Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Баритон

24.11.2000
За свои «35 - на сцене» народный артист России, профессор Новосибирской консерватории Владимир Урбанович исполнил более 60 ведущих партий баритонового репертуара.

Владимир Урбанович: 35 лет на сцене

 Когда совсем еще юного Урбановича прослушивали в Иркутском училище искусств, его будущий преподаватель не мог сдержать улыбки: «Смотрю, стоит длинный худой мальчишка и мается басом». объяснил он потом ученику: «Никакой ты не бас, а баритон, да еще лирический». Но «длинный и худой» соглашаться с таким «приговором» решительно не хотел, все его кумиры были басы, с Пироговым и Шаляпиным во главе.

...С тех пор прошло немало лет и утекло немало воды. За свои «35 - на сцене» народный артист России, профессор Новосибирской консерватории Владимир Урбанович исполнил более 60 ведущих партий баритонового репертуара.

***

- Что у меня есть какой-то голос, выяснилось совершенно случайно, - вспоминает он. - В школе не пел - стеснялся, а вот в детском садике ставили на стул и пел под рояль.

Но вряд ли это можно считать серьезным вокальным опытом. Хотя в памяти тот рояльчик остался, и черно-белые клавиши до сих пор почему-то часто снятся.

Запел совершенно случайно на какой-то, как теперь принято говорить, тусовке. В 60-е годы была мода на гитары. У него тоже появилась гитара, выучил три аккорда. Все пели. Он тоже однажды запел и... все замерли. Пошли слухи, что есть тут один парень, с таким (!) голосом.

Родился он в городе, надо сказать, не очень «оперном» - в Усолье-Сибирском («Дальше меня только Александровский централ», - шутит Урбанович). В бывшем каторжном поселении, со временем разросшемся в город на сто тысяч населения, об опере мало кто слышал.

***

Начинал как актер драматический. Из драмкружка при ДК, которому потом было присвоено звание народного театра, вышло несколько хороших профессиональных актеров.

- Самодеятельность тех лет - это было серьезно, как я теперь понимаю, - говорит Урбанович, - хотя по этому поводу было много скепсиса, в том числе и у меня.

С преподавателем драматического искусства ему повезло чрезвычайно. Вела кружок Нина Шварц: бывшая актриса, женщина образованная, высланная с мужем из Прибалтики. Так что позднее, придя в училище, он уже имел представление о профессиональной дикции, профессиональном гриме (с тех пор гримируется исключительно сам), знал о системе Станиславского.

- Так что, когда я говорю, что начинал как драматический актер, то нисколько не преувеличиваю и не лукавлю, - резюмирует Урбанович. - Это была не дремучая самодеятельность, совсем нет...

В одном из спектаклей, играя матросика, которому по ходу пьесы предстояло спеть песню под гитару, он и запел... И тогда услышал первые настоящие аплодисменты за свой вокал и впервые понял, что пение - это интересно.

Кончился его вокальный успех тем, что затаскали по конкурсам и фестивалям... А на девятнадцатом году жизни определили в ДК руководителем агитбригады, и он стал голосом зарабатывать свой хлеб.

***

Потом было Иркутское училище искусств, в котором Владимир Фидельман-Басин поставил ему окончательный диагноз: «ты не бас, а баритон».

Училище Урбанович время от времени бросал:

- Однажды приятель купил пластинку Марио Ланца. Я послушал, весь обревелся, пошел и сказал: «Не надо мне этим заниматься. Зачем? Ведь так спеть невозможно».

Ему популярно объясняли, что да, так спеть невозможно, но так и не нужно, и вообще преподаватель проявлял недюжинное терпение, пытаясь удержать излишне требовательного к себе студента. Потом, правда, он ему все высказал: «Ну, и вредный ты был!».

С педагогом ему (как некогда и с преподавателем драматического искусства) тоже повезло чрезвычайно. В сибирской ссылке оказывались невыездными талантливые и образованные люди. Фидельман-Басин был как раз из таких. («Носитель европейской культуры - это было в нем неистребимо, он даже шляпу носил так, как никто во всем Иркутске не носил».)

- Навек благодарен судьбе, что он мне встретился, - говорит Владимир Николаевич. - Уникальной судьбы человек. Начинал учиться в Петербургской консерватории еще при Глазунове. Волею судеб попал в Европу, заканчивал консерваторию в Берлине. Под псевдонимом Бассини выступал по всей Европе, работал в Пражском национальном театре, в середине 30-х пел с Шаляпиным...

В Новосибирскую консерваторию Урбанович тоже поступал по совету любимого педагога, потому что там преподавал Вениамин Арканов, который Фидельману-Басину нравился чрезвычайно, его школу он находил добротной, а актерское мастерство - высококлассным...

***

Дебют Урбановича в новосибирской опере (принят в труппу студентом второго курса консерватории) состоялся в «Кармен». Есть там совсем маленькая партия Моралес - всего минут на десять. Но именно с нее начинается действие - и первый звук в опере традиционно отдавался «первачам» - ведущим актерам. В те времена ее пел несравненный Андрей Федосеев, впоследствии уехавший в Большой театр, звезда первой величины, великолепный баритон, уникальный Дон Жуан и так далее, и так далее. Естественно, когда дирижеру спектакля сказали, что будет петь какой-то студент второго курса, он был несколько обескуражен. Сдавал 10-минутную партию Урбанович две недели. Зато запомнил ее на всю жизнь:

- Я могу сейчас просто встать из-за стола, выйти на сцену и спеть, не ошибусь нигде. Так прочно было вложено.

***

Свои первые двадцать сценических лет он прослужил в амплуа лирического баритона, играл, как принято говорить в театре, фрачных героев. Потом перешел на партии лирико-драматического плана. Довелось работать в театре в лучшие его годы - период Зака, Пасынкова, Грузина, Багратуни. Петь с замечательными партнерами...

Актеры - народ суеверный.

- В актерских делах - сплошные предрассудки, - говорит Урбанович.

Карузо, как известно, постоянно имел при себе амулет. А когда однажды забыл положить его в костюм и спел плохо, нисколько не удивился: «Все ясно, я же без талисмана!». У Урбановича тоже есть свои «заморочки» - носит в театр один и тот же «счастливый» термос для чая, в кармане держит брелок-сувенир в виде фиги:

- Это всем врагам, - улыбается он. - Наивно, конечно, немного по-детски...

Когда выходит на сцену, если есть возможность, берет свою фигу с собой.

Артисты, особенно музыканты, - люди странные. Тарковский их однажды определил: «не вполне люди».

На предмет актеров Тарковский «неприлично» выразился на каких-то съемках («Не помню, то ли где-то читал, то ли рассказывали», - говорит Урбанович). когда ему попеняли, что с актерами не очень нежен, мало жалеет, а тоже ведь люди..., тогда-то режиссер и произнес свое сакраментальное: «А вы уверены, что они вполне люди?!»

- Жестоковато немножко, но что-то в этом есть.., - резюмирует Урбанович. - Профессия накладывает свой отпечаток. Есть какой-то сдвиг. Особенно у актеров поющих. Драматические - более нормальны.

***

Под широко бытующим мнением, что в жизни надо заниматься исключительно тем, что дается легко, он бы не подписался:

- Мне никогда ничто не давалось легко. Все ценой неимоверного труда, бессонных ночей и постоянных сомнений.

Каждый выход на сцену, признается Урбанович, для него - стресс.

- Безусловно, стресс. Сначала детская болезнь сцены, потом с годами волнуешься, потому что все ответственнее и ответственнее становится каждый выход. И так до конца. Пение такой процесс, когда как будто ты про него уже все понял - голос вдруг отказывается служить. Это очень непросто. Как говорил Шаляпин: «Встретимся на пожаре!». Спектакль всегда пожар. Оперный спектакль - это вообще непредсказуемо. Никто не знает, что может произойти, никто не может предсказать, как все пройдет. Иногда нет никаких сил, никакого голоса - но проходит все прилично, а другой раз - идешь в приподнятом настроении, и ничего не получается - что-то вдруг сломалось, разладилось. Сложно все это.

***

Ко всем попыткам усовершенствовать оперу как жанр, которые достаточно активно предпринимаются последнее время, артист относится довольно скептически:

- Это российская тенденция, Европа уже переболела и возвращается к чистой классике.

Однако считает, что без эксперимента театр непредставим, и экспериментального «Молодого Давида» на сцене театра приветствует:

- Тем более что это эксперимент не с каким-то сложившимся материалом, а специально написанное, заранее спланированное произведение. «Давида» трудно представить как какую-то классическую оперу в классических декорациях.

Но эксперименты с классическим материалом, когда и пение, и певец задвигаются на неизвестно какой план, а на первый изо всех сил лезет режиссерский замысел, для него неприемлемы. Это, считает он, путь тупиковый. И вообще опера, уверен профессор консерватории, всегда две вещи - голос и оркестр. Таковы условия игры. Хорошо петь под хорошо звучащий оркестр.

Только и всего. Он и поет... Уже 35 лет.

***

- Был бы я богатый, - непосредственно признался Владимир Николаевич, прощаясь, уже не для прессы, - я бы купил себе такой мал-е-н-ький оригинал Ван Гога. Но актеры богатыми не бывают. Вообще-то бывают, но тогда надо совсем исхалтуриться...

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
13.12.2017
Самые популярные запросы жителей Новосибирска в 2017 году опубликовал «Яндекс». В этом списке присутствует Владимир Городецкий, Дима Билан, Ждун, спиннеры, «Игра престолов», «Босс-молокосос» и многое другое.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Врачами и работниками пенсионного фонда представлялись пенсионерам три неизвестных женщины, похитившие у них почти миллион рублей. Полиция Новосибирска объявила мошенниц в розыск, опубликовав приметы и видеоролик.
12.12.2017
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.