Новосибирск 1 °C

За Что мы платим на коммерческом маршруте?

22.12.2000 00:00:00

Об одном узаконенном издевательстве над пассажирами

 В последнее время среди наших городских пассажиров начал усиленно формироваться «средний класс». Речь идет не о самых богатых, к услугам которых достаточное количество легковых такси плюс личный транспорт, и не о самых небогатых, мерзнущих на остановках в ожидании льготно-бесплатного троллейбуса или автобуса: речь о тех, кому не жалко регулярно платить за коммерческий автобус или маршрутную «Газель» и кто при этом дорожит не столько рублями, сколько собственным временем.

Казалось бы, мэрия должна, что называется, пылинки сдувать с таких сограждан. Ведь их оплата - это в первую очередь та самая «наличка», за счет которой выдается зарплата в ПАТП и депо. И «наличка» немалая: на отдельных коммерческих маршрутах тариф у нас в четыре с лишним раза превышает общегородской. И нужно-то немного - гарантировать такому пассажиру за его немалые в ежедневных мерках рубли возможность достаточно быстро уехать с определенным комфортом.

Но это так кажется, что немного, а что мы имеем на деле? Нет, с деньгами все в порядке - берут их аккуратно, стопроцентно и с трех рублей за проезд в «пазике» доползли уже до «пятерки». А вот со всем остальным - увы.

Коммерческий транспорт в Новосибирске сегодня - плод гражданской любви обнищавшего муниципального отца и росшей в условиях финансового и правового беспредела частной мамы. Суровые условия жизни родителей в период беременности нашей мэрии коммерческими идеями не могли не отразиться на ребенке: дитя в полной мере унаследовало мамино разгильдяйство и страх перед отцовским административным ремнем.

Начнем, пожалуй, с комфорта. Основу подвижного состава на наших коммерческих линиях составляют пазики и «Газели» с некоторой примесью других марок. Нормальная вместимость «Газели» - 13 пассажиров плюс водитель. Но таких сегодня на линии меньше половины.

Стоит изделию Нижегородского автозавода попасть в Новосибирск - начинается нехудожественная самодеятельность водителей и тех, кто над ними. Сиденья поворачиваются так и этак, в спешном порядке на свободные «пятачки» лепятся чуть ли не приставные табуретки. Бедолага-пассажир за свои кровные повышенные рубли вынужден ехать и задом вперед, и боком, как морской краб - разве что в известную сексуальную позу на четвереньки его не ставят да штабелями не кладут. Рекорд, мне персонально известный, - семнадцать пассажирских мест вместо тринадцати на том же пространстве. Говорят, сделали уже и «Газель» с девятнадцатью местами, просто увидеть ее еще не довелось. Понятно, что у пассажиров после такой переделки салона в дороге колени к ушам прижаты - но кого это волнует?

Не хватает сидений - не беда. Одна из «Газелей» маршрута номер два несколько месяцев успешно бегала с обычным ящиком из-под картошки в салоне: прикрыли тряпочкой, и два лишних пассажирских места готовы. По 12 рублей за рейс в одну сторону - ящик окупился за считанные дни, а дальше шла сплошная прибыль.

У пазиков вроде бы больше сидений, чем предусмотрено заводом, в салон просто не втиснешь. Но для наших умельцев в этом и нет необходимости: в отличие от «Газелей», в пазиках народ может ехать не только сидя. Посему тут в ходу обратный прием, причем как на частных, так и на муниципальных машинах: часть сидений около передней двери попросту снимается. Плати, пассажир, свои пять-шесть рублей - и езжай себе стоя, как корова на мясокомбинат. Не далее как вчера лично пришлось ехать на новеньком пазике одного из городских ПАТП (пока умолчу, которого именно). Машине без году неделя, на линии работает всего несколько дней, а три сиденья уже аккуратно выдраны с корнем - не салон, а вагон для перевозки лошадей.

Кто должен следить за порядком? У директоров ПАТП нет возможности лично осматривать каждое утро все машины. У руководства управления пассажирских перевозок - тем более. Большую помощь могли бы оказать проверки на линии силами Российской транспортной инспекции и ГИБДД, но об этом можно только мечтать. Вот и приходится нашему среднему пассажирскому классу даже на муниципальной машине иной раз выразиться сквозь зубы по-русски, заплатить по-человечески и ехать по-скотски: свое время дороже.

Почему? А потому, что иной раз впору благодарить судьбу, что вообще едешь. Взять наиболее зависимый от коммерческого транспорта Советский район, да и не только его: стоит водитель «Газели» на конечной остановке до посинения своей машины, набирает там полный салон пассажиров и дальше следует экспрессом. Народу на промежуточных остановках остается только провожать недоступный транспорт взглядом.

Впрочем, и свободные места в салоне не гарантируют в нашем городе возможность уехать за свои же деньги. В свое время наблюдал я работу коммерческого транспорта в соседнем городе Кемерове. Там водитель того же пазика не едет, а крадется в правом ряду: чуть впереди завиднелся потенциальный клиент, сразу же по тормозам! Рубли в Кузбассе в этом плане на дороге валяются - только не ленись, подбирай.

В Новосибирске, что касается рублей, - то же самое, а вот водителей... Наши, что на «Газелях», что на пазиках, как частные, так и муниципальные, в отличие от кемеровчан, летают горными орлами по середине проезжей части. Иной раз на остановке в Академгородке, к примеру, несколько «коммерсантов» со свободными местами в салонах проскакивают - пока кто-то не снизойдет до того, чтобы остановиться и тем самым заработать.

Эта проблема вплотную связана еще с одной. В том же Кемерове коммерческий пазик или «Газель» без проблем останавливается в любой точке маршрута - там, где это нужно пассажиру. И подобрать тебя могут, что называется, на любом газоне - достаточно просто поднять руку, чтобы водитель тебя заметил.

Оно и понятно - раз пассажир платит по повышенному тарифу, то заставлять его проделывать часть пути на своих двоих даже по-человечьи неудобно. К тому же коммерческий транспорт по определению ориентирован на максимальную прибыль по принципу такси: без разницы, где сел человек, лишь бы он внес деньги в кассу.

Тем не менее в Новосибирске действует иной, идиотский, с точки зрения коммерции, принцип - вне остановок пассажиров с деньгами не впущать и не выпущать! Более того, наша доблестная ГИБДД следит отнюдь не за тем, чтобы пассажиру было удобно, а за тем, чтобы водитель не пошел у клиента на поводу и, не дай бог, не заработал лишние пять рублей в муниципальную или собственную кассу. И пусть сегодня женщина с ребенком или инвалид умоляют работающего по существу в таксомоторном режиме водителя «тормознуть» там, где им надо, чтобы не плестись пешком по морозу, чаще всего это бесполезно: свой кошелек человеку за рулем всяко дороже.

По поводу этого парадокса я задавал вопрос многим нашим ответственным господам от транспорта - в чем проблема? Почему коммерческий транспорт не может остановиться там, где нужно пассажиру, - тем более что опыт соседей дает в этом плане одни плюсы? Ответ всякий раз был в лучшем случае нечленораздельным. А тем временем маразм целенаправленно крепчает, что опять-таки наиболее наглядно видно в транспортно многострадальном Советском районе.

То ли название тому виной - шут его знает, но местная ГИБДД во главе с ее руководством развернула настоящий террор по-советски против водителей, поддающихся на уговоры пассажиров.

При этом надо знать специфику района с его длиннейшими перегонами между остановками - от Нижней Ельцовки до станции Сеятель, к примеру, пару километров точно будет. Есть на этом участке и жилые дома, и автозаправка - а вот остановка транспорта официально запрещена. И не только здесь.

Так, на всем протяжении главной улицы Академгородка - Морского проспекта по сути дела всего две остановки: в начале проспекта и в конце. В прошлом году стихийно сформировалась еще одна в середине - у посещаемого тысячами жителей торгового комплекса «Городок». И сегодня практически в каждой «маршрутке», следующей по Морскому, звучит одна и та же просьба: остановите, пожалуйста, у «Городка»!

Что сделает в этих условиях нормальное транспортное руководство района и города? Правильно, в лучшем случае узаконит остановку хотя бы для коммерческого транспорта, тем более что перегон тут - минимум метров 800. Что делает ГИБДД Советского района с молчаливого одобрения того же руководства? Правильно, вешает прямо у торгового комплекса запрещающий остановку знак и начинает отлавливать и карать. И кормушка для инспекторов получается еще та - по просьбе народа.

До этого данная модель сбора дани с водителей была успешно отработана неподалеку на улице Демакова. Та же ситуация: длинная прямая улица, между остановками - с километр или около того. В один прекрасный для ГИБДД день все это расстояние ощетинилось теми же запрещающими знаками, на следующий, не менее удачный день, были оштрафованы несколько водителей «маршруток», и все - топай, пассажир, пешим строем за свои деньги, в холод и в дождь, с детьми и без оных.

Кому выгодно это узаконенное издевательство над людьми - в общем, понятно. Отмечу только, что, чтобы его прекратить, достаточно одного звонка из мэрии или от руководства городской ГИБДД в Академгородок - и тем не менее процесс продолжается.

Так за что же все-таки платит пассажир нашим транспортным коммерсантам от пяти рублей до тринадцати? За позу сельдя или, соответственно, селедки в бочке? За исчезнувшие невесть куда предусмотренные конструкцией «сидушки»? За пешие прогулки по нашему климату - от 100 метров до 500 и более?

Ждем ответа, ждем ответа, ждем ответа...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: