Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Отвечать за качество государство больше не намерено

06.01.2003
Теперь за это ответственен изготовитель и мы с вами... Но пока производитель готов сорвать куш любыми путями, а культура потребления и покупательная способность населения все еще низки, некачественная продукция все равно найдет сбыт. Законопроект «Об основах технического регулирования в РФ» обещает новую революцию. Что сулит она нам, потребителям?

Теперь за это ответственен изготовитель и мы с вами

На витрине товары выглядят красиво. Но насколько они качественны? Это можно проверить, только купив их...

 В советские времена государство боролось за качество решительно и неуклонно. Вслед за «пятилетками качества» внедрялся «знак качества», а потом и система государственной приемки. От каждого нововведения ждали революционного переворота в отношении качества товаров и услуг. Законопроект «Об основах технического регулирования в РФ» обещает новую революцию. Что сулит она нам, потребителям? Рассказать об этом мы попросили заместителя директора Новосибирского центра стандартизации и метрологии Евгения Филатова.

- Суть Закона о техническом регулировании в РФ, принятого в первом чтении Государственной думой, - переход к международно признанным правовым принципам в вопросах технического регулирования. Мы входим в международное сообщество и обязаны сократить количество технических барьеров, затрудняющих движение товаров как внутри страны, так и при импорте. Если прежде нормативно-технические документы принимались ведомствами, в частности Госстандартом, технические регламенты будут приниматься как законы Государственной думой. Более частные - на уровне правительства. Государство намерено оставить в зоне своего контроля лишь стратегические моменты - безопасность и охрану окружающей среды. Требования, касающиеся их, будут жестко обязательными и внесены в технические регламенты. Все остальные требования станут носить рекомендательный характер.

- Однако претензии к новому закону остаются. У вас, как у человека, долгие годы занимающегося вопросами стандартизации и сертификации, они, наверное, тоже есть?

- Вынесенный на обсуждение Госдумы законопроект полностью выводит услуги из сферы технического регулирования. Считается, что они не могут представлять опасности. А автосервис, услуги перевозок железнодорожного и авиационного транспорта, ремонт сложной бытовой и автомототехники? Вопрос довольно спорный. Тем не менее услуги полностью уходят в «добровольную» сферу. Хотя закон еще не принят, этот процесс уже идет. Сегодня осталось всего три вида услуг, подлежащих обязательной сертификации - общественное питание, торговля продуктами питания, техническое обслуживание автотехники.

- Не боитесь, что, когда сертификация услуг полностью станет добровольной, ваши специалисты окажутся не нужны?

- Не думаю. К нам и сейчас по-прежнему идут организации, от которых по действующим правилам сертификации услуг не требуется. «Клиент привык спрашивать сертификат, - объясняют они. - А что ему показать? Пятно на стенке, где сертификат висел? Лучше уж мы пройдем сертификацию, заодно будем знать, где наши упущения».

- С сокращением обязательных требований производителю работать будет, конечно, значительно проще...

- В первую очередь резко сократится количество бумаг, где он может неожиданно для себя найти обязательные требования. Все они в фонде технических регламентов. Грядет структурная ломка многих ведомств. Многие сегодня одновременно занимаются сертификацией и аккредитацией, надзором и лицензированием. Пока эти процедуры не разделены, нас в ВТО не пустят. Должно уменьшиться и количество надзорных органов. Сейчас прямыми или опосредованными надзорными функциями в технической сфере обладают около сорока федеральных структур - санэпидемнадзор, госэнергонадзор, пожарный надзор, котлонадзор и т.д. То, что их число должно быть оптимизировано, производитель, естественно, воспримет с облегчением.

Обязательное сертифицирование будет касаться только аспектов безопасности. Сегодня обязательность трактуется значительно шире. А органы надзора еще больше расширяют рамки контроля. Особенно когда дело касается продуктов питания. Хотя и говорится, что существующая система сертификации ориентирована на безопасность, зачастую проверяются и другие характеристики, в том числе идентификационные. Для безопасности потребителя, например, безразлично, маргарин он покупает или сливочное масло. Тем не менее контролирующие организации сейчас считают, что если они упоминают в своих документах «масло», значит, косвенно это подтверждают. Поэтому масло проверяют на содержание жиров, кофе - на компонентный состав, коньяк - на выдержку. И так далее. C вступлением закона «О технических регламентах» в силу на подобные проверки надзорных органов будет наложено вето.

- Не слишком ли поспешно в условиях нашего рынка, заполненного некачественной продукцией?

- Ситуацию на рынке благополучной, действительно, не назовешь. Проверками госторгинспекции в первой половине года забраковано треть обследованной муки, почти половина запасов чая в магазинах, 63 процента растительного масла. Не лучше положение и с непродовольственными товарами, изделиями производственно-технического назначения. Пока производитель готов сорвать куш любыми путями, а культура потребления и покупательная способность населения все еще низки, некачественная продукция все равно найдет сбыт. «А раз так, - говорят инициаторы законопроекта, - не стоит и делать вид, что мы с вами что-то решаем. Запретили торговать некачественной продукцией в магазине, покупатель пойдет на угол, на «барахолку». Поэтому, если продукция низкокачественна, но не опасна, пусть продается. Задача государства - чтоб никто не отравился и никого не убило. Это мы обеспечим.» Все остальное будет решать покупатель. Нужна ему колбаса с соей на 90 процентов и пельмени из ушей, значит и они будут на рынке.

- Цена у нас далеко не всегда показатель качества. Один и тот же товар можно встретить на «барахолке» и в магазине, но уже за двойную цену. На что же теперь ориентироваться потребителю?

- Кроме сертификации товаров и услуг существуют еще и системы качества, свидетельствующие о том, что на предприятии есть собственная система контроля и надзора за качеством продукции. Степень доверия к качеству их продукции значительно выше. Сертификат системы качества международного образца предполагает еще больший уровень доверия к продукции фирмы. Так что смотрите, кто произвел товар, читайте внимательно компонентный состав, пытайтесь разобраться.

- Но все тонкости производства знать невозможно...

- Общество потребителей, другие организации проводят тестирование товаров, проверки, дают рекомендации - так во всем мире. У нас тоже есть союз общественных организаций потребителей и комитеты по защите прав потребителей, действующие при муниципалитете и районных администрациях. Но пока они в первую очередь работают по жалобам и не дают превентивную оценку. На Западе, например, множество журналов, публикующих рейтинги товаров, данные экспертиз, товарных срезов.

- И печатающихся на деньги от рекламы...

- Не только. Общественные организации там содержатся на членские взносы и средства от выигранных судебных исков. Правда, там иная законодательная база. Наш закон о защите прав потребителей достаточно хорош. Но, к сожалению, он не предполагает условий, по которым потребитель мог бы наказать предприятие за некачественный товар или предоставленную услугу. Представим, что человек получил пищевое отравление. В лучшем случае, что присудит виновнику судья, - это оплатить больничный и стоимость лекарств на лечение. А американская бабуля, которая обожглась, пролив в «Боинге» кофе, выграла у авиакомпании несколько миллионов долларов. Теперь на всех американских авиалиниях подают напитки температурой не выше 70 градусов. Кое-какие подвижки есть и у нас. Недавно МПС откорректировало свои правила. Теперь в случае опоздания поезда железная дорога обещает возвращать пассажирам 3 процента стоимости билета за каждый час опоздания и полностью возвращать стоимость проезда при незапланированных задержках пригородных поездов.

Перемены на рынке во многом зависят от уровня потребительской культуры и покупательной способности населения. Пока потребитель морщится, но все берет, больших изменений ждать не приходится.


Резонанс
Новости
Губернатор Андрей Травников объявил, что министром науки и инновационной политики назначен Алексей Васильев. Официальное представление нового министра состоялось на оперативном совещании в правительстве Новосибирской области 19 ноября.
«Злые снеговики» прервали серию из шести поражений в матче с хабаровским «Амуром». В серии послематчевых бросков – счет 2:1 в пользу «Сибири». Радость болельщиков омрачила травма защитника команды Олега Пигановича, из-за которой он выбыл на три недели.
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
420 из 665 школьных маршрутов необходимо привести в нормативное состояние, отремонтировать дороги, ведущие к районным больницам. На заседании совета по выполнению указа Президента РФ губернатор Андрей Травников выслушал доклады министров о реализации в области проектов «Безопасные и качественные дороги», «Академгородок 2.0», «Жилье и городская среда».
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

Качество минимального набора продуктов максимально приблизят к нормам здорового питания. Состав потребительской корзины планируется пересмотреть с 2021 года, сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.