Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Азбука наизнанку

2007-03-10

Календарная дата: создан Международный фонд славянской письменности и культуры (1989 год)

Одна из заслуг Фонда — инициатива празднования в России Дней славянской письменности и культуры, приуроченных ко дню памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. «Где грамота — там просвещение, где просвещенье — там добро!» — писал Петр Вяземский. Увы, не всегда, оказывается, умение писать-читать — во благо. Сегодня специалисты заняты пополнением словарей «иностранных слов», ведут странички в периодических изданиях, где объясняются значения тех или иных заморских (и не только) новых словообразований, а к родным словарям — «орфографическому», «ударений», «синонимов» — обращаемся все реже. Многие дети просто не знают о их существовании. Но хуже того, иные учебники, пособия и азбуки далеки от того, чтобы по ним обучаться грамоте…

Помню сценку, которую мне довелось как-то наблюдать в троллейбусе. Двое парней — по-видимому, студенты — штудировали какие-то конспекты. Потом один из них обратился к другому:

— Слушай, я вчера не досмотрел последнюю серию «Мертвых душ»: чем там все закончилось-то?

«Я типа хомо сапиенс»

Увы, молодежь теперь «читает» классиков по телевизору и DVD, скачивает в Интернете готовые рефераты, а перестав читать, потеряла возможность упражняться в освоении норм русского литературного языка. Вот и слышим мы тут и там: «Вы типа врач?» или: «Я вроде как согласен». А из-за неумения ясно излагать свои мысли повсеместно и поголовно стали обращаться к обязательной оговорке — «скажем так», после которой строится фраза несусветной структуры или используется совершенно несоответствующий оборот. Слава Богу, все это не видит и не слышит великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который был уверен, что дар слова «есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Наставник, желающий развить в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу…» Впрочем, о чем это я? Если уж Гоголь неведом, то об Ушинском…

Специалисты-филологи, наверное, знают множество рецептов, как сделать школьное сочинение содержательным и осмысленным, а речь наших детей грамотной. Но русские школьники не любят русский язык — это факт, об этом говорят результаты статистических исследований, проведенных преподавателями Новосибирского педуниверситета. Отвращение к языку как к предмету плавно перерастает в неуважение к родной речи, имеющее самые печальные последствия во взрослой жизни.

По мнению новосибирского кандидата педагогических наук Александры Бондаренко, причина кроется в программах и учебниках для начальных классов, пытающихся навести хоть какие-то мосты взаимопонимания между ребенком и языком, который уже в первом классе воспринимается школьниками как иностранный. Формулировки правил в рамочках для младшего школьника — это тексты, которые надо бы переводить со словарем. Куда ни глянь — сплошные сложные предложения, начинающиеся словами «чтобы», «если», а внутри еще и придаточные части со множеством «и», «или» и т. д. Эти «головоломки», которые с трудом разбирают мамы с филологическим образованием, дети учат, как таблицу умножения. Слова живут сами по себе, грамматика — сама по себе, и в итоге все это имеет чисто символическое отношение к той самой устной и письменной речи, о развитии которой неустанно говорится со всех сторон.

Александра Бондаренко: «Авторы учебников не щадят малышей»
Фото Сергея ПЕРМИНА

Александра Александровна в соавторстве со своими коллегами за последние годы подготовила несколько учебников для начальных классов, толковый словарь для детей и учебно-методический комплект. Отличительная характеристика последнего — в нестандартности учебных пособий. Как считают многочисленные эксперты, эти учебные пособия способны произвести коренное переустройство самих принципов обучения русскому языку в российских школах.

— Необходимость нового подхода действительно назрела уже давно, — считает один из авторов новых учебников по русскому языку Александра Бондаренко. — Вы посмотрите, насколько государство не щадит малышей! Во многих учебниках для начальных классов встретишь академические стандарты чуть ли не вузовского образца! Разве в состоянии ребенок все это усвоить? А потом мы удивляемся, отчего это и дети больные, и продолжительность жизни так падает. Беда не в том, что наука пришла в школу, а в том, что она пришла фактически в той же самой «одежде», в какой она существует в учебниках для средних школ и вузов, она не адаптирована к ребенку, к его внутреннему миру, его психологическим особенностям.

Мягкий знак коня

Недавно я стал обладателем яркого примера того, о чем говорила Александра Александровна. Роскошная «Большая книга малыша» московского издательства «Росмэн» была мною приобретена за пятьсот рублей. В предисловии, в обращении к родителям и педагогам (ответственный редактор А. Е. Агеева) говорится: «Наша книга поможет превратить процесс обучения малыша в интереснейшее познание мира, приносящее радость и ребенку, и взрослому. Малыш узнает цифры и буквы, научится писать, читать, считать и рисовать…»

Есть у меня особа, которой само время этим как раз и заняться. Она и стала экспертом по оценке книги, способной «превратить процесс обучения…» и т. д.

Первая осечка произошла еще до страницы с первой буквой. Сразу под обложкой представлена известная всем и каждому азбука — все 33 буквы алфавита, и к каждой, как водится, картинка, чтобы ребенок лучше запомнил буквы. Так вот, на букву «А» пятилетний эксперт отреагировал как на букву «Р», поскольку картинка изображала аквариум с рыбкой. Рыбка больше привлекала внимание.

Дальше — больше. Буква «Е» осталась тайной за семью печатями, поскольку ее, как явствовало из подписи к картинке, сопровождало изображение… ежевики!

— Я? — удивленно назвала букву эксперт, имея в виду слово «ягода».

— Е! — поправил я ее.

— Егода?! — еще больше удивилась она.

К сожалению, поводов удивляться и у нее, и у меня было впереди еще много. Следом за «Е» шла, естественно, буква «Ё», которую иллюстрировала картинка… ерша!

— Опять «Р»? — не поняла эксперт, имея в виду слово «рыба».

Пришлось ей подсказать, что это ёрш — такая рыба. Но через три буквы случилось очередная остановка: богатые фантазией составители «Большой книги малыша» снабдили букву «Й» изображением йога. Она решила, что это — старик. Я сказал, что йог.

— Ег? — переспросила она. — Опять «Е»? Почему вся книга из одних и тех же букв?

А далее у нас оказались затруднения с буквами «Ц», «Ъ», «Ь» и «Э». «Ц» «олицетворяли» цветы, стоящие в вазе, которые у нее ассоциировались со словом «букет«, а ваза» — с «горшком». Твердый знак — «Ъ» вызвал массу эмоций: на картинке была изображена дверь в дом, крылечко с шарами. По замыслу авторов все это должно было у ребенка ассоциироваться с твердым знаком в слове «подъезд». Та же ситуация и с «Ь»: эту букву презентовало изображение коня, но ведь, извините за каламбур, и коню понятно, что конь не может начинаться с мягкого знака! И, наконец, этажерка, которую девочка приняла за табуретку, иллюстрировала букву «Э».

Удивительная азбука! Почему не использовать при обозначении «А», скажем, всем понятный арбуз, а «Ё» украсить изображением ёжика?

Пессимизм от «катаклизмов»

На этом, увы, наши испытания не закончились: авторы об этом позаботились. Под рубрикой «Моя первая энциклопедия» они заготовили для детей (и взрослых, как выяснилось) немало сюрпризов. В разделе «Явления природы» они рассказали о наводнениях, смерчах, вулканах и т. д., сопроводив текстом, который начинается так: «Люди по-разному борются с катаклизмами природы»… Все: вулканы и смерчи позабыты, потому что эксперт заинтересовалась новым для себя словом — катаклизмы. Если кто-нибудь из читателей сможет быстро, четко и доступно для ребенка объяснить, что это такое, то сообщите, пожалуйста, мне.

Возникли сложности и с разделом «Тело человека». Фраза «Внешний облик каждого народа — цвет кожи и волос, цвет и разрез глаз — сформировался под влиянием того климата, в котором жили его предки«. Я до сих пор уверен, что эта фраза слизана» из какого-нибудь реферата. А пятилетнему эксперту пришлось разъяснять, что такое «климат» и как понять слово «сформировался»…

Такие «пособия« читаешь и начинаешь сожалеть, что ушли в прошлое времена, когда без особого разрешения цензуры и одобрения экспертов не могла быть издана ни одна книга. Это издание не посчитало нужным упомянуть, есть ли такое одобрение специалистов у него? Может, потому, что его нет?

Но я не жалею, что полтысячи истратил на приобретение этого шедевра». Теперь, когда к нам приходят гости — люди взрослые, — у нас не возникает проблем с тем, как их развлечь…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
«Бабьего лета» ждать больше не стоит. Синоптики считают, что зима придет в Новосибирскую область уже в конце октября, до этого на фоне ночных заморозков будут лить дожди, перемежаясь со снегом.
Фотографией огромной рыбины поделилась Лариса Северина из Новосибирска. Гигантский сазан весом 18,2 кг. попался на крючок в Обском водохранилище недалеко от села Спирино. Это не первый рекорд 40-летней любительницы рыбной ловли.
В импровизированный подиум на время превратился тротуар Красного проспекта перед оперным театром. Сегодня, 26 сентября 2020, здесь прошел показ коллекции одежды известного новосибирского fashion-дизайнера Ольги Бузыцкой. Яркая деталь образа каждой красотки – жизнерадостный желтый цвет, метафора солнца. Лето закончилось, но память о нем жива.
Жители Новосибирской области смогут перейти на новую систему сбора бытовых отходов. В силу вступает распоряжение главы региона, согласно которому жильцам многоэтажек дали право не только настаивать на раздельном сборе мусора, но и проголосовать за оплату вывоза, исходя из фактического объема.
Утренняя непогода спровоцировала транспортный коллапс на дорогах Новосибирска. По данным Яндекса пробки достигали 8 баллов. Намертво встала Большевистская, Богдана Хмельницкого, Немировича-Данченко и другие крупные магистрали города.
С понедельника, 28 сентября, в новосибирском метрополитене начнет курсировать поезд-музей, экспозиция которого посвящена 70-летию Новосибирского государственного технического университета —  НЭТИ. Пассажиры метро увидят редкие фотографии из истории университета и узнают об изобретениях, которые были сделаны в его стенах.
x^