Возвращаясь к напечатанному
Публикация статьи «Свиные дрожжи» вызвала неоднозначную реакцию среди наших читателей, а особенно среди прихожан новосибирских православных храмов. В частности, возникали вопросы: есть ли принципиальные отличия хлеба, испечённого на заквасках, от дрожжевого хлеба, правомочно ли выпекать просфоры (специальные богослужебные хлеба, используемые для совершения главного православного таинства — Евхаристии) с применением прессованных дрожжей, могут ли современные дрожжи изготовляться из свиных костей, почему в Православной Церкви используют при служении Литургии квасной хлеб, а не пресный? Ответы на часть вопросов можно прочитать в статье «Хлеб наш насущный…» на стр. 8.Остальные прокомментировал клирик Вознесенского кафедрального собора протоиерей Виталий Бочкарёв.
В Православной Церкви предъявляются следующие требования к просфорам, употребляемым при служении Божественной литургии: просфоры должны изготовляться из пшеничной муки, при замешивании теста применяют воду и соль. Тесто должно быть квасным. На протяжении уже многих десятилетий для закваски используются дрожжи. По свидетельству авторитетных
Между тем те, кто читал Евангелие, могли обратить внимание на то, что первая Литургия была совершена Иисусом Христом на Тайной Вечере, когда Он с апостолами собрался для совершения обрядов, связанных с празднованием ветхозаветной Пасхи. При этом кроме пасхального агнца, горьких трав,
Действительно, на Тайной Вечере Христос и апостолы исполнили все предписания Ветхого Завета и ели пресный хлеб. Но Евхаристия была установлена уже после того, как пасхальный агнец был съеден и все ветхозаветные обряды, связанные с этим, были исполнены. Евангелисты пишут, что Иисус Христос после этого взял хлеб, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26, 26). Причём в оригинальном греческом тексте Евангелия хлеб называется артос. В греческом языке было два слова, обозначающих хлеб: азимон — пресный хлеб и артос — хлеб вскисший, поднявшийся. Именно такой хлеб и был употреблен Христом для первой Литургии. Правило выпекать хлеб для Евхаристии из квасного теста установлено со времён апостольских.