Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Рублики от небогатой публики

15.12.2000
...Цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета...

 Куда, говорят, конь с копытом, туда и прочая живность со своими конечностями. Вслед за могучим железнодорожным ведомством, круто взвинтившим к концу года цены на билеты для народа, в тарифное наступление двинулись автомобилисты, метрополитеновцы и труженики электрического транспорта.

Разумеется, не остался в стороне и сугубо независимый частный транспорт, хотя и по старым тарифам он работал вполне рентабельно. Дело в том, что обычной в понимании этого слова конкуренцией - когда одни поднимают цены, а их соперники остаются на прежнем уровне, автоматически переманивая тем самым пассажиров, - в России не пахло и не пахнет. Во-первых, у нас привыкли зарабатывать копейку не за счет привлечения новых пассажиров, а за счет тарифного обдирания уже имеющихся. А во-вторых, наш «частник» зависим от государственных структур со всеми железными потрохами своего автобуса, хотя бы за счет системы лицензий и техосмотров. Займись он демпингом на маршрутах, иначе говоря, сохрани «независимый» перевозчик старые тарифы при новых муниципальных, его в ответ могут прищучить так, что небо с автобусный билетик покажется.

Тем не менее утром 1 декабря на многих пазиковых коммерческих маршрутах «двойного» обслуживания можно было наблюдать забавную картинку: муниципальные автобусы возили народ уже по «пятачку», а не успевшие перестроиться «частники» брали с горожан привычные 4 рубля. Но уже к вечеру тарифы сравнялись - бумажки с платой за проезд меняли прямо по ходу рейса. Что тут скажешь, кроме народно- транспортной поговорки: пазик пазику карбюратор не выклюет.

Аргумент транспортников известен и постоянен, как снег новосибирской зимой - все дорожает. Нет необходимости напоминать, что по цифрам на бензоколонках мы практически догнали США, а по стоимости запчастей Европу. Достаточно пройтись хоть по автомобильным, хоть по продуктовым магазинам и сравнить нынешние ценники хотя бы с сентябрьскими, чтобы оценить, куда мы катимся со своим транспортом, и не только с ним.

Поют нам, правда, из Москвы сладкие песни о главном: дескать, и мировые цены на нефть сегодня выше крыши, и инфляция ниже ожиданий, и бюджет бездефицитный, и даже рост промышленного производства кто-то где-то с похмелья видел - естественно, в сравнении с нынешним нулевым производством, а не с тем, советским, десятилетней давности. Вся беда в том, что так оно или нет - на уровень жизни рядового россиянина все эти заклинания влияют не больше, чем, к примеру, выбор между Бушем и Гором. В стране, где, по официальным данным, больше половины доходов бюджета идет на выплату царских, советских и постсоветских долгов, просто не может быть иначе.

«Рубль - не деньги, рубль - бумажка,» - пел в свое время классик. Сегодня - даже и не бумажка, а мелкая монетка, примерно три с половиной американских цента. Давайте прикинем: цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?

То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета. Российская пресса не любит говорить на эту тему, и цифры для сравнения появляются еще реже, чем в советские времена, но все же... Недавно промелькнули данные по осколочку советской державы - ныне независимой Эстонии. Средний уровень доходов там сегодня 275 долларов в месяц (примерно 7700 рублей), и никто из угнетаемых эстонцами русских в Россию абсолютно не рвется. Имей мы на Руси такой уровень зарплаты, как в бывшей братской союзной республике, отдавать ли два с полтиной или три рубля за проезд в троллейбусе нам было бы, как изящно выражается молодежь, по большому барабану.

И другой момент, не менее деликатный - льготы. Ни один чиновник в мэрии, будучи в здравом уме, на их отмену не пойдет. Вопрос о том, чтобы вместо них выплачивать соответствующую муниципальную «транспортную» надбавку к пенсии или зарплате, давно похоронен и спит вечным сном. И я не призываю, упаси мэр и его заместители, ничего отменять, просто приведу одну цифру. По оценкам наших транспортных экономистов, если бы сегодня каждый пассажир оплачивал свой проезд, то стоимость билета в автобусе, троллейбусе и трамвае размером всего в полтора рубля оказалась бы вполне достаточной, да и в метро двух рублей за жетон хватило бы. А пока мы платим за себя и за того земляка - будем иметь то, что имеем.

Прогнозы на следующий год? Оптимисты считают, что к концу 2001-го проезд на новосибирском некоммерческом транспорте будет стоить пять рублей, пессимисты - что десять. Рискну дать долговременный прогноз от себя лично в том духе, в котором воспитывали наше поколение. Готов торжественно провозгласить, что нынешнее поколение российских людей когда-нибудь будет расплачиваться за проезд в трамвае вводимой с нового года тысячерублевой купюрой.

При этом я ничем не рискую, ибо иное развитие событий возможно, только если в России, как и во всем мире, государственными приоритетами станут образование, наука и современные технологии. Но на это в ближайшие годы нет никаких шансов...

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Массовая гибель рыбы в Колыванском районе Новосибирской области. Вода ушла с заливных полей возле деревни Соколово, на земле остались сотни карасей.
Резвились, смеялись и всерьез соперничали офисные работники в Новосибирске. 21 апреля прошел чемпионат по офисным видам спорта – шестой по счету. Кадры с места событий – в фоторепортаже VN.RU.
Вопрос о совершенствовании новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами вновь обсуждали на круглом столе представители правительства Новосибирской области и регионального оператора «Экология-Новосибирск».
В этом году тема мероприятий, посвященных «Библионочи», звучала как «Весь мир – театр». В областной юношеской библиотеке программу построили на произведениях Николая Васильевича Гоголя, которому бы в этом году исполнилось 210 лет.

В одном из вузов Новосибирска провели открытый урок по хатха-йоге. Те, кто не испугался встать на гвозди, считают секунды – впрочем, до рекорда далеко. Инструкторы уверяют: если массировать определенные участки на подошвах ног, стоя на остром, уйдут многие болезни.
Национальный праздник татар Карга боткасы — Воронья (или грачиная) каша — провели в Усманском клубе Кыштовского района Новосибирской области. Пришли все жители села — и взрослые, и дети. На мероприятии ребята узнали о традициях и обрядах этого праздника. По старой легенде, весну на своих крыльях приносят грачи.