Па-де-де на пальцах рук, или Спектакль, на котором не скучно
У хореографа-постановщика истории Пеппи на сцене новосибирского Большого Георгия Ковтуна есть своя концепция, каким не должен быть детский спектакль:
- Ребенок приходит в театр в ожидании праздника, смотрит на сцену первые десять-пятнадцать минут, и... И интерес у него пропадает. Начинает ерзать, дергать бабушек-дедушек за юбки, жевать конфеты, вертеться-крутиться... А на сцене - суперзвезды, вариации, адажио, красота балетная. Для нас, взрослых, это ах, а ребенок не воспринимает. Никак. Потому, видимо, что с детства двинут этим «ящиком» по голове, что ли, или просто он жизнь воспринимает быстрее, у него она более активная.
Георгий Ковтун поставил множество детских спектаклей, больше всех в стране (к тому же он режиссер-хореограф более 150 взрослых постановок). И, проведя свое небольшое «режиссерское расследование», балетмейстер на собственном опыте убедился, что ребенок реагирует прежде всего на действие, на быструю смену кадра, на «мультик», и с этим надо считаться:
- Сознание мультивировано... И я решил создать спектакль-мультик. Мультфильмовый спектакль, в котором бы все время шло действие, чтобы было не оторваться от сцены, чтобы не было скучно.
Так, возник замысел «Пеппи», спектакля-эксперимента. Вообще-то такого спектакля нет. Музыка написана Кареном Хачатуряном к балету «Чиполлино». Но Ковтун прочувствовал музыку иначе, увидел за ней другие персонажи и другую историю. Замысел был впервые и с большим успехом воплощен в Киеве, потом перенесен на сцены Румынии и Омска. Везде успех огромный. В Омске существует специальная почта для Пеппи, после каждого спектакля из почтового ящика выносят письма мешками. Новосибирск увидит четвертый вариант спектакля.
Мария Лапицкая, исполнительница главной роли. |
- Здесь прекрасные артисты, - говорит он, - - прекрасные, но несколько замороженные (все-таки Сибирь). Замороженные академизмом. Для них было трудно разморозиться. Прекрасно танцевать классику - это красиво, это хорошо, но здесь так было нельзя. Нельзя было быть педантичным, красиво-классичным, надо было гореть, пылать, прыгать, драться, кувыркаться. Постоянно должна идти энергия, фейерверк движения. Все, что происходит с Пеппи, - фейерверк.
Спектакль - не только фейерверк движений, но и фейерверк стилей, где есть все, вплоть до па-де-де на пальцах рук:
- Важно сделать картину, а какими красками я для этого пользуюсь - не суть важно. Модерн, фольклор, чистая классика, смешанный стиль, акробатика...
Акробатика в «Пеппи» действительно имеется, и даже настоящие цирковые номера чуть ли не под куполом театра. (В Оперном по этому поводу шутят, что инспектору по технике безопасности перед премьерой надо непременно поднести стаканчик, чтобы залпом, а то на «смертельном номере» плохо станет). А как вы хотели? Чтобы угодить юному зрителю, надо и на голове уметь ходить, и сальто крутить! На четырехлетней внучке Георгий Ковтун свою «Пеппи» уже проверял, экзамен выдержал. Отсидела два спектакя подряд и авторитетно заявила: «Деда, надо много балета».