Новосибирск 1.5 °C

Минор в мажоре, или Еще раз о непредсказуемости русской души. И не только

17.11.2000 00:00:00

Вышел в свет новый номер журнала «Сибирские огни»

 Если бы сейчас существовали западники и славянофилы (как вариант космополиты и патриоты), то обозреваемый журнал непременно оказался бы в стане последних. Издатели и не скрывают, что «Сибирские огни» - журнал с идеологией. Для нас это - дело обычное (хотя министр культуры с высоких трибун и декларирует, что в идеале культура должна существовать вне идеологии, но на деле - мухи отдельно, котлеты отдельно - не получается). Разложи сейчас на столе с десяток рукописей (предположим, все они будут равнодостойны по своим художественным качествам), и без труда можно определить, что, например, пройдет в «Новом мире» или «Знамени», а что в «Нашем современнике»...

Если говорить о концепции «Сибирских огней», то в сегодняшнем варианте журнал взял ориентацию на здоровый консерватизм - вернув не только прежний объем и формат, но и все рубрики - прозу, поэзию, публицистику и литературную критику.

Проза

 Представлена романом Виореля Ломова («Мурлов, или Преодоление отсутствия») и рассказами Вячеслава Дегтева. Роман печатается с продолжением, начиная с N 1 этого года, и с его автором мы намерены познакомить читателя как только будет поставлена последняя точка в этом эпохальном труде (то есть в конце года).

Что касается рассказов Вячеслава Дегтева, то один из них имеет сакраментальное название «Русская душа». Поводом лишний раз вздохнуть об этой бездонной и малопонятной даже нам самим субстанции стала семи-

струнная душа-гитара, которая, собственно, и есть главная героиня этого весьма впечатляющего рассказа. Она да русский умелец - реставратор старинных инструментов. «Чего только не городили о семиструнке: и «мещанство», и «цыганщина», и «социально чуждая», и даже «воплощение антисемитизма» - читаем в рассказе. «Бред какой-то! А все из-за того, что семиструнная гитара - напевная, минорная, воплощающая в себе более полно русскую душу, раздольную, противоречивую, непредсказуемую, которую бросает из холода в жар, из тоски в радость, из минора в мажор. Ведь русский жестокий романс это и есть минор в мажоре». Ра-с-с-ейского «минора в мажоре» в повествовании хоть отбавляй. Где еще как не у нас можно застать такую ситуацию, когда непревзойденный умелец-мастер, подобно Левше, подковавшему блоху, вернет к жизни, казалось бы, безнадежный старинный инструмент работы австрийца Шерцера 1861 года изготовления (без высоких технологий, заметьте). А потом вдруг загрустит-запьет, да и спустит уникальную бесценную гитару за сетку водки. «Стали мы тоску в вине топить. Русский человек меры не чует. Три дня пили да пели... На четвертый день очухались - он лежит в салате мордой опухшей, по усам капуста прилипла. Головы разламываются. А похмелиться нечем». Кто скажет, что это не про нас, пусть первым бросит в автора камень. Об этом можно печалиться, устать от этого безмерно и ненавидеть весь этот «минор в мажоре» всей силой своей любви, как и русскую безалаберность и российское «авось»... Но и открытость, бескорыстность, «настоящесть» у русского человека не отнимешь. «Космополиты - цветы бумажные», - вздыхает автор. Узнаваемы и другие лица из рассказа - «качок» на иномарке, готовый влупить любые «бабки» за реставрацию старинного инструмента, а потом вызывать из него дух графа Калиостро. Опять же скажете не про нас? Вся «Рассея» на вангах, кашпировских, инопланетянах да предсказаниях Глобы помешалась... И деревенский дурачок Коля, рисующий гениальные картины и цены своему таланту не знающий (рассказ «Дю-дю»), - тоже персонаж вполне узнаваемого театра под названием «Русская душа».

Поэзия

 Представлена преимущественно именами открытыми (как принято говорить) на Сибирском семинаре молодых литераторов «Сибирские Афины», проходившем в Томске. Последний раз на подобные форумы молодые дарования собирались лет десять назад. Можно до бесконечности спорить, что творчество - явление сугубо индивидуальное и никаких коллективных акций не терпит, но иных форм внимания к молодым, кроме подобных семинаров и ЛИТО, пока не придумано. Остается радоваться тому, что есть. На семинар съехались прозаики и поэты из Новосибирска, Омска, Барнаула, Абакана, Новокузнецка, Ханты-Мансийска и проч. География довольно обширная. По мнению организаторов, прозаики выглядели довольно бледно, поэты - значительно лучше. Обсуждались рукописи более сорока стихотворцев. Среди наиболее ярких и одаренных отмечены Ирина Федоськина, Иван Рассадников (Новосибирск), Сергей Крих (Омск) и Сибней Том (Абакан). Лучшие стихи молодых дарований войдут в поэтический сборник, который в скором времени обещают выпустить организаторы семинара.

Под тем же «грифом» Сибирского семинара молодых в журнале печатается занятное эссе Андрея Филимонова («Последние четыре апельсина...») о поэте Максе Батурине. От эссе несет настроением томских общаг середины восьмидесятых (именно там и тогда начинал Макс), полулегальными студенческими рукописными журналами, подпольными рок-концертами, студенческой закуской типа плавленых сырков и прочего. Одним словом, всем тем, чем переболели заканчивавшие томские вузы (и не только томские) в те годы. «Хорошим, но очень ранним октябрьским утром 87-го года я не спеша одевался в комнате девушек-первокурсниц общежития Томского политехнического института. Сами знаете, как это бывает, когда юность познает мир», - начинает свое замечательное эссе автор. Тогда-то он впервые и наткнулся на стихи Макса Батурина на столе с остатками вчерашнего пира:

Два дня не слал в родимый унитаз
я бытия блаженного излишков
бродил блуждал вдоль
черных теплотрасс
хватал собак за теплые
подмышки
или так:
Тщедушное тельце кота
я спас от ударной волны
как плакал он и хохотал
как голову тер о штаны

 В официальных печатных изданиях тех времен Макса, естественно, не печатали, хотя он честно носил свои стихи в Томское издательство и даже хотел вступить в Союз писателей. «Просто потому, что любил звания, пустячки, побрякушки», - комментирует автор. Социально невменяемый Макс устраивал в Доме ученых концерты, где появлялся во фраке с нагрудными знаками «Ударнику Социалистического Труда»... И еще он, как всякий нормальный молодой человек, любил девушек и как поэт посвящал им стихи.... «Его девушки были непредсказуемо-страстные наяды. Одну ездил искать в Петербург, от другой скрывался в Сосновом бору, третью сам вылавливал из тихих омутов шизофрении». Теперь у читателей журнала есть возможность познакомиться с творчеством странного Макса без купюр.

Публицистика

 Эссе Виталия Зеленского («Лишняя совесть, или По уши в демократии») представляется излишне пафосным. «Все пляшут, все вьются над несчастной Россией злые бесы, все копытят нашу землю не то кентавры, не то опьяненные свободой ослы, все еще темно от поднятой ими пыли...». Среди врагов России, помимо метафорических бесов, кентавров и ослов, реальные Майкл Горбачев, его жена Раиса, которая, цитирую, «сумела вложить мозги в порожнюю голову Майкла Горбачева, подвигнув его на продажу партии о развале СССР», тупые народные массы, проигнорировавшие судьбоносные выборы в Госдуму, литератор Приставкин, наконец, - желанный гость «Героя дня» на ТВ и прочем. Повесть вышеназванного беллетриста («Ночевала тучка золотая») о незаконном предвоенном выселении чеченцев с их исконных территорий действительно в свете нынешних чеченских событий читается совсем иначе, чем прежде. Было бы интересно поразмышлять и об этом, и на тот предмет, почему 10-й канал с таким удовольствием использует беллетриста в своей игре, и вообще с кем и на чьи шиши играет наш «оппозиционный независимый канал», но у г-на Зеленского таких аналитических моментов не наблюдается... Есть лишь называние и пафос. Хотя по существу со многим хочется согласиться и «крик души» поддержать. Но по форме сочинение представляется написанным лет ...дцать назад.

Критика

 Хочется видеть в разделе больше материалов обзорного характера, выявляющих некие общие тенденции, и большего разнообразия в жанрах. Пока же авторы ограничиваются преимущественно пересказом с комментариями на отдельно взятых авторов. Подбор имен часто носит случайный характер - метод случайного тыка (создается впечатление, что критики журнала пользуются именно им) - далеко не самый продуктивный из всех существующих.

* * *

В целом же журнал производит достаточно странное впечатление. Как будто над ним работает не группа единомышленников, вооруженных единой концепцией, а отдельные личности, между которыми поделены журнальные рубрики. Каждый ведет свою, заполняя ее в силу собственной эрудиции и вкуса. И живые, читаемые страницы чередуются с откровенно «дремучими».

Но при всех этих «но» «Сибирские огни» выходят систематически, в журнале есть что почитать, и авторам без столичной прописки есть где печататься. С чем мы, собственно, и поздравляем...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: