Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Рублики от небогатой публики

15.12.2000
...Цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета...

 Куда, говорят, конь с копытом, туда и прочая живность со своими конечностями. Вслед за могучим железнодорожным ведомством, круто взвинтившим к концу года цены на билеты для народа, в тарифное наступление двинулись автомобилисты, метрополитеновцы и труженики электрического транспорта.

Разумеется, не остался в стороне и сугубо независимый частный транспорт, хотя и по старым тарифам он работал вполне рентабельно. Дело в том, что обычной в понимании этого слова конкуренцией - когда одни поднимают цены, а их соперники остаются на прежнем уровне, автоматически переманивая тем самым пассажиров, - в России не пахло и не пахнет. Во-первых, у нас привыкли зарабатывать копейку не за счет привлечения новых пассажиров, а за счет тарифного обдирания уже имеющихся. А во-вторых, наш «частник» зависим от государственных структур со всеми железными потрохами своего автобуса, хотя бы за счет системы лицензий и техосмотров. Займись он демпингом на маршрутах, иначе говоря, сохрани «независимый» перевозчик старые тарифы при новых муниципальных, его в ответ могут прищучить так, что небо с автобусный билетик покажется.

Тем не менее утром 1 декабря на многих пазиковых коммерческих маршрутах «двойного» обслуживания можно было наблюдать забавную картинку: муниципальные автобусы возили народ уже по «пятачку», а не успевшие перестроиться «частники» брали с горожан привычные 4 рубля. Но уже к вечеру тарифы сравнялись - бумажки с платой за проезд меняли прямо по ходу рейса. Что тут скажешь, кроме народно- транспортной поговорки: пазик пазику карбюратор не выклюет.

Аргумент транспортников известен и постоянен, как снег новосибирской зимой - все дорожает. Нет необходимости напоминать, что по цифрам на бензоколонках мы практически догнали США, а по стоимости запчастей Европу. Достаточно пройтись хоть по автомобильным, хоть по продуктовым магазинам и сравнить нынешние ценники хотя бы с сентябрьскими, чтобы оценить, куда мы катимся со своим транспортом, и не только с ним.

Поют нам, правда, из Москвы сладкие песни о главном: дескать, и мировые цены на нефть сегодня выше крыши, и инфляция ниже ожиданий, и бюджет бездефицитный, и даже рост промышленного производства кто-то где-то с похмелья видел - естественно, в сравнении с нынешним нулевым производством, а не с тем, советским, десятилетней давности. Вся беда в том, что так оно или нет - на уровень жизни рядового россиянина все эти заклинания влияют не больше, чем, к примеру, выбор между Бушем и Гором. В стране, где, по официальным данным, больше половины доходов бюджета идет на выплату царских, советских и постсоветских долгов, просто не может быть иначе.

«Рубль - не деньги, рубль - бумажка,» - пел в свое время классик. Сегодня - даже и не бумажка, а мелкая монетка, примерно три с половиной американских цента. Давайте прикинем: цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?

То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета. Российская пресса не любит говорить на эту тему, и цифры для сравнения появляются еще реже, чем в советские времена, но все же... Недавно промелькнули данные по осколочку советской державы - ныне независимой Эстонии. Средний уровень доходов там сегодня 275 долларов в месяц (примерно 7700 рублей), и никто из угнетаемых эстонцами русских в Россию абсолютно не рвется. Имей мы на Руси такой уровень зарплаты, как в бывшей братской союзной республике, отдавать ли два с полтиной или три рубля за проезд в троллейбусе нам было бы, как изящно выражается молодежь, по большому барабану.

И другой момент, не менее деликатный - льготы. Ни один чиновник в мэрии, будучи в здравом уме, на их отмену не пойдет. Вопрос о том, чтобы вместо них выплачивать соответствующую муниципальную «транспортную» надбавку к пенсии или зарплате, давно похоронен и спит вечным сном. И я не призываю, упаси мэр и его заместители, ничего отменять, просто приведу одну цифру. По оценкам наших транспортных экономистов, если бы сегодня каждый пассажир оплачивал свой проезд, то стоимость билета в автобусе, троллейбусе и трамвае размером всего в полтора рубля оказалась бы вполне достаточной, да и в метро двух рублей за жетон хватило бы. А пока мы платим за себя и за того земляка - будем иметь то, что имеем.

Прогнозы на следующий год? Оптимисты считают, что к концу 2001-го проезд на новосибирском некоммерческом транспорте будет стоить пять рублей, пессимисты - что десять. Рискну дать долговременный прогноз от себя лично в том духе, в котором воспитывали наше поколение. Готов торжественно провозгласить, что нынешнее поколение российских людей когда-нибудь будет расплачиваться за проезд в трамвае вводимой с нового года тысячерублевой купюрой.

При этом я ничем не рискую, ибо иное развитие событий возможно, только если в России, как и во всем мире, государственными приоритетами станут образование, наука и современные технологии. Но на это в ближайшие годы нет никаких шансов...

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Самые популярные запросы жителей Новосибирска в 2017 году опубликовал «Яндекс». В этом списке присутствует Владимир Городецкий, Дима Билан, Ждун, спиннеры, «Игра престолов», «Босс-молокосос» и многое другое.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Врачами и работниками пенсионного фонда представлялись пенсионерам три неизвестных женщины, похитившие у них почти миллион рублей. Полиция Новосибирска объявила мошенниц в розыск, опубликовав приметы и видеоролик.
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.