Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Сцена - клетка для Пелевина

25.12.2000
...Одним словом, собрав все негативные моменты, заняла место «доброго зрителя в девятом ряду». И, честно, не любила спектакль... первые семь минут действия. А дальше была великолепная актерская игра, режиссерские находки, уместная сценография, общая ненавязчивость, не позволяющая скатиться в полный стеб (хотя соблазн был), плюс умение на удивление верно уловить пелевинский стиль и тон...

 На спектакль шла, признаться, с полной уверенностью, что «кина не будет». Не из противности, а по трем причинам.

Во-первых, Пелевина поставить невозможно. То есть, конечно, поставить на сцене можно все, даже телефонный справочник. Только зачем? Если его удобнее читать с листа, нежели воспринимать на слух, разложенным на реплики и диалоги. В инсценировке пелевинская проза кастрируется. Непременно. А кастраты мне как-то не очень...

Во-вторых. Проект выглядел слишком уж коммерческим. Публику откровенно брали на живца, точнее - на трех живцов. На имя Пелевина - раз, на Никоненко (Чапаев) и на Сидихина (Петька). Последние засветились и в старом добром кино, и в новейшем российском «мыле». То есть охватывались любовью и узнаванием как бы сразу нескольких поколений, что гарантировало кассовый сбор.

Наконец. Смущала сама постановка антрепризой. Представлялось: собрались по-быстренькому, сварганили халтурку, прокатили по неискушенной провинции, подсчитали бабки, и адью...

Одним словом, собрав все эти негативные моменты, заняла место «доброго зрителя в девятом ряду». И, честно, не любила спектакль... первые семь минут действия. А дальше была великолепная актерская игра, режиссерские находки, уместная сценография, общая ненавязчивость, не позволяющая скатиться в полный стеб (хотя соблазн был), плюс умение на удивление верно уловить пелевинский стиль и тон...

***

И все-таки (если уж брать по гамбургскому счету) многое от Пелевина, от чего можно «тащиться» и «ловить кайф», при чтении, несомненно, утрачено. Его великолепные сочиненно-подчиненные конструкции, типа «Вчера в привокзальном клозете я нацепил было на грудь красный бант, но снял его сразу же после того, как увидел свое отражение в треснутом зеркале; с бантом я выглядел не только глупо, но и вдвойне подозрительно», столь легко читаемые с листа и столь уместные во внутреннем диалоге, произнесенные на публику звучат вычурно и тяжеловато. (Литературный язык не терпит речевой профанации.) И великолепный пелевинский «ассоциативный отвяз», его поистине барокканское соединение всего со всем - когда в одном ряду запросто оказываются Шварценеггер, просто Мария из испаноязычного «мыла» и Ленин с бревном на коммунистическом субботнике, в спектакле тоже исчезли. Для подобных «улетов» сцена - клетка. Далеко не улетишь. А Пелевин этот «отвяз» сильно уважает, и без него не согласен признавать за свое. Может, именно поэтому и позвонил после московской премьеры ребятам из театра Пелевина (так они себя называют): «Вы, говорят, Пелевина ставили. Не помню!». Они это приняли за его традиционную экстравагантность, а он, может, «вещество искренности» вываливал, честно отрекался.

***

Произошла уникальная вещь, которая позволила спектаклю состояться и, мало того, включила его в игру по правилам, заданным Пелевиным. В романе Пелевин прописывает множество реальностей - реальность постреволюционных будней, «психушки», реальность Петьки, Чапая, Котовского, бредового сна, кокаинового кайфа и проч., и проч. И никогда не поймешь (а тебе и не объясняют), где взаправдашняя история, а где анекдот, рассказанный на досуге. Каждая из реальностей существует на равных со всеми другими и оказывается не реальней всех остальных. Чапаев и Петька представляются реальными Петькой и Чапаевым, а потом вдруг оказываются персонажами анекдота, рассказанного Котовским. Котовский, в свою очередь, оказывается всего лишь персонажем из анекдота, рассказанного кем-то, что делает и его реальность сомнительной. А все они скопом оказываются персонажами романа Пелевина, которому историческая правда вообще «по барабану». А театр, назвавший себя театром Пелевина, ставит роман Пелевина, который Пелевин отказывается признавать за свое сочинение... Журналисты пишут свои сочинения по поводу увиденного на сцене, сотворяя в СМИ свою реальность. Не согласный с их мнениями, театр Пелевина, в свою очередь, подвергает сомнению реальность их реальности... И так до бесконечности. Круги множатся, и так до бесконечности. Круги множатся и множатся... Москва, где месяц назад прошла премьера, уже включилась в игру. Теперь и мы.

Резонанс
Новости
Последствия ночного урагана в Новосибирске обсуждают пользователи социальных сетей. Улицы завалены не только обломившимися ветками, но и не выдержавшими порывов ветра деревьями. Пострадали припаркованные под деревьями машины.
«Градусы», Шура, «Калинов мост», модный рэпер из лэйбла Black Star – как никогда много звезд выступят с концертами на День города-2018 в Новосибирске. Кто будет круче: российский рэпер таджикского происхождения, исполнители хита «Голая», легенды русского рока или миловидный фронтмен поп-группы Hi-Fi Митя Фомин? На каких площадках во сколько выступают звездные гости – в обзоре VN.ru.

Любит море вопреки инстинкту. В одном из яхт-клубов Новосибирска обитает черный смельчак, который, в отличие от своих сородичей, не боится волн и ветров и отлично ладит с собаками.
Ответственный за ЧП в лифте Новосибирска понесет наказание: за предоставление услуг, повлекших смерть человека, мужчина получил 2,5 года условно. Трагедия произошла в конце прошлого года в одном из нежилых зданий города.

За два года на 8% выросло число онкобольных в Новосибирской области. Однако специалисты уверены — это не рост заболеваемости: благодаря тому что правительство региона огромное внимание уделяет диспансеризации, стали чаще выявлять болезнь. И это дает пациентам шанс вновь стать здоровыми.
Из девяти финалистов конкурса «Врач года» – 2018 жюри единогласно выбрало победителем Михаила Колыбелкина – завотделением челюстно-лицевой хирургии ГБУЗ НСО «ГДКБСМП». Особыми номинациями на конкурсе отмечены самые сложные операции и врачи, проработавшие свыше полувека. Руководитель Новосибирской области Андрей Травников поздравил врачей с приближающимся Днем медика и вручил грамоты победителям.