Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дети уходят из школы, из семьи, из жизни...

28.11.2000
За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100 %. Ежегодно кончают с собой 2,5-3 тысячи детей. Уже в возрасте до 3-х лет 10 % малышей имеют явную психическую патологию. Среди дошкольников лишь у 55 % отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике. Среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80 %.

Будущее России в опасности!

 Положение детей в России, их психическое и физическое здоровье, их правозащищенность продолжают ухудшаться.

За 1995-1999 годы детское население России сократилось на 3 миллиона 625 тысяч человек. Нормальное течение беременности и родов наблюдается лишь у 20 % рожениц. Каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения. Более одного миллиона детей являются инвалидами.

За время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в пять раз. Лишь 14 % выпускников средней школы могут считаться здоровыми.

Около 2,5 миллионов детей школьного возраста нигде не обучаются (на них падает 40 процентов «несовершеннолетней» преступности), более 2 миллионов детей и подростков бродяжничают, число детей-сирот превысило 650 тысяч, 40 % детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16 % учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22 % - психологическое.

За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100 %. Ежегодно кончают с собой 2,5-3 тысячи детей.

Уже в возрасте до 3-х лет 10 % малышей имеют явную психическую патологию. Среди дошкольников лишь у 55 % отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике. Среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80 %. Среди детей со школьной дезадаптацией (нежелание учиться) у 93-96 % выявляются те или иные психические нарушения.

Нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, живущих в детских домах, достигает 100 %. Восемьдесят процентов подростков, попадающих в специальные воспитательные учреждения, нуждаются в срочной психокоррекции. Но только 10 % всех нуждающихся получают психиатрическую помощь в государственной системе охраны психического здоровья!

Такие данные привел президент Всероссийской ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный, приехавший из Москвы на проходившую в Новосибирске научно-практическую конференцию «Обретенное детство: защита, поддержка, помощь и исцеление».

Чтобы победить врага, его надо знать в лицо

 Проблем, как выяснилось, в области детской психиатрии множество. Первая и самая главная, по утверждению Анатолия Северного, - отсутствие детской психиатрической службы как таковой. Дети до трех лет в принципе не могут получать психиатрическую помощь, так как специалистов, работающих со столь юными пациентами, просто нет. Так же нет и детской наркологической службы. В лучшем случае наркологические клиники и кабинеты рассчитаны на работу с подростками. При этом возраст риска, когда начинают пробовать наркотики - 7-9 лет. Попытки суицидов, требующие немедленного квалифицированного вмешательства психиатров, все чаще случаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Специалисты Института физиологии СО РАМН так же, как кандидат медицинских наук Анатолий Северный, ставят проблему компетентности российских педагогов, родителей и медиков в отношении психического здоровья детей, опираясь при этом на выводы своих американских коллег. Крайняя форма душевного неблагополучия ребенка - это агрессия в отношении окружающих (учителей, родителей, сверстников) или самого себя (самоубийство). Американская медицинская ассоциация рекомендует относиться к подростковой агрессивности как к серьезной медицинской проблеме, требующей всестороннего изучения. Чаще психиатры сталкиваются с экстернализирующим поведением или поведением по типу «активность во вне» - это напоминает айсберг, подводную часть которого составляют различные фобии, навязчивые, тревожные и депрессивные состояния. Из ста процентов случаев установленного клинического диагноза родители распознали проблему в 45,2 процентах случаев, решение обратиться за помощью приняли лишь 40 процентов, а получили реальную помощь только 19.

Между тем, согласно данным НИИ физиологии СО РАМН, не менее 5 процентов школьников (или минимум один в каждом классе) страдают гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Это те самые лентяи и бездельники, которые без конца вертятся, отвлекают разговорами соседей по парте, пускают самолетики в классе или глядят в окно, пропуская мимо ушей объяснения учителя. На самом деле это не банальная лень, как убеждены многие, а серьезное психическое заболевание.

Сотрудники НИИ физиологии в ходе своих исследований пришли к выводу, что у девочек чаще встречаются эмоциональные расстройства, у мальчиков - отклонения в поведении. Частота отклонений в поведении - лжи, воровства, прогулов уроков - у российских школьников многократно превышала аналогичные показатели в странах восточной (Китай) и западной (Англия, Новая Зеландия) культуры, в то время, как частота невротических симптомов - тиков, заикания, сосания пальца, обкусывания ногтей - была сходна с соответствующими показателями других стран.

Угроза обществу исходит от лекарств

 Руководитель Новосибирской Ассоциации детских психиатров и психологов Андрей Баянов ставит вопрос об этических и правовых аспектах использования психотропных средств при лечении детей.

Большинство психотропных средств обладают угнетающим действием на личностную, эмоциональную и волевую сферы психической деятельности. Поэтому их бесконтрольное использование в закрытых психиатрических учреждениях стран с нестабильными демократическими традициями может быть своеобразным инструментом, регулирующим гражданскую активность.

Эта проблема становится более актуальной, когда проецируется на защиту душевного здоровья детей. Очевидно, что любое бесконтрольное психофармакологическое вмешательство в процесс личностного роста может значительно изменить профиль социальной активности нового поколения и стать серьезным препятствием на пути к демократии.

«К сожалению, в России проблема профессиональных злоупотреблений и некомпетентности при лечении психотропными средствами у детей является злободневной, - говорит Андрей Баянов. - Нейролептики, транквилизаторы, снотворные и антидепрессанты необоснованно широко назначаются и бесконтрольно используются в интернатах для психохроников, психиатрических клиниках и детдомах. По результатам нашего независимого исследования, не менее 40 процентов детей с поведенческими расстройствами получают неоправданно высокие дозы психоактивных средств в психиатрических клиниках и психоневрологических интернатах Новосибирска».

Щадящий режим
или сознательная ломка личности?

 Еще один не совсем положительный нюанс современной российской детской психиатрии и педагогики подметила детский психолог Новосибирского городского психоневрологического диспансера Елена Медова. Это индивидуальное обучение. С начала 90-х годов количество неуспевающих в учебе школьников неуклонно растет и сейчас составляет от 15 до 30 процентов среди всех учащихся.

На практике, говорит Елена Медова, большое количество таких школьников можно отнести к категории не больных, а педагогически запущенных. Этими детьми никто не занимается. Более того, часто дети, переведенные из обычных условий на индивидуальное обучение, дезадаптируются еще больше, так как становятся изгоями и посмешищем класса и даже школы. А так называемая индивидуализация обучения сводится к тому, что ученики подвергаются давлению со стороны педагогов, их родителей вынуждают, даже шантажируют необходимостью вывода ребенка на индивидуальное обучение. За период с 1995 по 2000 учебный год можно отметить значительный рост количества выданных справок на индивидуальное обучение. В 1995 - 102, в 1996 - 117, в 1997 - 144, 1998 - 175, в 1999 - 321, а за 9 месяцев 2000 года - 289. Можно сказать, что каждый второй ребенок, обращающийся к психиатру, направляется на индивидуальное обучение.

По мнению Елены Медовой, у данной формы обучения есть существенные недостатки. Во-первых, учеба значительно сокращается по времени: количество преподаваемых предметов сведено к минимуму, а общеразвивающие не преподаются вообще. При этом, многим учащимся приходится сдавать экзамены при явно недостаточном объеме знаний. Во-вторых, при индивидуальной форме обучения ребенок выпадает из организованного коллектива сверстников. У этих ребят происходит задержка эмоционального развития вследствие относительной изоляции от сверстников. Очень часто вывод на индивидуальное обучение является способом избавиться от неугодных учеников. В-третьих, нередко дети и подростки, находящиеся на индивидуальном обучении, оказываются безнадзорными, попадают в дурные компании.

Лишь 36 процентов школьников, обучающихся индивидуально, получило от этой формы обучения реальную пользу. В 25 процентах случаев проблемы дезадаптации усугубились, так как «изгнанные» за сложности в поведении из школы дети нашли нишу в обществе себе подобных.

Как защитить детство?

 Вывод из всего вышесказанного детские психологи и психиатры сделали такой: надо в корне менять всю систему защиты детства. Нужна государственная система, предусматривающая психолого-педагогическую помощь детям и подросткам всех возрастов, учитывающая и контролирующая все этические и социальные аспекты современной психиатрии.

И еще один вывод сделал кандидат медицинских наук Анатолий Северный: чтобы снизить количество детских самоубийств и остановить рост наркомании (за 10 лет - в 13 раз, сейчас 10-15 подростков из каждой тысячи страдают устойчивой наркозависимостью), нужно изменить отношение молодежи к жизни. В США, например, проблема наркомании с недавних пор потеряла актуальность. Произошло это благодаря тому, что на протяжении десятков лет американцы вкладывали огромное количество сил и средств в формирование общественного сознания подростков.

Если в 70-е годы идеалом американских юношей был грязный заросший хиппи, исповедовавший «идеалы» свободной любви, куривший марихуану и хронически бездельничавший, то теперь примером для подражания служит преуспевающий бизнесмен в строгом костюме и белой рубашке, который не только не употребляет наркотики, но даже не курит.

«Для того, чтобы кардинально перестроить общественное сознание, необходимо, кроме многих лет и сил, две вещи: позитивную альтернативу; максимально доступную психиатрическую и психологическую помощь», - заключил Анатолий Северный.

Комментарий

 Надежда Болтенко, главный врач поликлиники N 27, депутат горсовета:

- Все проблемы, касающиеся психического здоровья детей, безусловно, актуальны. Но самая актуальная, по-моему, проблема наркомании. Врачи, учителя, представители правоохранительных органов выбиваются из сил, пытаясь остановить процесс наркотизации детского и подросткового социума. Но все оказывается бесполезным. Думаю, это происходит потому, что в России нет четко прописанной государственной программы борьбы с этим злом. Я была в Дании и в Швеции. Там борьба с наркоманией поставлена совсем по-другому.

Нужна, я считаю, специальная строка в федеральном бюджете, выделенная на эти цели. У нас сейчас какие-то средства изыскиваются, но их недостаточно. Вдобавок, они распыляются: немножко таможенникам и милиционерам на борьбу с торговлей, немножко медикам на лечение, немножко социальным работникам на реабилитацию. В результате не хватает ни там, ни там, ни там.

Новосибирскому горсовету вполне реально провести работу по объединению всех структур, призванных искоренять наркоманию. Объединившись, мы получим как больше материальных средств, так и больше профессиональных возможностей. Мы уже начали эту работу, но не успели довести до конца - сессий в нынешнем созыве больше не будет. На мой взгляд, нужно обязательно продолжить начинание.

 Николай Кириллов, директор школы N 87:

- Проблема насилия над детьми, как психического, так и физического, действительно, существует. Хотя в моей школе со стороны педагогов такого не было. Есть случаи насилия со стороны родителей. Бороться с этим явлением достаточно сложно, потому как такие вещи происходят без свидетелей, все скрыто от чужих глаз. Сам же ребенок редко когда признается, что кто-то из взрослых, будь то педагог или родитель, избивает его или оскорбляет.

На мой взгляд, нужна программа на уровне города, в рамках которой и родители, и дети, и педагоги узнавали бы о том, кто на что имеет право и на что педагог или родитель права не имеет.

Хорошая практика - телефоны доверия, штатные психологи в школах. Это нужно всемерно развивать и поддерживать.

Резонанс
Новости
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
В больнице под Новосибирском мужчины распивали спиртное, внезапно между ними возник конфликт: один избил второго деревянным подлокотником от дивана по голове.