Новосибирск 6.4 °C

Раньше они крали велосипеды...

04.01.2003 00:00:00

Новосибирск переживает всплеск похищений автомобилей

 Ноябрьская ночь, пустынная улица, машина на обочине, судя по силуэту - иномарка, и две фигурки вокруг копошатся. Может, помочь надо или еще что. Оказалось, как раз «или еще что». Патрулю ГИБДД это стало ясно с первого взгляда. Два пацана лет по шестнадцать крутились возле заглохшей «Тойоты». Им третьи сны видеть надо, а завтра поутру с ранцем в школу. А они по-свойски возле иномарки «пляшут». Одного взгляда специалистов достаточно - заводилась машинка не ключиком, а варварским способом - «через проводки». Пришлось мальчиков сопроводить в более теплое место и побеседовать. Документов, понятно, у них не оказалось, а уж на машину и тем более. Что подтверждало худшие подозрения - угон, а на языке пацанов - «просто покататься». Но, увы, если б только такие «цветочки». Ягодки же потянули на полновесные статьи Уголовного кодекса. И на целую группу несовершеннолетних, которые весьма успешно совершенствовались в криминальном промысле, которые еще года три-пять назад позволяли себе лишь организованные преступные сообщества.

...Стремительно поспевает ныне молодежь. Лишь один из группы, а всего дело заведено на шесть человек, дорос до возраста, после которого наступает полноценная уголовная ответственность, даже чуть перерос - ему девятнадцать. Остальным как раз «полками командовать», как юным героям гражданской - по пятнадцать-шестнадцать лет. Они и командовали - по ночам. Но «молоды-зелены», а значит, и «скидки» положены. Потому наш гуманный суд арестовал только самого старшего, а в свете еще более повышенной гуманности в связи с нынешними нововведениями, недорослей отпустил под подписку о невыезде. У них большие «заслуги» - ребятки ни разу не были судимы. Что уж, сразу и в камеру? Суду, конечно, виднее. Но, кажется, Фемида не придала значения, что ребятишки промышляли уже два года, к двадцати эпизодам угонов и краж движется следствие. Впрочем, арестовывать по суду у нас только учатся, а время разглядеть будет - на процессе. Хорошо, если «детки» именно после допроса еще раз не выйдут в поисках радости на улицу, чтобы сесть за руль чужой машины.

Начинали пацаны-«несмышленыши» с «игры». Острое желание почувствовать себя, как все, как в кино, рвануть с места, пронестись по темным улицам, удаль свою показать. Угоняли старые советские машинки - «запорожцы», «москвичи», «копейки». Носились по окраинным улицам, по полям, что сразу за Затулинкой. А навар? Аккумуляторы, колеса, что легко снять или взять из оставленного владельцами. А владельцы, понятно, кто - «старые» русские, пенсионеры. Ребята, что называется, набили руку. А тут умный подвернулся: что зря-то гонять, когда можно бабки заработать. Стали работать на заказ. Самый старший держал связь с заказчиками. Гаражи те снимали сами, куда пацаны поутру пригоняли «тачки». Бизнес... Оплата - по таксе, такса - до пятнадцати тысяч, в зависимости от состояния машины и модели. На заказ похищено три автомобиля, и не какое-нибудь старье - «Волга», новехонькая «шестерка» выпуска 2002 года, «восьмерка». «Тойоту», на которой попались, угнали из интереса, добавим - к машинке присмотреться. Надо ж было совершенствоваться...

История, если с точки зрения соцреализма, - как раз тот случай, когда в частном отражается типическое. А именно убедительнейший пример того, как ныне довольно легко юные наши соотечественники приобретают «профессию». Уходящий год дал невиданный за последнее неспокойное время всплеск угонов и краж транспортных средств. (Поясню. Кража, когда автомобиль крадут из гаража, из любого охраняемого пространства, со стоянки, например. Угон - увод «колес» с улицы. А если уведенная с улицы, со двора машина не находится в течение десяти дней, то угон переходит в разряд кражи.) В городе за одиннадцать месяцев прошлого года украдено 245 автомобилей, ныне - почти четыреста, тогда было угнано 404 машины, ныне - 688. Больше всего (по убывающей) в Ленинском, Калининском, Заельцовском, Дзержинском районах. Известны наиболее криминогенные места. В Железнодорожном больше девяноста процентов - это угоны. То же самое на Гусинобродском шоссе, на улицах Челюскинцев, Советской, Дуси Ковальчук, на Красном проспекте, проспекте Маркса... Кражи из гаражей - это Северо-Чемской жилмассив, Сухой лог, улицы Доватора, Республиканская... Да разве перечислишь. Полный расклад имеется в межрайонном отделе по розыску автотранспорта при УВД города. Раскрываемость автомобильных краж при двойном росте транспортного криминала осталась на том же уровне - 22 процента. Понятно, немного, но и это результат, если учесть, насколько трудно вообще раскрываются любые кражи и как подскочил вал. Стоит отметить, что наши разыскники еще неплохо работают по сравнению с коллегами из других городов, входят в первую пятерку по России, по крайней мере, активности не снижают. И особенно при разоблачении групп вроде той, о которой рассказано выше. Раскрываемость угонов - 83 процента. Автомобили, украденные в нашем городе, находят чаще всего в соседних регионах - на Алтае, в Кемерове, Красноярске, Омске. Изымали даже в Москве, Питере, а один - «Мицубиси-Паджеро» - в Минске.

Почему такой всплеск автомобильного воровства? Вот мнение заместителя начальника отдела по розыску автотранспорта при УВД города Виктора Гоношилина:

- Криминальный автобизнес - на третьем месте после оружия и наркотиков по прибыльности. Машины воруют во всех странах. Но там законы отражают реальность. У нас же их подогнали под европейские стандарты, не учитывая наши условия. Резкий рост краж машин в этом году - за счет несовершеннолетних угонщиков. Раньше они воровали велосипеды, теперь автомобили. Быстро схватывают новое и поняли: гуманные законы им на руку. Под стражу их чаще всего не берут. А безнаказанность развращает. Вот и набираются опыта, чтобы стать «профессионалами»... Если кто-то из молодежной группировки одумается, отойдет, то на его место новенькие всегда находятся. Были случаи, когда, уже находясь под следствием, подростки снова угоняли машины.

О причинах преступности несовершеннолетних не стоит распространяться, они известны. «Автобизнес» - лишь одна, но очень опасная разновидность, доходная, привлекательная, лихая... Опыт юных отражен в цифрах. «москвичей» угнано почти в три раза больше, чем в прошлом году, а всего 136, столько же «жигулей» первого выпуска, несчастных «горбатых» - 46, тоже в два раза больше. Если так пойдет, то скоро самолеты начнут угонять... И догонять «профессионалов», которые отечественными «консервными» банками не занимаются.

Некто Кичигин в 1998 году был осужден на пять лет за хищения автомобилей, в день угонял даже и по три. На его счету - 96 машин. В прошлом году за примерное поведение был условно-досрочно освобожден. Недавно его снова повязали с поличным, в деле четырнадцать фактов, пока что... Матерый «профи», Кичигин угонял «тачки» только с улицы, не покушаясь на машины с сигнализацией. После отсидки его «компетенция» резко подскочила. Теперь навороченная иномарка едва пикнуть успевает, как он пережимает ей горло. Работая с помощниками, Кичигин мгновенно отключает ревун под капотом. Несколько секунд, и авто становится «ручным».

Годы взлета криминала стали прямо-таки университетами для воров. Не сразу, но стали подтягиваться те, кто им противостоит. Раньше сбывали краденые авто запросто. Теперь машина с перебитыми номерами агрегатов и поддельными документами навряд ли проскочит экспертов, набили глаз и набрались опыта в последнее десятилетие. Чтобы обойти экспертизу и пройти регистрацию, теперь воры используют подлинные документы снятых с учета разбитых машины. Так сбывал добычу Кичигин. И не только. Есть умельцы, что даже в кузов краденой вваривают большой фрагмент с номером разбитого автомобиля. Похоже, как и воровской бум с мобильными телефонами, криминальный автобизнес позиций пока сдавать не собирается. Уж в этом-то мы точно догнали развитые страны! Как хоть в какой-то степени обезопаситься?

По мнению оперативников, необходимо совершенствовать законы. Ладно, это забота верхов. А у нас в таком большом, перенасыщенном транспортом городе одна из причин беспредела - сокращение автостоянок, особенно в центре. И не сбросишь беспечность владельцев. Оставляют автомобили без присмотра, без сигнализации, без противоугонных устройств на улицах, во дворах. Особенно старые машины, на которые, как видим, поднялся воровской «спрос». Нет денег на дорогие противоугонные средства, объясняют владельцы. Но, как считает Виктор Гоношилин, существует немало технических возможностей предотвратить угон и без дорогих устройств. Это различные нестандартные способы, известные только хозяину приспособления, для блокировки зажигания, например, с которыми вор на улице не станет возиться. На любой станции техобслуживания их поставят.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: