Буквально за несколько часов побывала и на старинных улочках Франции, и искупалась в ледяных реках Горного Алтая. И вам тоже, кстати, советую. Сделать это необычное путешествие совсем несложно. В выставочном зале Дома ученых открылась очередная персональная выставка известного алтайского художника Василия Куксы. Первый зал парижская коллекция, а во втором размещены алтайские пейзажи.
Мне нужно сейчас и сразу
Василий Кукса алтайский парижанин. Фото Владимира ПОЛЯКОВА
И любители, и ценители знают его как романтичного художника, представителя русской школы реализма. Картины Василия Куксы оставляют океан эмоций. Энергия воздуха, воды, старинной архитектуры обогащает тебя яркими эмоциями, дает невероятный душевный подъем. И не покидает ощущение того, что ты чувствуешь то же самое, что и мастер, когда писал картины. Его работы украшают частные коллекции любителей живописи в Германии, Канаде, США, Южной Корее, Израиле, Швейцарии, Франции. Окончив в 1988 году Новоалтайское государственное художественное училище, участвовал в республиканских, зональных, краевых выставках. Провел более десяти персональных выставок, в том числе в Москве и трижды во Франции. Член Союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, ассоциации «Искусство народов мира».
Главное бесконечное трудолюбие, считает Василий Кукса. Хотя говорит, что бывает и такое, когда работа «не идет»:
Вот еще придумали вдохновение и все такое. Зачастую через силу подходишь к мольберту, потом какое-то время проходит, и ты уже не можешь оторваться от него. Перерывы? Нет, почти не бывает. Ну, день-два могу ничего не делать. Казалось бы, поедешь на море вроде отдых: ложись и загорай. Но нет, не можешь. Тебя сверлит надо что-то делать. Тишину не люблю, фон какой-то нужен обязательно. На написание одной картины уходит мало времени, честно говорю. Растягивать процесс на несколько дней не привык: несколько часов и картина готова. Мне нужно сейчас и сразу. В каждую работу все, что накопилось за жизнь, и выкладываешься на сто процентов.
У этих полотен хочется постоять, помолчать и подумать. Фото Владимира ПОЛЯКОВА
Чаще всего на следующий день не так нравится своя работа, как в момент написания картины. Восторгаться? Такого не бывает почти. В разных помещениях (фон стен), освещении, картины и играют по-другому. Даже возьми, в одном зале поменяй полотна местами, и ты увидишь их в совершенно другом свете.
В 2001 году он получил частное приглашение во Францию. За год до того прошла персональная выставка в Москве, на которой познакомился с Клодом Револем, директором сети музыкальных школ на юго-западе Франции. Тот как раз готовил очередной фестиваль и в качестве художника решил пригласить Василия во Францию. «Новые французские знакомые, пока не увидели мою выставку, думали, что Сибирь пустыня снега».
Второй раз заехал во Францию из Германии. Пытался завязать некоторые связи с местными картинными галереями. В третий раз отправился по своей инициативе. Это была уже более серьезная, осознанная поездка, организованная при поддержке ЮНЕСКО.
Cite des Arts
Городок Искусств (Cite des Arts) находится в центре Парижа. В нем творят не только художники, но музыканты и танцоры, фотографы. Короче говоря, люди искусства, съехавшиеся со всего мира. Некоторые из них попадают сюда за счет выигранных грантов.
В отличие от предыдущих поездок, я был обеспечен отдельным жильем, мастерской, и все это в центре Парижа, вспоминает Василий. Это ли не удача? Мечта каждого художника окунуться с головой только в творчество. А энергии у Парижа не занимать. Подпитку получаешь очень солидную. Здание, в котором мы жили вместе с алтайским художником Андреем Аристовым, гостиничного типа. Плата была чисто символической где-то 200 рублей в сутки (если перевести на наши деньги). В России бы такой творческий отдых обошелся очень дорого. Сами себе готовили, условия все для этого были. Все художественные принадлежности везли с собой, потом подсчитали и решили, что все это вполне можно приобрести там. По окончании стажировки мы организовали выставку. Сожалею только об одном французский язык так и не выучил.
Выставка проходила три-четыре дня в Cite des Arts. За два месяца художником было написано всего 15 работ, и это, по его мнению, очень мало.
Если бы, например, я в Горном Алтае столько времени писал, то раза в три-четыре больше получилось. Но Париж это исключительный случай, это вам не лес. Там на каждом шагу история дворцы XVIII столетия, столики уличных кафе, витражи собора Нотр-Дам
Большой соблазн куда-то съездить, посмотреть, на что обычно много времени уходит. Вот в Каннах еще не был. Одной даме написал портрет, так она вместо платы предложила приехать в Канны (там у нее сдается дом) и пожить бесплатно. Придется ехать, вот только когда еще не решил.
Живописные истории
У каждой картины, конечно, история есть. Вот, например, сад собора Нотр-Дам. В нем гулять запрещено. Охрана никого не пропускает. У нас, конечно, было разрешение, чтобы здесь писать. Особенно когда узнали, что русский художник, сразу согласие дали. Так вот, гуляющий рядом народ тут же воспользовался моментом и использовал меня как пропуск на территорию. Пробирались и фотографировались на фоне меня и Нотр-Дама заодно. Кстати, я «Собор Парижской Богоматери» Гюго читал прямо в Париже. Взял с собой в дорогу и дочитывал уже во Франции. От знакомства с французской литературой «на месте» получается эффект больше, чем если бы я читал в России. Если в тексте что-то непонятно, вышел на улицу и посмотрел.
Вид Парижа сверху я уже в Барнауле написал. По «свежим» нескольким фотографиям. Там некогда было, нельзя объять необъятное. Все откладывал, да и погода была не очень «летная», солнца зимой не очень много.
Одна женщина подходила по поводу вот этих розочек (три садовые розы стоят в обычном стеклянном стакане). Она сказала, что это что-то и светлое, и грустное одновременно. И попала в точку. Когда писал эту картину, может быть, в душе на тот момент и было что-то высокое, но в большей степени именно печальное. Сорвал розы, поставил на подоконник и быстренько написал. Очень часто ее заказывают «повторить». Иногда заказывают люди, которые не в состоянии оценить качество работы. Теперь им вместо коврика красивую картинку подавай.
Приятели Василия посмеиваются: еще три-четыре поездки, и ты просто не вернешься из Парижа. Хотя быть парижанином вовсе не означает, что нужно родиться в Париже. Да и куда же он денется без своего Горного Алтая? Алтай Париж всегда будет доминировать в его творчестве. Алтай потому как Родина, а Париж? Это, если по Хемингуэю, «праздник, который всегда с тобой».