60 рейсов в год: что осталось от аэропорта Кыштовки

Рабочие полетят на Ми-8Т на вышки Игольско-Талового месторождения. Фото автора.
В самом отдаленном районе Новосибирской области – Кыштовском – вот уже 11 лет работает вертолетная площадка. Она предназначена для перевозки рабочей силы и грузов на нефтяные месторождения Томской области. До 1998 года здесь был пассажирский аэропорт, откуда кыштовчане могли летать в Новосибирск.

– «Китаец» не прошел, спасибо АТП – дали ПАЗ. Забрал мужиков в райцентре, сюда вот довез, – рассказывает диспетчер вертолетной площадки ООО РТК Ирина Бузынина.

В небе – хмарь: зима начнется вот-вот. Пока же – грязевой сезон. Вертолетная площадка, расположенная в нескольких километрах от райцентра, сегодня работает особенно активно – Ми-8Т грузит рабочих «Томскнефти» (на вышки Игольско-Талового месторождения).

42 минуты через бескрайний Васюган – и посадка на Игол: там, на месте исчезнувшей при загадочных обстоятельствах деревни, бетонированная площадка и начало великого нефтяного пути (400 км. трассы на север, за Стрижевой). Работяги выкинут из чрева свои торбы с одеждой и вкуснятинкой на месяц вахты, а вертушка сразу поднимется в небо и назад, сюда – загружать новую партию.

Обычно – три рейса в день. Примерно 60 рейсов в год: в октябре летали 14 и 17 числа, сейчас полетят 22. А потом – застынет Васюган, наморозят зимник, уже пойдут ледяной пустыней по болоту КамАЗы, а вертолеты будут ждать весны.

Вертолетная площадка в Кыштовке начала работать в 2008 году: в самый разгар тучных лет.

Раньше здесь был аэропорт: на взлетно-посадочную полосу и сейчас могут сесть Л-410, Ан-28 и Ан-2.

Длина полосы – 900 метров, ширина – 23 метра.

Аэропорт, основанный в Кыштовке в конце 1960-х годов и перенесенный сюда с окраин райцентра в конце 1980-х, принял последний самолет в 1998 году. Десять лет здание стояло на консервации.

Периодически поднимается вопрос о возобновлении работы регулярных авиарейсов,

но увы, скептики пока сильнее – за эту сумму полететь до Новосибирска захотят немногие, дешевле такси взять.

Его по-прежнему называют «аэропорт», но официально это вертолетная площадка для Ми-8Т и Ми-2. Самолетов нет уже больше 20 лет. Помимо РТК, тут работают и сотрудники «Авиа-Сибирь»: с РТК заключают договоры нефтяные компании, начинаются полеты – на Каргасок, Новый Васюган, Кедровое… И бесчисленные месторождения: Шингинское, Арчинское, Кулгинское, Майское, Герасимовское, Крапивинское.

Летчики и техники (на площадке проводится и ремонт вертолетов) часто живут тут же, в гостинице, в правой части здания. Работает и буфет: он больше напоминает какой-то штаб – кругом люди в камуфляже, суровые обветренные тайгой лица…

– Первые годы много летали, сейчас поменьше – говорят сотрудники. Кризис дал о себе знать и здесь. Груженные баулами рабочие идут на посадку. В основном это жители Томской области (хотя ездит даже мужчина с Украины): они из Томска добираются до Новосибирска, потом – 9 часов езды до Кыштовки. Выматывает уже сама дорога.

Отгрохочут моторы, и вот вертушка все дальше уходит в сторону Орловки, на Игол. И опять – тишина.

Читайте также: «Агония бердского аэродрома: незаконная застройка вместо полетов».