Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Без вины виноватые

08.12.2000
Пассажиры зачастую обвиняют железнодорожников чуть ли не во всех смертных грехах. Но всегда ли именно МПС несет ответственность за неудобства и проблемы, связанные с путешествиями по рельсам и шпалам?Вот что говорит по этому поводу «главный виновник», министр путей сообщения России Николай Аксененко...

 Пассажиры зачастую обвиняют железнодорожников чуть ли не во всех смертных грехах. Но всегда ли именно МПС несет ответственность за неудобства и проблемы, связанные с путешествиями по рельсам и шпалам?

Вот что говорит по этому поводу «главный виновник», министр путей сообщения России Николай Аксененко: «Мы делаем все возможное, чтобы российские железные дороги функционировали без перебоев и на должном уровне, а наши пассажиры чувствовали себя комфортно. Конечно, и у нас бывают ошибки. Но разве мы можем отвечать за все, что происходит в нашей современной действительности? Не можем мы быть исключением из всех проблем, существующих в стране».

Наверное, ни для кого не секрет, что российская экономика еще очень далека от совершенства. И правила игры здесь придумали не железнодорожники, хотя им, как и всем остальным, приходится играть именно по этим ныне действующим правилам, плохи они или хороши.

Но так уж у нас издавна повелось, что во всем виноват стрелочник. Так уж устроен наш российский менталитет, что всегда и везде нужно найти козла отпущения. А железнодорожники очень часто прекрасно подходят на роль «крайнего», и именно на их головы обрушивается праведный народный гнев. Поднялись цены на проезд - их вина, не досталось кому-то билета - опять же МПС оплошало, увеличились интервалы между поездами, отменили какую-нибудь электричку - значит, в Министерстве путей сообщения плохо работают, не могут обеспечить нормальное движение транспорта. Вроде бы претензии пассажиров вполне логичны, но насколько справедливы все эти обвинения, если непредвзято подойти ко всем этим проблемам?

Вспомним, к примеру, типичную ситуацию с отъездом отдыхающих с южных курортов в конце лета, перед самым началом учебы. Знают же люди, что именно на этот период приходится пик отъезда отдыхающих. Знать-то знают, но не все делают соответствующие выводы, откладывая покупку обратных билетов чуть ли не на последний день. Именно эти беспечные курортники толпятся потом у касс и ругают МПС на чем свет стоит. Но зачем перекладывать с больной головы на здоровую? Например, многие зарубежные турагентства часто вообще отказывают своим клиентам в услугах, если те сразу не приобретают обратные билеты. Отказывают - и правильно делают, потому что знают, что если турист по каким-либо причинам не сможет вернуться домой в положенный срок, то на них же и спустит потом всех собак, да еще и по судам затаскает. У нас же большинство граждан отдыхают «дикарями» и, отправляясь на отдых, порой сами не знают, когда вернутся домой. Короче, едут на авось: как с погодой сложится, да как на новом месте понравится. Все это, конечно, замечательно, но при чем здесь железнодорожники? Ведь чтобы обеспечить всех желающих уехать с юга в последние летние деньки, МПС пришлось бы круглый год содержать целый парк вагонов, которые выходили бы на рельсы лишь в этот критический период. Говорить о нецелесообразности этого, думается, излишне. А чтобы избавиться от лишних хлопот, всего-то и делов - надо просто вовремя приобрести обратный билет.

К счастью железнодорожников, конец лета бывает только раз в году, но есть у них проблемы и похлеще. Например, сколько негодования вызывает у пассажиров подорожание цен на билеты! Впрочем, это неудивительно - ведь любое, даже незначительное их увеличение серьезно бьет по карману тех, кому каждый день приходится пользоваться электричкой, добираясь на работу или же к месту учебы. Удивительно другое - то, что вину за рост стоимости проезда всегда возлагают исключительно на железнодорожников.

Так случилось и с последними повышениями, когда в начале осени этого года цены на проезд в пригородных электричках и поездах дальнего следования выросли на 20 процентов. Однако, вопреки убеждениям многих пассажиров, это подорожание не принесло железнодорожникам «колоссальных прибылей». Наоборот, пассажирские перевозки по-прежнему остаются для них убыточными.

Возьмем для примера Московскую железную дорогу, которая является крупнейшим в России перевозчиком пригородных пассажиров (ее доля в общем объеме перевозок составляет 43 процента).

Только в 1999 году она потеряла на пассажирских перевозках 2,6 миллиарда рублей. В этом году, по оценкам специалистов, эти убытки составят уже 3,5 миллиарда. При этом с поднятием стоимости проезда в электричках железнодорожникам удастся сэкономить всего 35 миллионов рублей, то есть лишь десятую часть от ожидаемых убытков. Вот и посчитайте, во сколько раз надо повысить цены на билеты, чтобы они хотя бы окупались.

Но отнюдь не железнодорожники виновны в этом. За увеличение стоимости проезда в электричках пассажиры должны благодарить прежде всего губернаторов, которые решили таким образом отдать долги МПС. То есть расплатиться за счет пассажиров.

В марте 1995 года между МЖД и девятью субъектами РФ, которые обслуживают московские железнодорожники, было подписано генеральное соглашение, позволившее губернаторам влиять на согласование расписания, отменять электрички или назначать дополнительные рейсы, а также понижать или повышать стоимость проезда. Разумеется, местные власти этим активно пользовались, особенно когда дело доходило до выборов. Дополнительная электричка, увеличение числа льготников и снижение цен на билеты стали эффективным способом влияния на электорат. Однако при этом власти забывали компенсировать железнодорожникам свои нововведения. А один из самых низких уровней возмещения убытков, как это ни странно, в далеко не самой бедной Московской области. Он составляет примерно 12 процентов. Почему же пассажиры выдвигают свои претензии Николаю Аксененко, а не тому же Борису Громову?

А ведь железнодорожники, несмотря на то, что находятся в достаточно сложном финансовом положении, делают многое для удобства обиженных на них пассажиров. На той же Московской железной дороге за последнее время благоустроены и приведены в надлежащий вид 40 вокзалов, 47 павильонов, 70 платформ, 19 билетных касс. Реставрируются еще несколько десятков объектов, в том числе вокзалы в Рязани, Туле и Александрове. Идет замена коммуникаций, переоборудование освещения подземных переходов и платформ. На все эти цели Московская железная дорога выделила более 200 миллионов рублей. А сколько затрат понадобилось для подготовки электричек к зиме! Впрочем, речь здесь идет не столько о подготовке, сколько о восстановлении. Обычно после жарких летних месяцев вагоны электричек напоминают настоящее поле боя. Так, в подмосковных электричках с начала 2000 года было разбито 39 тысяч квадратных метров стекла и пропало почти 1,5 тысячи электропечей, которые прихватили с собой предприимчивые дачники. Многие из них, кстати, потом и жалуются на отсутствие должного комфорта. Но ведь при таком варварском отношении на него никаких денег не напасешься.

Если добавить к недокомпенсациям со стороны губернаторов и затратам на ремонт высокие налоги (которые МПС, кстати, в отличие от многих платит исправно), а также постоянный рост цен на топливо и электроэнергию, стоит ли удивляться сокращению числа электричек и увеличению интервалов в их расписании? Конечно, это настоящее «бедствие» для многих пассажиров, однако им следует знать, что «по вине» непосредственно самих железнодорожников отменяется лишь незначительная часть электричек. Это связано с переходом на так называемое зимнее расписание, что вполне обусловлено климатическими условиями в нашей стране. Большинство дачных хозяйств погружается с конца осени в «зимнюю спячку», а их хозяева предпочитают более комфортные городские квартиры. Соответственно, число пассажиров резко сокращается, и нет никакой необходимости гонять «порожняком» такое же число вагонов, как летом. Однако на период школьных каникул и праздников будут вводиться дополнительные электрички. Такой подарок в этом году железнодорожники решили сделать пассажирам.

Что касается всех остальных отмененных поездов, то это опять же на совести господ губернаторов. Регионы по существу являются заказчиками перевозок, и недоплаты с их стороны не могут не привести к прорехам в железнодорожном расписании. Но об этом почему-то многие забывают. Вот и оказываются порой железнодорожники без вины виноватыми.

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.