Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Вся жизнь - железная дорога

19.01.2001
В воспоминаниях социалистической юности образ проводника пассажирских вагонов запечатлелся как нечто не очень приветливое, одетое в серую, не первой свежести, жилетку и постоянно удрученное кочегарно-хозяйственными работами.Но времена меняются. И уж тем более если речь идет о проводниках фирменного поезда «Сибиряк».

В конце прошлого года в Москве состоялся финал общесетевого конкурса профессионального мастерства «Проводница XX века». Конкурс был организован по инициативе департамента пассажирских сообщений МПС, редакций газеты «Гудок» и журнала «Паспорт-экспресс». Как сообщила инженер Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров Елена Жукова, представлявшая нашу дорогу проводник вагонов пассажирского вагонного депо Новокузнецк Елена Зайцева заняла первое место в номинации «За титаническое усердие». С чем мы поздравляем ее, а заодно работников всей Западно-Сибирской железной дороги.

Проводник Елена Есина - хозяйка вагона

 В воспоминаниях социалистической юности образ проводника пассажирских вагонов запечатлелся как нечто не очень приветливое, одетое в серую, не первой свежести, жилетку и постоянно удрученное кочегарно-хозяйственными работами.

Но времена меняются. И уж тем более если речь идет о проводниках фирменного поезда «Сибиряк», к которым - особый, требовательный подход. Наши корреспонденты наведались в гости в седьмой вагон «Сибиряка» - к проводницам Инне Никольской и Елене Есиной - вместе с инструктором по производственно-техническим вопросам Новосибирского резерва проводников вагонного пассажирского депо станции Новосибирск Оксаной Плеховой.

Вагон СВ. Двухместные купе с фирменными «сибиряковскими» шторами, зеркала, бра, картины, обитые гобеленом сиденья. Безупречный дизайн, свидетельствующий о стремлении дороги к своему фирменному стилю. Проводницы в чистенькой, по моде, форме, улыбчивые и внимательные.

Оксана: У нас предусмотрено все, чтобы пассажирам было комфортно, чтобы они не скучали в пути. В каждом купе телевизоры, можно взять у проводников видеокассеты. Если не хочется идти в вагон-ресторан, обед доставят «на дом». В штабном вагоне - утюги, фены, книги, там же есть детское купе с игрушками, настольными играми. Можно воспользоваться услугами поездного радио: заказать музыку и даже поздравление друзьям и близким. Есть пресса, шашки, шахматы...

Интерьер вагонов - одна из забот Оксаны Плеховой
 - А почему в купе по две подушки на пассажира?

Оксана: Для удобства. Подушки, кстати, натуральные, перьевые. Верблюжьи одеяла высокого качества, хорошее постельное белье. Люди у нас ездят степенные, солидные...

Инна: Мы уже на перроне видим - вот идут наши пассажиры. Даже если проходят мимо, знаем - сейчас вернутся. Это с опытом приходит...

- Опыт-то у вас большой?

Инна: Я восьмой год работаю, имею высшее образование. Еще когда в институте училась, летом в составе студенческого отряда работала проводником. Думала, недолго, а жизнь вот как обернулась. Мама моя только через полгода узнала о моем выборе. Была против, ведь в ее понятии проводник всегда грязный, пьяный, неустроенный...

Елена: А я уже десять лет здесь. Как-то утром услышала по радио, что объявляется набор на курсы проводников. Собралась и пошла. Сначала попрактиковалась, потом окончила училище. Для моей мамы это тоже был шок... Ничего, привыкла, сейчас сумку мне в рейс собирает.

- Каков график вашей работы?

Елена: В месяц обычно два рейса, иногда три-четыре. Двое суток в пути (если точнее - 47 часов 54 минуты до Москвы), пять с половиной часов в столице, и обратно. Приезжаем, день готовим вагон, и снова в рейс. А потом отдыхаем.

А как иногда хочется стать простыми пассажирами...
 - Зарплата хорошая?

Елена: Около трех тысяч. Зависит от количества рейсов, от нормо-часов. Еще льготы, как всем железнодорожникам. Премии бывают.

- Устаете от дороги-то?

Инна: Устаем, конечно, хотя и посменно работаем - полсуток я, полсуток Лена. Домой приезжаешь - хочется одной побыть.

Елена: Пищу готовим сами, на электроплите. Есть холодильник, где храним продукты. Поспать удается. Привыкли уже - и шум не мешает. Сейчас есть хорошие участки пути, с новыми удлиненными рельсами: поезд может идти и 130 километров в час, а колеса на стыках почти не стучат.

- Хорошо вам. А мне, при моем росте, ноги в купе некуда девать...

Оксана: Тогда вам плацкарт брать нужно...

- Как вы морозы пережили?

Инна: Нормально. У нас электроотопление, и даже при минус сорока в салоне очень тепло. Печку углем топим только на конечных станциях. Поэтому в вагоне нет пыли, грязи. Иногда, правда, от мороза двери в тамбурах клинит, для таких случаев у нас топорик наготове. Так, с топором, пассажиров и встречаем (улыбается. - Авт.). Летом включаем кондиционеры.

- Расскажите о пассажирах. Вареная курица - по-прежнему непременный атрибут дороги?

Елена: А также вареные яйца и колбаса. На станциях, как водится, бабульки с пирожками и огурчиками. Ничего не меняется... Некоторые пассажиры, правда, в купе не едят, а ходят исключительно в ресторан.

- Алкоголь практикуется?

Елена: В смысле? У проводников - нет. А в ресторане бутылочка обычной водки - 95 рублей. В купе, конечно, тоже выпивают, но мы следим, чтобы все было в норме. Те, кто нарушает порядок, до конечной станции могут и не доехать. В вагоне СВ такое редко, но бывает. Мы сначала беседуем с буйными пассажирами, уговариваем, убаюкиваем. Милицию вызываем, если нужно. Она сначала тоже предупреждает. В особо «тяжких» случаях высаживает с поезда. Мы раз военного высадили: ругался сильно, в нижнем белье по вагону ходил... В плацкартных вагонах, бывает, солдаты-дембеля буянят. Но не у нас.

- В СВ, наверное, чаще богатые люди ездят?

Инна: Обеспеченные. Или командированные, кому организации способны оплатить недешевый билет. После повышения дорога до Москвы в СВ - 4550 рублей...

Мы заметили: чаще всего ездят мужчины. Есть пассажиры требовательные: им надо все сразу и немедленно. Москвичи вредные. Омичи спокойные. Везде есть какая-то специфика...

- Конфликты с пассажирами бывают?

Оксана: По инструкции проводники должны быть предельно вежливыми и внимательными. Спрашивать, кому что нужно, при необходимости выслушивать, что-то советовать.

Инна: Бывают пассажиры, которые сами идут на конфликт. Прямо вызывают тебя на резкость. Когда видим, что иначе нельзя, приходится разок строго ответить, и человек сразу успокаивается. Попадаются и нудные: бурчат по поводу и без, придираются. Таким нужно просто дать выговориться, выплеснуть негатив. «А почему вы билеты на перроне проверяете, а почему я должен вам документы показывать?...» К каждому особый подход нужен.

Елена: Иностранцев иногда возим. Обслуживаем их, как всех, да они и не требуют чего-то особенного. Но с ними тяжело бывает: иной пытается через проводника выяснить, сколько стоит у бабушки на перроне одна морковка в пучке. Мол, не надо мне пучок, хочу одну. Мы в английском не очень сильны, но элементарно объясниться можем: это такая-то станция, наше печенье стоит столько-то, а вот те пирожки покупать не следует... Почти все на видеокамеру природу за окном снимают.

- А за окном гаражи, мусор...

Инна: Да, к сожалению, и такое бывает. Мне одна иностранная туристка сказала: у вас такая природа, такие люди, а вы так землю свою засоряете. Неприятно выслушивать такие вещи.

- Девушки, а чай-то вы теперь настоящий делаете? В том смысле, что раньше, говорят, проводники в целях экономии чай жженым сахаром подкрашивали...

Елена: Не знаю, как другие, но у нас чай в пакетиках, разовый. Все удовольствие - два рубля. А вот подстаканники мы намеренно сохранили. Был период, когда мы чайные пары закупили, но потом от них отказались: чашки широкие, во время движения пользоваться ими неудобно. Мужчина раз заявил: девчонки, дайте мне стакан граненый, у меня палец в дужку не проходит...

Инна: Иностранцы иногда просят, чтобы им на память подстаканники подарили...

- А вообще из вагона что-нибудь пропадает?

Елена: Есть такое дело. И подстаканники, и таблички «Место для курения». Иной раз разобьют плафоны светильников. Мы в таких случаях, конечно, претензии предъявляем, но часто приходится самим нести материальную ответственность.

- Какие-то экстремальные ситуации в пути случаются?

Инна: Дети иногда несвежими продуктами травятся: родители запасутся на дорогу, а в холодильник положить забудут. Сердечникам плохо бывает. Мы на курсах повышения квалификации учимся и оказанию первой медицинской помощи.

Оксана: У нас есть проводник, Надежда Ивановна Задатко, она по образованию врач. Однажды у ее пассажира наступила клиническая смерть. Смогла вернуть его к жизни... Вообще у нас в штабном вагоне есть аптечки, носилки - все, что нужно.

- «Зайцев» возите? Я понимаю, что вопрос провокационный...

Елена: Не возим, с этим делом строго. Во-первых, у нас вагон СВ - к нам и не подходят. А во-вторых, проверок столько, что лучше работать честно. Комиссия может ехать и по пассажирским билетам: пробуют проводников на конфликты провоцировать, закурить в купе могут и посмотреть, как мы на это отреагируем... Есть, конечно, ситуации, когда человеку срочно уехать надо. Скажем, на руках телеграмма о смерти близкого. Но и это не через нас - только по разрешению начальника поезда.

- Проводники - в основном женщины?

Оксана: На всех трех составах «Сибиряка» работают 150 женщин и 50 мужчин. Мужчины - они нежные, слабые, такой работы не выдерживают.

- Знаменитостей возите?

Елена: В прошлый рейс Пахмутову с Добронравовым из Москвы до Ярославля везли. Они ехали ярославского мэра поздравлять. Обслуживание наше им понравилось. Ну, известная целительница Ирина Васильева часто с нами ездит. В вагоне лечить всех любит...

- В Новый год-то в пути бываете?

Елена: Случается. Елочку наряжаем, по глотку шампанского - чисто символически. Пассажиров в это время мало...

- Извините за вопрос: интим в дороге предлагают?

Инна: Это - как норма жизни. Некоторые считают, что по билету и такая услуга быть должна. Обычно сразу понимают и уходят. А если что, то можно вызвать работников транспортной милиции, сопровождающих поезд.

- А вы никогда не задумывались о будущем? Ну, десяток лет еще, а потом?

Елена: Бывают такие мысли. Но все стараются держаться на этой работе. Проводником вообще сложно устроиться - отбор жесткий. Тут и умение говорить учитывается, и манера держаться, и опрятность. Даже основы психологии проходим. А на фирменных поездах вообще могут работать лишь те, кто не менее двух лет отработал на обычных пассажирских.

Оксана: Мы создаем для наших проводников все условия. Даже форменную одежду бесплатно шьем по заказу. Модные пальто, меховые шапки, шарфы, перчатки, зонты - все, что нужно. Ведь «Сибиряк» - это фирма. И от того, как выглядят и чувствуют себя проводники, зависит настроение пассажиров...

Резонанс
Новости
Помещения специально под фермы для майнинга криптовалюты начали сдавать в аренду новосибирцы. Стоимость аренды этих помещений ниже средней цены по городу, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU.
В редакцию «Новостей ОТС» обратились жители многоквартирного дома на улице Котовского в Новосибирске. Доставщик питьевой воды своей машиной повредил козырек над подъездом и скрылся с места происшествия. При этом дорожные полицейские не проявляют активности в поисках нарушителя, несмотря на то, что известен номер машины.
На ретро-дискотеку 90-х в ЛДС «Сибирь» в Новосибирске пришли 2800 человек. Одной из самых ярких звезд стала Алиса Мон, чья песня «Алмаз» в 90-х годах прошлого века была очень популярна. Певица дала интервью корреспонденту VN.ru, в котором рассказала о том, как живет сейчас, как был написан хит, и поделилась секретами красоты.
Герой Советского Союза, ветеран войны в Афганистане - его часто сравнивают с Алексеем Маресьевым. Отец Киприан, в миру Валерий Бурков, посетил Новосибирск. Он побывал в школах, реабилитационных центрах и патриотических клубах. С человеком уникальной судьбы встретился корреспондент ОТС.
Главный городской каток передислоцировался с площади Ленина в Центральный парк, чтобы радовать горожан до самой весны. Сколько стоит прокат коньков, кофе и кабинки, и как оценили ледовое покрытие первые посетители, в материале VN.ru.
Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников вышел к участникам пикета по вопросу расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Активисты пришли 15 декабря к зданию Правительства Новосибирской области.