Новосибирск 9 °C

Бернард Шоу, оказывается, наш мужик!

22.11.2000 00:00:00

«Дом, где разбиваются сердца» на сцене «Старого дома»

 Жанр своей пьесы сам Шоу определил как «фантазии в русском стиле на английские темы». В постановке «Старого дома» «английские темы» - исчезли, остались только «русские фантазии»:

- Все русское, - резюмирует режиссер спектакля Семен Верхградский. - А то, что по сцене ходят Джон или Рендол, сути не меняет. И что на площадке - некое подобие британского флага... Ходить по российскому флагу или флагу Объединенных Наций с английскими именами и привычками, согласитесь, было бы странно.

(Да и вообще ходить по российскому флагу c с любыми именами и привычками - странно. - Ред.)

Есть в пьесе и классическая русская безалаберность, и русское «авось», и русский способ решения проблем... И вообще, оказывается, Бернард Шоу - «наш мужик». И заблуждался он тоже по-нашему, по-русски. Любил, например, русскую пролетарскую революцию, считал революцию единственным средством, призваным разрушить загнивающую британскую буржуазию, сильно переживал, что Ленин родился в России, а не в Англии (что, по его мнению, откинуло последнюю на сто лет назад). И пьеса по идее должна была стать популяризацией его политических пристрастий, но на деле (и зрители имеют возможность в этом убедиться) все получилось с точностью до наоборот.

Если еще продолжить тему «русскости», заметим, что не зря театр Шоу считают чеховским.

- Хотя он не так скучен, как Чехов, да простят меня критики и любители театра, - говорит Верхградский. - Как-то модно ставить Чехова скучным. Если относиться к его драматургии со стандартных позиций, то она несколько скучновата. В этом смысле Шоу более разнообразен и более изобретателен и в сюжете и в придумках... Чехов просто не считал это нужным делать. У Шоу чисто чеховский менталитет, чеховское понимание закоулков человеческой души, человеческого интеллекта. «Дом, где разбиваются сердца» - люди пьют чай, а в это время у них разбиваются сердца - чувствуете параллель...

Параллель чувствуем и еще чувствуем, что метафора нынешней России как дома разбитых сердец, надежд и утраченных иллюзий весьма прозрачна.

- Пьеса в одном из своих измерений, именно в одном из (она очень многоплановая и многомасштабная), совпала с сегодняшним днем России, с моим сегодняшним днем и в какой-то степени с сегодняшним днем театра, - говорит режиссер.

А какой такой день, поинтересовались мы, переживает сегодня сам Семен Верхградский и его театр?

- Театр вышел на качественно новый уровень. Одно дело - один раз съездить на какие-то одни престижные гастроли или фестиваль. А второй год ездить на очень серьезные фестивали в России и за рубежом, в разных составах от трех до 25 человек, - это уже другое. И теперь, когда мы очень серьезно выросли, надо определиться - как удержаться на этой позиции и, главное, куда дальше двигаться? Все время надо куда-то идти: вперед, назад, вбок. Важно, куда. Это может вывести на новые рельсы, а может и не вывести. Театр - дело такое...

- Мое нынешнее состояние тоже где-то в этом же русле. «Дом...» - это мой лучший спектакль за много последних лет (хотя есть много других, под которыми не стыдно подписаться). И сейчас нужно самому понять, куда двигаться дальше, потому что в том направлении, в котором я шел последнее время, все выбрано. Начался этот процесс Сверлингом (спектакль «Жан и Жюли, серебряная свадьба»), Шоу лежит где-то на этой же линии, хотя он, конечно, гораздо демократичнее, чем Сверлинг. После «Дома...» удивлять уже будет нечем. Надо искать что-то новое. Менять направление.

* * *

Что же касается «русского» Бернарда Шоу, постановку которого Семен Верхградский считает для себя этапной, то, несмотря на все «разбитые сердца», «утраченные иллюзии» и ассоциации с сегодняшним, не самым радостным для России днем, спектакль получился светлый. Со светом в конце «тоннуля», как говорит сам режиссер:

- В спектакле он есть однозначно. Если этого нет, я просто спектакль не ставлю. А если ставлю, и его нет, то это происходит помимо моей воли, и, видимо, связано со временем, с моим состоянием или с тем, что что-то не угадал и не сумел этот свет в конце тоннеля найти. Тогда спектакль становится для меня мучением... Задумываешь с огромным светом в конце тоннеля, а к финишу тоннель закрывается, для меня это стенокардия, головная боль, бессонные ночи и т.д.

На этот раз обошлось без эксцессов...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: