В беседе с корреспондентом VN.RU он рассказал о новых общественниках, которых разбудила и объединила СВО, о возможном решении кадрового вопроса в муниципалитетах, о том, как регион заработал миллиард на грантах, как адресно и бесплатно доставить гуманитарный груз в новые регионы конкретным людям, а также о том, почему для ребят из военно-патриотических клубов «Сибирь — это территория мужества» — за название отдельное спасибо «Боевому братству» — важно заниматься любимым делом.
VN.RU - Андрей Анатольевич, вы уже год в должности министра региональной политики. Как оцениваете этот новый для себя опыт?
Андрей Клюзов — Основная функция заместителя председателя правительства, министра региональной политики — политическая и общественная экспертиза административных решений с точки зрения отсутствия в этих решениях опасности возникновения конфликтов, протестов, недовольства. Отсюда основная задача — удержание и достижение общественного согласия на территории региона.
Год — это много. Конечно, погрузился в детали работы министерства и не только, поскольку как у зампреда правительства у меня есть еще немало функций, требующих организации межведомственного взаимодействия. Здесь оказался вполне востребованным опыт проектной работы, суть которого в том, чтобы на коротком этапе, используя оптимальное количество усилий, получить конкретный результат, а не просто протоколы или проекты решений.
Конкретный пример — программа поддержки военно-патриотических клубов, которую предварительно назвали «Сибирь — территория мужества». Спасибо, кстати, «Боевому братству» за название. В прошлом году с коллегами начали с того, что провели паспортизацию всех клубов в регионе, которые значились как военно-патриотические. Выяснилось, что их на бумаге около 600, а реально работают не более 200.
Начни заниматься любой проблемой — и сразу же первый вопрос: где взять денег? Ну, хорошо, предположим, губернатор денег даст, но спросит: кому, на что и с каким результатом? И вот здесь именно мы должны были сформулировать четко, кому и на что. Мы ближе познакомились с этими двумя сотнями клубов, и оказалось, что все они действуют кто во что горазд. Создавались под крылом разных ведомств, которые часто дублируют свою работу, иные работают по старинке, не интересны новому поколению. Поэтому следующий этап нашей работы заключался в том, чтобы скоординировать работу клубов на основе единой платформы, единого подхода.
Когда мы сами для себя определились, что нужно, пообщались с клубами, то областное правительство выделило 30 миллионов рублей на 2023 год, и почти 200 патриотических клубов в регионе получили на конкурсной основе материальную поддержку.
В конце декабря мы проведем масштабный форум, где соберем на одной площадке в ЛДС «Арена» региональные военно-патриотические клубы. Презентуем наработки, обсудим итоги работы в этом направлении, посмотрим, что получилось, а что еще нужно доработать. Посоветуемся и, вероятно, будем нарабатывать некий стандарт работы такого клуба.
— Важная задача, стоящая перед министерством, — это внедрение в регионе дистанционного электронного голосования. Как вы оцениваете и саму технологию, и перспективы ее внедрения в регионе?
Андрей Клюзов — Это задача не только министерства. Очень много и активно по этому вопросу работает региональная избирательная комиссия. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в этом году было впервые применено в Новосибирской области. Инструмент, с моей точки зрения, эффективный, максимально упрощающий жизнь избирателю, и самое главное — практически безальтернативный способ уже в недалеком будущем. У нас очень высокий процент пользователей платформы «Госуслуги», которая на сегодняшний день является базовым инструментом взаимодействия людей с государственными органами. Соответственно, логика следующая: если ты доверяешь государству оформить тебе через эту платформу паспорт, другие документы, предоставить какие либо услуги, то почему бы не доверить этой системе завести тебя в режим ДЭГ и учесть твой голос при голосовании? Зарегистрировался и проголосовал в любой точке земли, там, где есть интернет. Все очень просто, быстро, качественно. В этом году на выборах губернатора проголосовали порядка 70 тысяч, и это значительное число избирателей. Надеюсь, на президентской кампании в марте 2024 года участников ДЭГ будет значительно больше.
— Одна из ключевых и сложных задач министерства — работа с органами местного самоуправления. А там, как, впрочем, во множестве сфер, насущная проблема — кадровый голод. Есть варианты решения?
Андрей Клюзов — Проблема формирования кадрового резерва в муниципалитетах есть, и не только в дальних районах. В Новосибирске, например, то же самое и на уровне мэрии, и в районных администрациях — очередей на муниципальную службу нет. Сегодня статус чиновника по разным причинам девальвирован. А ведь хорошо подготовленный, квалифицированный класс чиновников — это становой хребет государственной машины. Особенно это касается муниципального уровня власти, ведь он максимально близкий к людям. Президент — высоко, министр — далеко, а глава района или поселения всегда рядом… На помощь муниципальному уровню власти настроена команда губернатора в целом и, конечно, министерство региональной политики.
В подавляющем большинстве своем чиновники муниципального и регионального уровня — это трудяги, которые как рабы на галерах стараются решать свои задачи, часто не прописанные ни в каких инструкциях и никак не соизмеримые ни с их зарплатой, ни с возможностями бюджетов.
Естественно, как и в любой большой системе, не обходится без паршивых овец — казнокрадов, лентяев и так далее, но, во-первых, система сама это выявляет — есть внутренний аудит. Во-вторых, контрольно-надзорные органы всегда в строю.
Что же касается работы министерства по этому направлению, то, чтобы найти решение, например, по такой вакансии, как глава района или поселения, нужно понимать специфику — это специалисты, которым требуются без преувеличения уникальный состав знаний, навыков, компетенций. С одной стороны, кандидат должен быть достаточно подкован с точки зрения знания процесса муниципального управления, должен быть вхож в кабинеты власти на региональном уровне, должен понимать, уметь сформулировать и настойчиво отстаивать интересы района, не прятаться, не плакаться, а реально заниматься развитием территории при постоянном дефиците ресурса.
Потребностей на одеяло, а денег — на носовой платок: попробуй укрой все население, реши все проблемы. А ведь надо умудриться… Кроме того, этот человек должен хотеть прожить на территории в данном статусе хотя бы пять и более лет, чтобы те проекты, которые он или его предшественник задумал, получили развитие и завершение.
Учитывая это, мы сформировали свои предложения в систему регионального кадрового резерва. В первую очередь провели опросы по муниципалитетам, воспользовались наработками Совета муниципальных образований региона. Оценили со стороны, что районная элита думает о том или ином человеке. И нашли решение, с одной стороны, простое, с другой стороны, как мне представляется, единственно верное. Уже сейчас есть люди, которые работают в структуре районной или муниципальной администрации и видят свою карьерную траекторию именно там. Как правило, они не боятся этой работы, понимают задачи поселковой администрации или муниципалитета. Они достаточно молоды и при этом амбициозны. Это, как правило, ребята и женщины 35–45 лет. Мы отсмотрели и набрали порядка 50 кандидатов для потенциального продвижения. Теперь будем переходить к следующей стадии — запустим процедуру встреч, консультаций, тестов. Надо понять их готовность столкнуться с проблематикой на местах — с дефицитом кадров и подбором команды, с зарабатыванием уважения со стороны жителей территорий и многое другое.
Уважение и справедливость по отношению к людям, компетентность и эффективность по отношению к своим обязанностям — это основные требования к власти сегодня, да и в любые времена. И этим требованиям нужно соответствовать. Не знаю, получается ли это у меня. Надеюсь, что да. Проведите опрос, кстати, хотя бы экспертный. Очень хочется понимать истинное отношение к себе и оценку эффективности.
— Что может сделать работу по формированию кадрового муниципального резерва более эффективной?
Андрей Клюзов — В разговоре с потенциальными претендентами выяснилось, что из условных десяти человек семь не готовы уехать со своей территории, сменить место жительства, потому что обжились, дом, друзья, коллеги — они просто будут ждать, когда «сложатся звезды» в их районах, но вот, например, еще трое не едут, потому что сразу в моменте не решается системный вопрос, а именно предоставление служебного жилья сотрудникам администраций различного уровня. Мы можем, используя различные программы, в том числе федеральные, предоставить в районе жилье доктору, педагогу, а вот главе района или специалисту администрации — такой возможности нет. Ищем решения. Конечно, это наша задача как региона — предоставить приемлемое помещение для нашего же специалиста, его семьи.
Делимся опытом с другими регионами, общаемся с командами районов, с главами. Ищем выход и найдем непременно.
— Мы привыкли думать, что в Новосибирской области очень силен сектор некоммерческих организаций. Вы обратили на это внимание?
Андрей Клюзов — Силен, как, наверное, ни в одном из регионов Сибирского федерального округа. Простой пример: некоммерческие организации только за последние пять лет работы с Фондом президентских грантов и другими федеральными фондами самостоятельно привлекли в регион более миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Наши общественники умеют работать. Есть масса ярких общественных организаций, опыт которых интересен на общероссийском уровне. При этом радует то, что большинство организаций субъектны и самостоятельны. Они эффективны сами по себе и самодостаточны. Им хочется и нужно помогать, причем это часто даже не про деньги, а про административные решения и совместные проекты с властью.
Например, Ирина Фёдорова, ныне член Общественной палаты России, председатель Ассоциации «Интеграция». Человек уникальных компетенций, способный реализовать масштабные проекты — от системы сбора и отправки гуманитарной помощи для участников СВО до адресной и точечной работы с ребятишками с ОВЗ.
Сама региональная Общественная палата во главе с Галиной Гридневой очень живая, дискуссионная и эффективная, что выгодно отличает ее от таких же структур во многих других регионах.
Отдельного разговора требует эффективная работа благотворительной организации «Солнечный город» во главе с Мариной Аксёновой.
«Женская ассамблея» с Ириной Кива — они за год с момента создания развернулись так, как будто работают уже лет десять минимум.
Новосибирская областная общественная организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, которую возглавил Владимир Иванович Панарин. Такого, как здесь, нет нигде за Уралом совершенно точно. Организованный, системный, эффективный Совет ветеранов. Члены этой организации — носители исторического знания, они помнят людей, которые прошли Великую Отечественную войну, многие сами опалены ею; они носители тех самых межпоколенческих скреп, которые составляют фундамент связей между прошлым и будущим. Конечно, мы делаем все для их поддержки.
А молодежные движения? Одни только студотряды «жгут и пепелят», как вполне взрослые движения. Однако все-таки считаю молодежную активность в Новосибирске весьма скромной для мегаполиса, несформированной. Хочется больше, активнее, точнее. Может, потому, что изменилось время и молодые люди стремятся чаще к личной самореализации и больше живут в виртуальном мире, чем в реальном, но куда-то исчезло понятие офлайн-актива, условных КВН-форматов, да хоть бы батлы какие-то вернули к жизни… Надеюсь, новый департамент молодежной политики возродит это, а мы всячески поможем.
Пусть простят меня все, кого я не упомянул. За этот год я общался с очень многими людьми, создателями и участниками НКО в Новосибирской области, и каждая встреча мне давала многое — есть чему учиться.
Губернатор Андрей Травников внимательно относится к теме взаимодействия с НКО. На постоянной основе проводится Гражданский форум. В рамках форума общественные организации формируют запрос к власти, а власть на него старается ответить, оказать поддержку.
Например, во время десятого, юбилейного Гражданского форума, прошедшего летом нынешнего года, общественные организации сформулировали запрос о том, что нужна некая общая инфраструктура для НКО, что-то вроде общего Дома. Мы посмотрели опыт разных регионов. Обратили внимание и на Москву, где такой Дом НКО уже давно существует и, в принципе, эффективно работает. Выяснилось, что под словом «Дом НКО» понимается даже не какое-то здание или количество кабинетов для размещения, а прежде всего, сервисная функция — сопровождение и оказание консультационной поддержки по тематике грантов: как получить, как правильно сформировать заявку, как подготовить отчет, как, где и для кого провести презентацию проекта, где взять софинансирование, как позвать и поработать с медиа и так далее. Соответственно, прежде всего требуется экспертное, бухгалтерское, юридическое сопровождение и медиаподдержка, а не просто стол, стул и техника, хотя это тоже будет. Конечно, это значительно сложнее, чем просто выдать столы, стулья и оргтехнику, но работаем: в данный момент занимаемся оформлением договоров на помещение, планируем ремонты, формируем команду менеджеров. Этот проект — пионерская история для региона.
— Сквозная тема года — поддержка участников СВО и членов их семей. И тут тоже все пришлось начинать с чистого листа. Как сейчас оцениваете итог работы?
Андрей Клюзов — Губернатором создан и на постоянной основе действует штаб по поддержке СВО, в рамках этого штаба министерство является соисполнителем по ряду направлений. Наши основные задачи — оперативно решать на уровне местных администраций вопросы и проблемы семей участников СВО, от детского сада для ребятишек до обеспечения дровами. Спектр весьма широкий, но по большому счету достаточно простой для решения, главное — всегда быть на связи с людьми.
В этом направлении мы выстроили работу, создав региональный штаб Комитета семей воинов Отечества. Его возглавляет Наталия Курина. Сейчас это слаженная команда женщин, каждая из которых так или иначе лично столкнулась с СВО, это родные участников СВО, которые исполнили свой долг до конца, родные и близкие выполняющих там задачи ребят. По-матерински заботливо они поддерживают вернувшихся, раненых, запускают уникальные проекты, создают группы взаимопомощи, поддерживая друг друга. Это огромный пласт нелегкой, психологически тонкой работы, требующей глубокого погружения, отдачи всех сил.
Еще одна задача министерства — содействие волонтерам, общественным движениям, работающим в направлении поддержки участников СВО. Это та самая новая активная общественность, которая до СВО никак себя в общественном плане не проявляла. Пример — масштабная и эффективная работа волонтерского движения «Армия добра» в городе Бердске, которую возглавляет Марина Щербенева, председатель Бердской городской Общественной палаты. Лидер движения ZOV54 Инесса Дергунова в короткие сроки смогла организовать эффективную региональную деятельность по сбору необходимых нашим бойцам вещей, оборудования, гуманитарной помощи. В Барабинске организация «Своих не бросаем» и инициативные жители организовали широкомасштабное производство защитных сетей, систему формирования и доставки гуманитарной помощи бойцам.
Есть хорошие примеры совместной работы власти и общественников: увидев активность населения, власть отреагировала на запрос и позволила этой активности максимально реализоваться.
Например, мы много общались с активистами по различным вопросам, в частности по плетению сетей и изготовлению иной продукции, поняли, чего не хватает, вынесли вопрос на обсуждение штаба. Получили поддержку со стороны губернатора, после чего родилось решение осуществить централизованную закупку материалов, необходимых для плетения сетей. Теперь задача эта из разовой акции превратить в системное действие.
Или другая проблема — доставка гуманитарного груза нашим армейским подразделениям на территорию новых регионов, на склады Луганской, Донецкой Республик, Запорожской области и в окрестности Херсона. Долго не могли найти решения, хаотично нанимали автомобили, была постоянная очередь, груз скапливался. В итоге также в режиме работы штаба СВО при губернаторе было принято решение: проавансировать договор с транспортными компаниями для фрахта фур и систематизации организации поставок. После этого все «поехало» по плану. В следующем году этот проект будет продолжен.
Для информации, касающейся сбора и отправки гуманитарной помощи: на региональный склад Ассоциации «Интеграция» можно позвонить по телефону +7 983 313-03-77. Непосредственно координацией сбора и отправки грузов занимается Олеся Полевая, ее телефон +7 913 488-08-18.
— Острая тема, которая тоже находится на контроле министерства региональной политики, — межнациональное взаимодействие, развитие мультикультурных и конфессиональных связей. Сложная тема?
Андрей Клюзов — Тема острая, требующая постоянного внимания. Новосибирск — перепутье не только дорог, но и религий, конфессий. Да, в части региональной политики межнациональное взаимодействие — это тоже тема министерства. И тут принципиальный вопрос — объем и полнота полномочий. Пока моя работа заключалась только в том, чтобы быть на связи с лидерами национальных автономий, понимать их проблематику и по возможности не допускать конфликтных ситуаций, чем я и занимался в течение этого года.
Сейчас управленческий продукт министерства — протокол Совета по межнациональному взаимодействию. Конечно, Совет — это только площадка для общения и обозначения важных вопросов, после этого мы, как власть, начинаем отрабатывать то, до чего договорились, и то, до чего можем дотянуться в рамках своих полномочий.
Субъекты Российской Федерации по-разному выстраивают управленческую модель по этому направлению. Некоторые регионы — и этот опыт я считаю максимально удачным — создают отдельный орган, некое управление по делам миграции, куда входят специалисты, определяющие квоты, сферы применения патентов, специалисты блока внутренней политики региона, которые решают вопросы взаимодействия с мигрантами по «обучению их нормам и правилам жизни в конкретном регионе», они же формируют систему взаимодействия с работодателями, обязывая их нести ответственность за привлеченных иностранцев. Как правило, эти органы работают по соглашению с ГУ МВД в регионе, совместно со специалистами паспортно-визовой службы и так далее.
Но все это большая задача на будущее. Что касается «здесь и сейчас», то, например, важный вопрос — порядок в так называемом Хилокском треугольнике. Путем слаженной работы органов власти различных уровней — правительства региона, органов прокуратуры, мэрии Новосибирска и администрации Ленинского района — в этом году там удалось сделать многое. Особенно в части благоустройства. Кроме того, мы создаем формат родительского клуба в школе № 66 и военно-патриотический клуб для ребят, спортивный клуб благодаря активности местных депутатов и поддержке рынка.
— Что вы думаете о системе городского управления в Новосибирске? Это самый крупный муниципалитет на территории области. К нему, к его будущему руководителю — особо пристальное внимание.
Андрей Клюзов — На этот вопрос выскажу свои размышления, которые не нужно трактовать как позицию областной власти в целом.
В Новосибирске, как и в Кольцово, в этом году изменился порядок формирования власти. Теперь депутаты горсовета будут утверждать предложенную комиссией кандидатуру главы города. В этом сохраняется важный элемент демократии: депутаты избраны народом, им делегировано право голосовать за или против того или иного кандидата на должность главы города.
По поводу будущего руководителя мегаполиса могу сказать одно — Новосибирску нужен не просто умный и красивый мэр. Естественно, такой руководитель может пользоваться поддержкой населения, но не стоит забывать об элементарных хозяйственных, экономических вопросах, которые определяют жизнеспособность муниципалитета: ЖКХ, дороги, связь, градостроительство и многое другое. Городу нужен компетентный управленец — это прописная, банальная, но так необходимая городу истина.
Вы обратили внимание, что в этом году губернатор в рамках своей избирательной кампании неоднократно говорил: город требует особого внимания, время заняться городом, много выезжал в различные районы города. Это не для красного словца делалось.
Новосибирск — столица Сибири, да чего уж там — центр России. И нужно говорить не только и не столько о человеке, который будет управлять городом, а о том, каким мы бы хотели видеть город Новосибирск через пять или десять лет. Явно это должен быть город динамичный, яркий, современный. И как минимум мы должны остаться третьим в стране мегаполисом. Так ведь?
А вот Екатеринбург, например, не согласен с этим и наступает на пятки. Поэтому, может, стоит подумать над расширением границ города? А может, для повышения эффективности управления городскими территориями имеет смысл подумать о выделении районов в отдельные административные единицы со своим бюджетом, как, например, в Челябинске, и дать районам больше самостоятельности? И так далее.
В любом случае, по-моему, при новом мэре нужен некий институт развития города, куда войдут толковые, вменяемые люди, в том числе общественники, активисты, неравнодушные горожане, которые смогут помочь команде власти сформировать живую концепцию развития города. Когда будет осмыслен хотя бы контур будущих задач, тогда и на вопрос о кандидатуре будет проще ответить. Сейчас ясно одно — это должен быть умный, динамичный, уверенный в себе человек, который готов ежедневно выкладываться на благо жителей города, круглосуточно.
Передо мной, моими подчиненными стоят задачи, в том числе и не перечисленные в рамках нашего разговора, к примеру организация на региональном уровне содействия проведению избирательной кампании Президента Российской Федерации в 2024 году, организация выборов депутатов городского совета, выборы депутатов Законодательного собрания, — это еще один пласт работы, который требует от меня и всех моих подчиненных полной отдачи.