Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Обитаемый остров, или Черная дыра на карте Новосибирска

26.01.2001
Поселок Садовый, или, как его прежде именовали совхоз «Пашинский», хоть и относится к Новосибирскому (сельскому) району, но располагается внутри Калининского. Настолько между микрорайоном «Снегири» и поселком Гвардейский, что, казалось бы, рукой дотянуться можно. Но, как говорится, близок локоть, а не укусишь...

История и география

 Поселок Садовый, или, как его прежде именовали совхоз «Пашинский», а еще раньше даже на почтовых конвертах указывали в качестве адреса «Совхоз N 1», хоть и относится к Новосибирскому (сельскому) району, но располагается внутри Калининского. Настолько между микрорайоном «Снегири» и поселком Гвардейский, что, казалось бы, рукой дотянуться можно. Но, как говорится, близок локоть, а не укусишь. В каких-то трех-пяти километрах славный город Новосибирск сияет иллюминацией уличных фонарей и окнами домов, а тут, едва спустятся сумерки - хоть глаз коли. Единственным ориентиром служит красный циклопический глаз на трубе газовой котельной, отапливающей 5-ый и 6-ой микрорайоны. Если ночью посмотреть на поселок с высоты птичьего полета, ни дать, ни взять - черная дыра на лике города. Тем не менее в этой черной дыре проживает в течение нескольких десятилетий около двух с половиной тысяч человек, из которых более полутора тысяч - избиратели. То есть это к ним, в том числе, время от времени апеллируют разного уровня соискатели административных должностей и депутатских мандатов, суля массу выгод в случае своего избрания. Хотя много ли им, «совхозникам», с рождения привыкшим обходиться без каких-либо коммунальных изысков, как то дворники, мусоропровод, теплый нужник или достаток холодной воды летом, нужно?

Но кое-что все-таки нужно. И, в первую очередь, нужна нормальная связь с городом. Автобус нужен. Автобус регулярно, на постоянной основе, по раз и навсегда утвержденному расписанию курсирующий от поселка до ближайшей городской пассажирско-транспортной развязки - площади Калинина. Ходу всего-то двадцать минут с промежуточными остановками, для любого внутригородского пассажирского маршрута - это «тьфу», а для жителей поселка - чудо великое, на которое они уповают в течение десятилетий, из года в год получая от властных мужей фигу.

Да и впрямь: на фига этим землеройкам, жукам навозным регулярное сообщение с городом? Копайтесь в своем дерьме и живите в куче, не разбредайтесь в поисках сладкого заводского куска, а то потом вас и ваших подрастающих детей не загонишь в свинарник, коровник, телятник, птичник. Не гласно, но именно так рассуждали властные мужи, лишая жителей поселка регулярной связи с городом.

И это все под городом. Рядышком. Внутри города. Вон трубы ТЭЦ-4 дымят, вон над городским аэропортом самолет кружит, вон поселок Карьер Мочище Заельцовского района, вон поселок Пашино, приписанный к Калининскому району. В последние годы почти вплотную к Садовому подступили микрорайоны «Снегири» и «Родники». И до каждого из этих пунктов проложен автобусный маршрут с регулярным движением муниципального и массой альтернативного транспорта.

Иное дело Садовый. Окруженный со всех сторон городом, как морской пучиной, относящийся по штатному расписанию прошлого века к Новосибирскому (сельскому) району, он не имеет ни одной пристани для регулярного муниципального транспорта. А с альтернативного какой спрос? Может прийти, а может и не прийти, может повезти, а может и не повезти. Все в руках водителя или какого-нибудь распорядителя. Так это было и с совхозным автобусом, совершавшим исторические рейсы от Садового через Учительскую до ДК Горького и обратно.

Как ни крути, а людей в границах острова Садовый удержать было невозможно. Кому-то надо в больницу - та в городе, кому - на рынок, в магазины, в кино, в театр, в цирк, на вокзал, к родственникам в гости...

Был, был автобус. С одной дверью, предназначенный разве что для доставки небольшой бригады механизаторов на полевой стан или доярок на место летней дойки, но никак не для регулярных пассажирских рейсов, он трещал по швам, когда по утрам набивались в него желающие добраться до города. А их становилось все больше и больше: подрастали дети у животноводов и полеводов - поступали в училища и институты, находили себе работу на предприятиях Калининского района, а то и дальше. Дело-то естественное, жизнь на месте не стоит.

Молодежь училась, работала, мужала в условиях, приближенных к экстремальным. Говорю «молодежь», имея в виду всех, кто пользовался утренними рейсами не для развлечений. Пенсионеры на эти рейсы не покушались. Куда там... На них и молодых если треть попадала, то хорошо. А остальные гуськом, сквозь темень, героически преодолевая сугробы, корчась от ветра и мороза, тянулись за три километра на восток в надежде как можно быстрее влезть в какой-нибудь проходящий со стороны Пашина автобус. Иным это удавалось. И так по многу лет подряд и именно зимой, потому что с началом весенне-полевых работ до окончания осенней страды почти все пассажирские рейсы отменялись для доставки автобусом рабочих на посадочно-уборочные объекты. Да и зимой никто не был уверен, что совхозный автобус пойдет в обозначенный срок. Как говорится: то нога разулась, то щека раздулась.

Позже завод-родитель, подсобным хозяйством которого являлся «Пашинский», одарил совхоз автобусом львовского производства, но и это достаточно вместительное транспортное средство проблему не решало, потому что в технологии его использования ничто с прежних времен не изменилось, а местные женщины рожать не прекращали.

А потом грянула перестройка с отягчающими последствиями, завод отказался содержать совхоз, совхозу стало не по силам содержать обветшавший автобус, и единственная тонюсенькая ниточка между городом и деревней, об обязательной смычке которых испокон твердили большевики, прервалась.

Новейшая история

 Однако жизнь продолжается. Охоту к передвижению жители поселка Садовый, не занятые на сельхозработах, не потеряли - семьи кормить-одевать надо; у молодежи стремление учиться, учиться и еще раз учиться, чтобы потом найти хорошую работу, тоже не отшибло. И радоваться бы властям всех уровней, глядя на этот непотопляемый народишко, но где ж его увидишь: он с семи утра бьется на трассе, правда, теперь уже с другой, западной, стороны, продуваемый всеми ветрами, под дождем и снегом, несмотря ни на какой мороз, чтобы исполнить свой гражданский долг, а попросту - выжить.

«С другой стороны» - это значит, что однажды, накануне очередных выборов, кто-то в надежде, что жители поселка Гвардейский правильно исполнят еще одну разновидность гражданского долга, взял да и пустил по трассе, проходящей мимо поселка Садовый, автобусный маршрут N 53. В общем-то, верное решение. Эта трасса, в отличие от той, по которой 53-й ходил прежде, широкая, свободная, до конечной остановки - площади Калинина - путь гораздо короче. Кое-что от этого решения перепало и «садовчанам» - в полутора километрах от крайней избы Садового для них установили бетонное сооружение, напоминающее недостроенный коммунальный нужник. Так, для обозначения места возможной остановки. Потому что это сооружение ни от стужи, ни от ветра, ни от дождя не спасает. Не гарантирует оно и остановку автобуса в утренние часы, потому что все автобусы забиваются под завязку еще в Гвардейском. Потому что и проживающие там кушать хотят, тем более они - горожане, и сам Бог велел им работать в городе.

Стоит и ждет «садовчанин»: может быть, хоть кто-нибудь смилостивится и подбросит его за полтора червонца до площади Калинина. Все равно деваться некуда - от работы не убежишь. Но это под силу не всем. Отработавшим свое да еще живущим на другом конце поселка такой путь заказан. Сиди, Ерема, дома.

Коммерсанты не раз пытались освоить маршрут «Садовый - площадь Калинина», но по разным причинам прекращали это занятие. То возникали конкурентные трения с пока еще ходившим совхозным автобусом, то частников не устраивала наполняемость салонов, то пенсионеры, зачастив в город, предъявляли свои права на бесплатный проезд - чем, мол, мы хуже городских, - а какому частнику понравится возить людей бесплатно. Частник, он и есть частник. Не захочет, не удержишь. И «садовчане», не успевая привыкнуть к чему-то, не веря уже ни во что, тянутся к бетонному нужнику, как к последней надежде. Так случилось и с последним экспериментом в области частного извоза, когда через поселок был проложен коммерческий маршрут 1253 (площадь Калинина - Олимпийская). А Олимпийская в том же Гвардейском, да и остановки там, собственно, никакой нет, так, пятачок среди индивидуальных гаражей. От трех, курсировавших некоторое время по маршруту 1253 ветхих машин на базе ГАЗ-53 жителям поселка Садовый радости тоже было мало. На Олимпийской те загружались под крышу, и «садовчанам» оставалось только махать вслед счастливчикам. И отправляться пешим строем за поселок, надеясь на авось и довольствуясь пошлой поговоркой: не жили богато, так и привыкать ни к чему. И разумно, так как после нынешних новогодних праздников маршрут 1253 благополучно канул в Лету.

Пишу эти строки не с чьих-то слов, сам более тридцати лет пользуюсь этим, предоставленным мне наряду с другими автобусными страдальцами «гражданским правом» на свободное перемещение. Но по закону жанра обязан отразить мнение представителей властной стороны, к которой апеллирую и в качестве налогоплательщика.

Глава администрации Станционного сельского Совета, в чьем ведомстве находится поселок Садовый, Виктор Николаевич Дементьев, в ответ на вопрос по поводу перспектив нормальной транспортно-пассажирской связи между Садовым и городом вначале процитировал документ, суть которого сводилась к тому, что подобный автобусный маршрут не рентабелен. Затем сослался как на действующий маршрут 1253 и очень удивился, услышав, что маршрут 1253 был бесполезен для жителей поселка Садовый да к тому же скоропостижно прекратил свое существование. Но позже заверил, что не далее как завтра (по отношению к разговору) он собирается ехать в управление пассажирскими перевозками, чтобы разобраться с этой проблемой.

Если диалог с Виктором Николаевичем произвел на меня двойственное впечатление, то резюме Павла Степановича Великодного, ведущего специалиста отдела архитектуры и строительства администрации Новосибирского района, просто ошарашило, лишив всяческих надежд. Буквально оно было сформулировано так: «Проблема (транспортная) решения не имеет». Правда, до вынесения вердикта Павел Степанович робко предположил, не пустить ли маршрут из Кубовой через Садовый, но, вняв бессмысленности подобного мероприятия, сказал, как отрезал: «Проблема решения не имеет».

Но как же? Мне приходилось бывать в деревне за семьсот километров от Новосибирска, в деревне, из тех, что называют глухими. Так туда из райцентра за сорок километров четыре раза в день ходит автобус, хотя на работу в райцентр вряд ли кто ездит. Но самое занимательное: едва ли не в каждой избе - телефон (не поставил только ленивый), и хозяйки вечерами треплются между собой именно по телефону, но при надобности могут запросто позвонить хоть в Москву, хоть в Париж. В Садовом же (третье тысячелетие на дворе) единственный доступный телефон - на почте, а почта работает не круглые сутки. Случись беда, не знаешь куда бежать. Телефоны, конечно, кое у кого есть, но это же не один дом - поселок. Может быть, телефон на другой улице или на другом конце поселка. А там люди спят, потому что ночь темная, а во дворе у них злая собака... Павел Степанович и этому удивился: никто, мол, не звонил. Потому и не звонили, что неоткуда. И если телефонную сеть, как сказал Павел Степанович, будут скоро как-то объединять, то что объединять в Садовом, если сюда до сих пор не проложен кабель? (А если проложен, то почему нельзя поставить телефон?)

А вот от слов Александра Ивановича Наумова, начальника отдела Управления пассажирскими перевозками мэрии Новосибирска, меня охватила, прямо скажу, невыразимая радость. Он полностью отверг утверждение Великодного, касающееся садово-транспортной проблемы. «Как это не решаема?!», - воскликнул он и внимательно выслушал мой жалостливый рассказ (читай выше). И пусть он решил поехать завтра же (по отношению к разговору) в Садовый и на месте убедиться в правдивости моих слов, порасспрашивать там кое-кого, может быть, даже постоять на остановке среди поля и среди стынущих людей. Пусть. Я не в претензии. Так и должно быть: доверяй, но проверяй.

Я уезжаю в семь часов утра. В последние дни никто при мне толпу не расспрашивал. В понедельник я тоже поеду. На чем, не скажу. Не знаю.

Согласен, проблема яйца выеденного не стоит. Подумаешь, какой-то там Садовый, какие-то там людишки... Мелочевка. Вон в Степном того же Новосибирского района или в Учхозе тоже люди от отсутствия транспорта замаялись, так что же, и туда бежать с проверкой?

Мелочевка. Но не из-за подобной ли мелочевки горожане в конце прошлого века проигнорировали большинство желающих попасть в народные избранники? А нынче предстоят выборы в областной Совет. На результаты выборов в городе «садовчане» повлиять не могли, но вдруг их голосов не хватит будущему возможному кандидату в депутаты от Новосибирского района? Выборы намечены на конец года, а зимы последнее время дюже лютые стоят.

Резонанс
Новости
Три легионера хоккейной «Сибири» из Новосибирска в составе сборных своих стран отправятся на Олимпийские игры. Это нападающие Александр Бергстрем (Швеция), Рок Тичар (Словения) и Йонас Энлунд (Финляндия). В ближайшие дни форварды отправятся в расположение своих национальных дружин.
«Очагом гласности» или «гнездом разврата» был клуб «Под интегралом» – споры не утихают полвека. Первый в СССР конкурс красоты и концерты запретных бардов в Академгородке принесли клубу молодых ученых громкую, но недолгую славу в хрущевскую оттепель. А его закрытие на пике славы добавляет романтики ярчайшей легенде эпохи строительства научного центра.
Установка автозапуска по датчику температуры экономит бензин по сравнению с автозапуском по таймеру и, по отзывам специалистов, срабатывает даже в самый лютый новосибирский мороз. Однако этот вариант хорош только тогда, когда оптимально выбрана температура запуска двигателя, а машина исправна и подготовлена к зиме.    
«Чудо-тачку» из кусков льда построил «Гараж 54» совместно со скульптором из Новосибирска. Сооружение было задумано таким образом, чтобы на нем было можно передвигаться. Вес конструкции составил около пяти тонн.
О случае выявленного мошенничества рассказали в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Мешалкина из Новосибирска. Аферисты, называясь семьей Боженко из Иркутской области, в мрачных подробностях описывают борьбу за жизнь своей «доченьки» и выпрашивают деньги. «На счету каждая копейка», — утверждают они.
Аналитики туристического рынка прогнозируют: отельеры  поднимут цены. Не исключено, что отменят льготы, которые ввели в августе 2016 года после снятия запрета на чартерные рейсы. Впрочем, как показывают промежуточные итоги зимнего сезона, сибиряков не пугают ни цены, ни смена климата.