Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

95 лет исполняется народному художнику Вениамину Чебанову

26.08.2020
"Советская Сибирь"
95 лет исполняется народному художнику Вениамину Чебанову
В мастерской художника. Фото предоставлены Артемом Чебановым.
Человек-легенда, прославивший нашу область художник, ветеран Великой Отечественной войны Вениамин Чебанов... Кажется, о нем уже столько написано! Но, пожалуй, есть вещи, о которых знают только близкие люди. О Вениамине Карповиче читателям «Советской Сибири» рассказал сын живописца Артем Чебанов.  Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №35 от 26 августа 2020 года.

Артем Вениаминович глубоко благодарен отцу за воспитание: «За то, что он меня вырастил, заложил правильное понимание подвига советского народа в годы войны, поделился со мной своим духовным миром».

Но говорить о художнике как об отце Артем Вениаминович не стал — объяснил, что это очень личное. О творчестве и мировоззрении — да. И пусть кому-то нижесказанное покажется прописными истинами, Артем Чебанов уверен, и мы с ним согласны, это те истины, которые не должны и не могут быть стерты из наших сердец.

— Мой отец, Вениамин Чебанов, — чрезвычайно работоспособный, талантливый и целеустремленный человек. Его память и личный, уже 95-летний жизненный опыт позволяют ему создавать на полотнах все то, что он лично или его близкие пережили, показывать свое отношение к людям, поступкам, событиям. Многие его работы не потеряли актуальности и сегодня: «Улица Дружбы Народов. 1997», «Куда идешь, человек?», «Беслан», «Бомж и голуби», «Беженцы», «У Диора», «Память», «У Вечного огня», «08.08.08. Цхинвал», «Предчувствие. 2019», «Дружба, свобода, любовь. Триптих. 1999». События, люди, сюжеты на его картинах не вымышлены, они правдивы. Именно правдивость и искренность в художественных произведениях — вот истинная ценность его творчества. Сказанные им слова искренни и правдивы: «Великая Отечественная… Она всегда со мной, как и то суровое время; она судьба моего поколения, обагренная кровью юность, наша светлая память и боль. Когда работаешь у холста, когда создаешь образы солдат, поневоле вспоминаешь их молодые живые лица и их короткую жизнь — возникает чувство неоплаченного долга и вины перед ними. Ведь это их ратными трудами и кровью вершилась Великая Битва».

Кочковский район НСО 1973 год.jpg

«Сельский пленэр» по заданию редакции газеты «СовСибирь»: Вениамин Чебанов делает зарисовки передовиков с/х Кочковского района, 1976 год.

— Мне кажется, что главный его как художника и гражданина принцип — «Это надо не мертвым, это надо живым». Он рисует для тех, кто живет сегодня и будет жить завтра. Чтобы мы, их потомки, будущие поколения, знали и помнили, что пришлось пережить нашей стране, нашему народу. На его картинах — гигантский, по меркам человеческой жизни, пласт впечатлений, выплеснутый красками на полотна, отражающий внутренний мир художника, то, как он лично воспринимает окружающую, порой суровую действительность. В его полотнах есть все — счастье и горе, веселье и грусть, молодость и умудренная жизнью старость, страдание и любовь, равнодушие, гнев, подвиг, ярость, тоска и безысходность…

— Война в картинах художника Чебанова — не предмет изображения. Это смысл его жизни — человека, фронтовика, художника, его личное восприятие высшего смысла Великой Отечественной войны для нашего народа, для нашей страны, смысл освобождения от рабства и попытки уничтожения нашего народа фашистами. Мы победили именно благодаря единству. В своих картинах художник прямо указывает на сплоченность и дух Красной армии, всего народа Советского Союза, что и решило исход Великой Отечественной войны. В девяностых годах двадцатого века и до настоящего времени нам из-за бугра пытаются «привить покаяние» за то, что совершила Красная армия в годы войны, извратить суть нашей героической истории. Вениамин Чебанов считает это прямым оскорблением памяти тех, кто страдал в годы войны, кто проливал свои кровь и пот, отдавал здоровье и жизнь, защищая нашу Отчизну. А тех, кто из так называемых граждан РФ вторит им, считает предателями, Иванами, не помнящими родства.

Улица дружбы народов. 1997..jpg

«Улица Дружбы Народов. 91», 1997 год.

— Наша семья фактически знает, что это такое — война. Папа в ноябре 1941 года, в 16 лет, пошел работать в паровозное депо станции Инская. Там он трудился помощником слесаря, то есть котельщиком — ремонтировал котлы паровозов, доставляющих грузы на фронт. В ноябре 1943 года был призван в армию, окончил ускоренные курсы Новосибирского военно-пехотного училища. Осенью 1944 года в звании младшего лейтенанта и командира взвода он был отправлен на 1-й Украинский фронт. Боевые действия шли на территории Польши. Первое ранение получил в битве за освобождение Кракова. Второе, тяжелое, — при форсировании Одера. Во время атаки снайперская пуля прошла насквозь, повредив шейные позвонки. После госпиталя вернулся в строй — освобождать Прагу. Победу встретил в Чехословакии, в Судетах, командиром роты.

Вениамин с женой Татьяной. Новосибирск. 1948..jpg

Супруги Чебановы, 1948 год.

— Нашу маму — Чебанову (Антощенко) Татьяну Романовну 26 июля 1941 года в возрасте 15 лет из детдома украинского городка Умань угнали в рабство в Германию (по меркам сегодняшней «цивилизованной Европы» — депортировали). Она была доставлена в рабочий лагерь принудительного содержания под Мюнхеном, где на нее надели рабочую одежду с номером и бирку «OST» на шею. Будучи «собственностью» Германии, мама работала на ферме, затем в цехе горячего, то есть открытого, цинкования авиационных двигателей завода, принадлежащего компании BMW, расположенного в округе Мюнхена Мильбертсхофен. Там изготавливали детали для немецких самолетов. А из-за паров диоксинов и хлористого водорода она приобрела хроническую астму, которая мучила ее всю оставшуюся жизнь до дня кончины в 1983 году.

В. Чебанов. Винер-Нойштад, Австрия. 1945..jpg

Лейтенант Красной Армии В. Чебанов, г. Винер-Нойштад, Австрия, май 1945 года.

— Конечно, в работах Вениамина Чебанова на первом плане всегда человек. Его характер, его поступки, его реакция на окружающий мир. Мне лично нравятся многие работы, но есть такие, которые забыть нельзя. Они западают в душу, заставляют думать, сопереживать, переосмысливать историю нашей страны, человечества и свою собственную жизнь. В жизни отца были тяжкие года безвестности, когда некоторые делали все, чтобы нигде не было даже упоминания о его творчестве. Вся наша страна прошла через период, когда слова «патриот» и «гражданин» являлись ругательными. Почему-то в последние десятилетия, как на лакмусовой бумажке, проявилось равнодушное отношение к людям: о них не помнят, когда они живы, а когда уходят, о них и вовсе забывают. Новосибирский союз художников и общественность города с 1996 года трижды представляли художника на почетное звание «Народный художник», и трижды «наверху» отклоняли. Только в 2007 году Президент РФ присвоил ему это звание.

— Вениамин Чебанов — искренний и порядочный человек. Он всегда видит фальшь в поступках других, благодаря своему таланту показывает будущим поколениям реальную историю нашей страны. Эпилогом своего творческого и общественного служения обществу художник Чебанов считает создание Сибирской мемориальной картинной галереи, посвященной подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, и картину — диораму битвы 22-й Сибирской добровольческой дивизии под городом Белым. Он работает и сейчас. За неделю до госпитализации в облбольницу на операцию в апреле 2020 года художник закончил новую картину — «Клятва ополченцев. Саур-Могила. 2014», которую общественность увидит после снятия карантина.

— Сегодня художник работает над эскизами мемориала, посвященного героическому подвигу тружеников тыла, в связи с награждением Новосибирска званием «Город трудовой доблести». Помимо этого, Вениамин Карпович участвует в общественной жизни города и Новосибирской области, к нему в мастерскую приходят школьники и студенты, он встречается с воинами Российской армии, с ветеранами войн и труда, блокадниками. Он стал одним из инициаторов создания памятного барельефа, посвященного воинам----сибирякам, уходившим на фронт с вокзала Новосибирск-Главный, который был открыт 7 ноября 2011 года на здании вокзала, возле первого перрона.

— В 2014 году Вениамин Чебанов открыл свою персональную выставку на Поклонной горе. В 2020 году вместе с новосибирскими поэтами Юрием Овчинниковым и Ольгой Киевской Вениамин Карпович принял участие в создании книги стихов о Великой Отечественной войне под названием «Живем и помним». Сейчас в Новосибирской области идет передвижная выставка народного художника Чебанова, посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Также он является инициатором и участником многих культурных и общественных проектов, проводимых мэрией города Новосибирска и министерством культуры Новосибирской области, связанных с культурой и патриотизмом.

28.08.1990 г. Чебанову В.К. 65 лет..jpg

На 65-летии Вениамина Чебанова (слева направо): друг детства Григорий Егорович Посохов; друг, художник, ветеран Великой Отечественной войны Павел Леонтьевич Поротников; сын Артем Чебанов; юбиляр — Вениамин Карпович Чебанов; друг, архитектор, писатель Владимир Матвеевич Пивкин; друг, художник, ветеран Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Кирьянов; друг, преподаватель школы № 46 Первомайского района, историк, писатель Павел Игнатьевич Первухин.

— Считаю, что мой отец свой долг перед Отчизной, жителями области и Новосибирска выполнил сполна. Как фронтовик, как художник и как человек. И он, в полном смысле являясь патриотом и гражданином, достоин высшей награды Российской Федерации — звания Героя Труда!

Замечательный сосед

Мой отец-фронтовик Василий Кирьянов приехал в Новосибирск в 1959 году по распределению ЛИЖСиА (Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры) и по приглашению НОСХ (Новосибирское отделение Союза художников). В 1961 году в Ленинском районе города были сданы в эксплуатацию шесть пятиэтажек с мансардами для художников. До этого мастерские размещались в неприспособленных цоколях и подвалах. Это стало беспрецедентным шагом вперед, подарком городских властей художественному сообществу.

Монументалисты особенно нуждались в больших помещениях — для выполнения эскизов в натуральную величину объектов. Поэтому отец одним из первых получил студию в доме на улице Геодезической, 9. Соседнюю мастерскую заняли два графика — Вальтер Николаев и Вениамин Чебанов, иллюстрировавшие книги Западно-Сибирского книжного издательства. Николаев вскоре трагически ушел из жизни, и фронтовики Чебанов и Кирьянов стали непосредственными соседями. С тех пор началась их дружба, которая прервалась в 2012 году с уходом из жизни моего отца. О чем Вениамин Карпович до сей поры очень искренне сожалеет. Я сам был свидетелем дружеских бесед, фронтовых воспоминаний, профессиональных обсуждений и праздничных застолий в канун Дня Великой Победы.

Когда был ребенком, очень диковинно было зайти мне в мастерскую Вениамина Карповича: старинная мебель, анатомические экспонаты, огромный печатный станок и графические изображения в рамах, выполненные способом резки по линолеуму, — линогравюры. Техника, требующая невероятно кропотливого труда. Рисунок наносится зеркально, вырезать приходится, глядя на изображение в зеркале. Мельчайшие нюансы на лицах героев вырезать необыкновенно сложно. Тонкая, ювелирная работа. При этом необходимо добиться похожести на реальных персонажей. Вениамин Карпович справлялся с этим играючи.

С особым удовольствием брался Чебанов за книги на военную тему, в том числе детские. У Вениамина Карповича свой графический почерк, поэтому, зайдя в книжный напротив, я мог безошибочно определить, какие из изданий оформил друг отца дядя Веня. Скажу вам, что эти рисунки оставляли во мне определенное впечатление и наряду с другими факторами воспитали во мне патриотически настроенного гражданина. И, когда я вырос, это помогло мне не раздумывать, страшно ли защищать Родину, а просто собраться и отправиться в ту часть земли, где возникла горячая точка и страдал братский народ.

Не случайно, когда отец встретил меня из армии, мы первым делом отправились к Вениамину Карповичу. Там сидели мы и вспоминали каждый свое: я то, откуда вернулся, а они — незабываемые события Великой Отечественной. Поэтому они всегда были для меня примером в защите родных рубежей, трудолюбии и художественном вкусе, что немаловажно, ведь вскоре я окончил вуз и сам оказался в мастерской на Геодезической, 9. Это был 1994 год. Мой отец в это время посвятил себя преподавательской деятельности, отчего реже появлялся здесь. И вот уже я сделался соседом Вениамина Карповича и воочию убедился в невероятном трудолюбии этого человека. В выходной или в праздничный день ровно в 10 утра можно было подойти к окну и увидеть, как он идет по двору, затем услышать поворот ключа в замке. Это он пешком поднялся на шестой этаж. В любую погоду и в любом возрасте. И так не менее 25 лет. Вениамин Карпович оставил нам и нашим детям огромный багаж воспоминаний о войне в виде картин и иллюстраций. Гораздо ярче звучит воспоминание, если это реальное изображение, особенно для детей. В этом несомненный вклад Чебанова в изучение истории России, изучение Великой Отечественной войны, в воспитание новых поколений россиян, в антивоенное движение.

Низкий поклон неутомимому старцу с молодой душой и силой духа! Доброго здоровья, дорогой Вениамин Карпович! Когда не стало отца, я смотрел и смотрю на тебя!

Евгений КИРЬЯНОВ, председатель секции современного искусства НРОО ТСХ, ветеран боевых действий в Афганистане
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости

Собственная выставка в сельском клубе прошла у девятиклассника Дмитрия Королева из деревни Козлово Коченевского района. Школьник представил односельчанам сделанные своими руками работы из бумаги: военную технику, сельхозмашины, макеты домов.

Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
До конца недели в Новосибирске дополнительно развернут 992 койки для пациентов с коронавирусом. Об этом 19 октября в прямом эфире НГС рассказала главный инфекционист региона Лариса Позднякова.
Новосибирские генетики получили грант на исследование причин сезонной депрессии. Не секрет, что с наступлением осени многие замечают резкую смену настроения. Одна из причин такого состояния - нехватка солнечного света, который вырабатывает жизненно необходимый гормон. Чтобы выяснить, почему люди становятся раздраженными, учёные провели эксперимент на аквариумных рыбках.
Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией серьезно увеличил нагрузку на всю систему здравоохранения Новосибирской области. Как в этих условиях работают бригады скорой помощи и почему кареты с красным крестом увозят в больницу далеко не всех пациентов, VN.ru рассказала главный врач станции скорой помощи Ирина Большакова.
Несмотря на вторую волну коронавируса, в Новосибирске, около 3500 человек пришли писать ежегодный Тотальный диктант-2020 на очные площадки днем 17 октября. В этом году знания горожан проверяли более чем на 50 площадках, начиная от университетов и библиотек и заканчивая мэрией и тюрьмами.
COVID-19 продиктовал человечеству новые стандарты чистоты рук. Если раньше это было обычным ежедневным ритуалом, о котором никто не задумывался, то теперь стало предметом чуть ли не научных исследований. О том, как правильно мыть руки, выпускают методички, а люди спорят, какую песню напевать в процессе — «Червона рута» или «В лесу родилась ёлочка». Vn.ru ко всемирному дню мытья рук, который отмечают 15 октября, собрал основные правила не такого уж бесхитростного процесса.
Подготовку к «Фестивалю тюльпанов» начали в Новосибирске. В планах - высадить на Михайловской набережной 56 тысяч луковиц. Их привезли из Голландии по инициативе одной из крупных торговых сетей. Праздник цветов в разных российских городах проводят уже восемь лет, в нашем мегаполисе - второй год. Но этой весной парки были закрыты - увидеть красоту можно было только на фотографиях.