Новосибирск 12.1 °C

Вся жизнь - железная дорога

19.01.2001 00:00:00

В конце прошлого года в Москве состоялся финал общесетевого конкурса профессионального мастерства «Проводница XX века». Конкурс был организован по инициативе департамента пассажирских сообщений МПС, редакций газеты «Гудок» и журнала «Паспорт-экспресс». Как сообщила инженер Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров Елена Жукова, представлявшая нашу дорогу проводник вагонов пассажирского вагонного депо Новокузнецк Елена Зайцева заняла первое место в номинации «За титаническое усердие». С чем мы поздравляем ее, а заодно работников всей Западно-Сибирской железной дороги.

Проводник Елена Есина - хозяйка вагона

 В воспоминаниях социалистической юности образ проводника пассажирских вагонов запечатлелся как нечто не очень приветливое, одетое в серую, не первой свежести, жилетку и постоянно удрученное кочегарно-хозяйственными работами.

Но времена меняются. И уж тем более если речь идет о проводниках фирменного поезда «Сибиряк», к которым - особый, требовательный подход. Наши корреспонденты наведались в гости в седьмой вагон «Сибиряка» - к проводницам Инне Никольской и Елене Есиной - вместе с инструктором по производственно-техническим вопросам Новосибирского резерва проводников вагонного пассажирского депо станции Новосибирск Оксаной Плеховой.

Вагон СВ. Двухместные купе с фирменными «сибиряковскими» шторами, зеркала, бра, картины, обитые гобеленом сиденья. Безупречный дизайн, свидетельствующий о стремлении дороги к своему фирменному стилю. Проводницы в чистенькой, по моде, форме, улыбчивые и внимательные.

Оксана: У нас предусмотрено все, чтобы пассажирам было комфортно, чтобы они не скучали в пути. В каждом купе телевизоры, можно взять у проводников видеокассеты. Если не хочется идти в вагон-ресторан, обед доставят «на дом». В штабном вагоне - утюги, фены, книги, там же есть детское купе с игрушками, настольными играми. Можно воспользоваться услугами поездного радио: заказать музыку и даже поздравление друзьям и близким. Есть пресса, шашки, шахматы...

Интерьер вагонов - одна из забот Оксаны Плеховой
 - А почему в купе по две подушки на пассажира?

Оксана: Для удобства. Подушки, кстати, натуральные, перьевые. Верблюжьи одеяла высокого качества, хорошее постельное белье. Люди у нас ездят степенные, солидные...

Инна: Мы уже на перроне видим - вот идут наши пассажиры. Даже если проходят мимо, знаем - сейчас вернутся. Это с опытом приходит...

- Опыт-то у вас большой?

Инна: Я восьмой год работаю, имею высшее образование. Еще когда в институте училась, летом в составе студенческого отряда работала проводником. Думала, недолго, а жизнь вот как обернулась. Мама моя только через полгода узнала о моем выборе. Была против, ведь в ее понятии проводник всегда грязный, пьяный, неустроенный...

Елена: А я уже десять лет здесь. Как-то утром услышала по радио, что объявляется набор на курсы проводников. Собралась и пошла. Сначала попрактиковалась, потом окончила училище. Для моей мамы это тоже был шок... Ничего, привыкла, сейчас сумку мне в рейс собирает.

- Каков график вашей работы?

Елена: В месяц обычно два рейса, иногда три-четыре. Двое суток в пути (если точнее - 47 часов 54 минуты до Москвы), пять с половиной часов в столице, и обратно. Приезжаем, день готовим вагон, и снова в рейс. А потом отдыхаем.

А как иногда хочется стать простыми пассажирами...
 - Зарплата хорошая?

Елена: Около трех тысяч. Зависит от количества рейсов, от нормо-часов. Еще льготы, как всем железнодорожникам. Премии бывают.

- Устаете от дороги-то?

Инна: Устаем, конечно, хотя и посменно работаем - полсуток я, полсуток Лена. Домой приезжаешь - хочется одной побыть.

Елена: Пищу готовим сами, на электроплите. Есть холодильник, где храним продукты. Поспать удается. Привыкли уже - и шум не мешает. Сейчас есть хорошие участки пути, с новыми удлиненными рельсами: поезд может идти и 130 километров в час, а колеса на стыках почти не стучат.

- Хорошо вам. А мне, при моем росте, ноги в купе некуда девать...

Оксана: Тогда вам плацкарт брать нужно...

- Как вы морозы пережили?

Инна: Нормально. У нас электроотопление, и даже при минус сорока в салоне очень тепло. Печку углем топим только на конечных станциях. Поэтому в вагоне нет пыли, грязи. Иногда, правда, от мороза двери в тамбурах клинит, для таких случаев у нас топорик наготове. Так, с топором, пассажиров и встречаем (улыбается. - Авт.). Летом включаем кондиционеры.

- Расскажите о пассажирах. Вареная курица - по-прежнему непременный атрибут дороги?

Елена: А также вареные яйца и колбаса. На станциях, как водится, бабульки с пирожками и огурчиками. Ничего не меняется... Некоторые пассажиры, правда, в купе не едят, а ходят исключительно в ресторан.

- Алкоголь практикуется?

Елена: В смысле? У проводников - нет. А в ресторане бутылочка обычной водки - 95 рублей. В купе, конечно, тоже выпивают, но мы следим, чтобы все было в норме. Те, кто нарушает порядок, до конечной станции могут и не доехать. В вагоне СВ такое редко, но бывает. Мы сначала беседуем с буйными пассажирами, уговариваем, убаюкиваем. Милицию вызываем, если нужно. Она сначала тоже предупреждает. В особо «тяжких» случаях высаживает с поезда. Мы раз военного высадили: ругался сильно, в нижнем белье по вагону ходил... В плацкартных вагонах, бывает, солдаты-дембеля буянят. Но не у нас.

- В СВ, наверное, чаще богатые люди ездят?

Инна: Обеспеченные. Или командированные, кому организации способны оплатить недешевый билет. После повышения дорога до Москвы в СВ - 4550 рублей...

Мы заметили: чаще всего ездят мужчины. Есть пассажиры требовательные: им надо все сразу и немедленно. Москвичи вредные. Омичи спокойные. Везде есть какая-то специфика...

- Конфликты с пассажирами бывают?

Оксана: По инструкции проводники должны быть предельно вежливыми и внимательными. Спрашивать, кому что нужно, при необходимости выслушивать, что-то советовать.

Инна: Бывают пассажиры, которые сами идут на конфликт. Прямо вызывают тебя на резкость. Когда видим, что иначе нельзя, приходится разок строго ответить, и человек сразу успокаивается. Попадаются и нудные: бурчат по поводу и без, придираются. Таким нужно просто дать выговориться, выплеснуть негатив. «А почему вы билеты на перроне проверяете, а почему я должен вам документы показывать?...» К каждому особый подход нужен.

Елена: Иностранцев иногда возим. Обслуживаем их, как всех, да они и не требуют чего-то особенного. Но с ними тяжело бывает: иной пытается через проводника выяснить, сколько стоит у бабушки на перроне одна морковка в пучке. Мол, не надо мне пучок, хочу одну. Мы в английском не очень сильны, но элементарно объясниться можем: это такая-то станция, наше печенье стоит столько-то, а вот те пирожки покупать не следует... Почти все на видеокамеру природу за окном снимают.

- А за окном гаражи, мусор...

Инна: Да, к сожалению, и такое бывает. Мне одна иностранная туристка сказала: у вас такая природа, такие люди, а вы так землю свою засоряете. Неприятно выслушивать такие вещи.

- Девушки, а чай-то вы теперь настоящий делаете? В том смысле, что раньше, говорят, проводники в целях экономии чай жженым сахаром подкрашивали...

Елена: Не знаю, как другие, но у нас чай в пакетиках, разовый. Все удовольствие - два рубля. А вот подстаканники мы намеренно сохранили. Был период, когда мы чайные пары закупили, но потом от них отказались: чашки широкие, во время движения пользоваться ими неудобно. Мужчина раз заявил: девчонки, дайте мне стакан граненый, у меня палец в дужку не проходит...

Инна: Иностранцы иногда просят, чтобы им на память подстаканники подарили...

- А вообще из вагона что-нибудь пропадает?

Елена: Есть такое дело. И подстаканники, и таблички «Место для курения». Иной раз разобьют плафоны светильников. Мы в таких случаях, конечно, претензии предъявляем, но часто приходится самим нести материальную ответственность.

- Какие-то экстремальные ситуации в пути случаются?

Инна: Дети иногда несвежими продуктами травятся: родители запасутся на дорогу, а в холодильник положить забудут. Сердечникам плохо бывает. Мы на курсах повышения квалификации учимся и оказанию первой медицинской помощи.

Оксана: У нас есть проводник, Надежда Ивановна Задатко, она по образованию врач. Однажды у ее пассажира наступила клиническая смерть. Смогла вернуть его к жизни... Вообще у нас в штабном вагоне есть аптечки, носилки - все, что нужно.

- «Зайцев» возите? Я понимаю, что вопрос провокационный...

Елена: Не возим, с этим делом строго. Во-первых, у нас вагон СВ - к нам и не подходят. А во-вторых, проверок столько, что лучше работать честно. Комиссия может ехать и по пассажирским билетам: пробуют проводников на конфликты провоцировать, закурить в купе могут и посмотреть, как мы на это отреагируем... Есть, конечно, ситуации, когда человеку срочно уехать надо. Скажем, на руках телеграмма о смерти близкого. Но и это не через нас - только по разрешению начальника поезда.

- Проводники - в основном женщины?

Оксана: На всех трех составах «Сибиряка» работают 150 женщин и 50 мужчин. Мужчины - они нежные, слабые, такой работы не выдерживают.

- Знаменитостей возите?

Елена: В прошлый рейс Пахмутову с Добронравовым из Москвы до Ярославля везли. Они ехали ярославского мэра поздравлять. Обслуживание наше им понравилось. Ну, известная целительница Ирина Васильева часто с нами ездит. В вагоне лечить всех любит...

- В Новый год-то в пути бываете?

Елена: Случается. Елочку наряжаем, по глотку шампанского - чисто символически. Пассажиров в это время мало...

- Извините за вопрос: интим в дороге предлагают?

Инна: Это - как норма жизни. Некоторые считают, что по билету и такая услуга быть должна. Обычно сразу понимают и уходят. А если что, то можно вызвать работников транспортной милиции, сопровождающих поезд.

- А вы никогда не задумывались о будущем? Ну, десяток лет еще, а потом?

Елена: Бывают такие мысли. Но все стараются держаться на этой работе. Проводником вообще сложно устроиться - отбор жесткий. Тут и умение говорить учитывается, и манера держаться, и опрятность. Даже основы психологии проходим. А на фирменных поездах вообще могут работать лишь те, кто не менее двух лет отработал на обычных пассажирских.

Оксана: Мы создаем для наших проводников все условия. Даже форменную одежду бесплатно шьем по заказу. Модные пальто, меховые шапки, шарфы, перчатки, зонты - все, что нужно. Ведь «Сибиряк» - это фирма. И от того, как выглядят и чувствуют себя проводники, зависит настроение пассажиров...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: