за полтора года. В два раза быстрее! Никто не понял, как это произошло. Но в системе соборной экономики сжимается пространство и время - вещь совершенно естественная. Новое качество экономических отношений меняет сам принцип мышления.

- Как внедрение соборной экономики сказалось на благосостоянии трудящихся?

- Очень скоро зарплата рабочих выросла вдвое.

- Несмотря на эти успехи вы все же ушли с «Веги», почему?

- Потому что вошел в противоречие со сложившейся системой и структурой управления. Хотя я реализовал свою модель в полном соответствии с тремя законами производства: критикуя - предлагай, предлагая - исполняй, добиваясь исполнения - имей решение. Но, по мнению начальства, я нес «не ту идеологию». На этом основании меня вызывали в КГБ (это был 1989 год). Беседовал со мной полковник по фамилии Шугай. Он был начальником секретного отдела на БЭМЗе. Я сказал ему: вам осталось максимум два года. Вы скоро упадете. И так оно и вышло, политическая система рухнула.

- Ваша методика распределения прибыли мало чем отличается от, скажем, японской «семейной» модели, где рабочий также имеет свой акционерный капитал.

- Модель соборной экономики, в принципе, не имеет ничего общего с японской, а тем более западной экономической моделью, так как последние ориентированы лишь на получение прибылей. Но в соборной экономике это далеко не главный аспект. В ее основе - духовное начало. Поскольку в ней все прозрачно, сам «финансовый вопрос» уходит на задний план, а главным становится коллективное творческое общение. Люди «прорастают» друг в друге не только взаимно выгодными экономическими интересами, но и духовными. В процессе труда идет сопереживание каждого момента. Труд начинает действительно облагораживать, помогать человеку осознавать себя, становиться целостным. А полнота сознания подразумевает полноту существования. Более того, в едином творческом процессе люди помогают друг другу духовно очищаться. Ведь понять, увидеть себя можно только через другого человека, через зеркало его души.

- Насколько применима ваша методика в сегодняшних экономических реалиях, при всеобщей ориентации на получение прибыли любой ценой?

- Вполне применима, хотя бы потому, что позволяет выпускать большой объем продукции в минимальные сроки. Осуществлять высокоэффективное управление по «плавающим» критериям оптимальности. Мы всегда стоим перед фактом возможности оценить эффективность коллективного труда и начать распределение прибыли не по субъективным мотивам руководителя, а на объективной основе. По этому принципу нельзя распределить больше прибыли, чем заработали. И вся экономия времени, издержек производства, ресурсов сразу переходит в валовую прибыль. А для нас, россиян, экономия времени особенно актуальна. Потому что, как свидетельствует статистика, мы нация вымирающая, у нас нет времени на отдых и восстановление.

- Допустим, но попробуйте заставить директора какого-нибудь ЗАО «поделиться» с рабочими прибылью. А ведь по вашей методике ему придется это сделать.

- Да, таких желающих сейчас немного, но я убежден, что рано или поздно наше производство пойдет по пути соборности, потому что другого пути для нас не существует. А предпосылками для скорейшего внедрения принципов соборной экономики являются пять российских безысходностей. Первая безысходность - идеологическая. Сейчас все, от политиков до рабочих, ждут, когда, наконец, появится идея, методология, доктрина, которая объединит нацию. Соборная, духовная, экономика как раз и является такой объединяющей идеей.

Вторая безысходность - отсутствие социальных гарантий в нашем обществе, я думаю, не нуждается в комментариях. Третья безысходность - отсутствие коллективного общения. Люди буквально умирают из-за того, что их выключают из процесса общественного труда. Четвертая безысходность - это такой очевидный факт, как нищета подавляющего большинства населения. И пятая безысходность - наше общинное, соборное начало, от которого мы никуда не уйдем. Ну, такими мы созданы и другими не будем.

P.S. Редакция обращается к читателям с просьбой откликнуться на высказанные Анатолием Кустовым идеи. Хотели бы вы внедрения принципов соборной экономики на вашем производстве? А может, они для вас неприемлемы? В любом случае, ваше мнение будет интересно.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: