Увы, с понедельника повышаются тарифы на пригородные железнодорожные пассажироперевозки. До кучи, как говорится.
Такое решение приняла Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров после согласования с администрацией области. Как сообщила заместитель генерального директора ОАО «Экспресс-пригород» Алла Гриневич, в среднем тарифы повысятся на 20 процентов. Например, стоимость билета в пределах первой зоны следования увеличивается с трех до четырех рублей в один конец, второй зоны - с четырех до пяти, третьей - с пяти до семи, четвертой - с восьми до десяти, пятой - с десяти до тринадцати. Стоимость билета на самых дальних направлениях (13-я зона) увеличивается на четыре рубля. Теперь, скажем, до Чулыма на билет нужно будет потратить 30 целковых.
Алла Михайловна утверждает, что повышение тарифов - мера вынужденная. Экономическое обоснование этому следующее: пассажирские перевозки, будь то пригородные или «дальние», глубоко убыточны. Сегодня пассажиры покрывают лишь пятую часть от себестоимости поездки.
За прошедший год вся Западно-Сибирская железная дорога только от пригородных пассажироперевозок потерпела убытки, по самым скромным подсчетам, на 132 миллиона рублей. Рентабельность «железки» получается сугубо от грузоперевозок. «Конечно, 20-процентным увеличением тарифов мы проблему кардинально не решим, - добавила Алла Гриневич, - но это одна из мер, которыми мы пытаемся хоть как-то поправить положение».
Льготно-абонементные билеты, называемые в народе проездными, остаются в силе. По-прежнему можно будет воспользоваться льготными тарифами, приобретая такие билеты без ограничения числа поездок на срок от 1 до 4 месяцев. Хотя стоимость проездных, соответственно, тоже возрастет примерно на пятую часть. Будут в дальнейшем практиковаться и скидки на летний период. Например, в 2000 году летом скидка на тарифы составляла 30 процентов.
И последнее. К весне дорога планирует ввести бесплатные билеты для некоторых категорий льготников. Пока все, кто имеют льготы, предъявляют контролерам лишь соответствующие удостоверения. Понятно, что учет, какие именно категории льготников, в каком количестве и в какой период пользуются железнодорожным электротранспортом, в такой ситуации вести трудно. Потому и планируется, что человек будет приходить в кассу, брать по удостоверению бесплатный билет, записи о чем и позволят вести строгий учет. На основании полученных данных железнодорожники будут знать, какая компенсация положена им от областной администрации за пенсионеров, а какая, к примеру, от Минобороны за военных.