— Андрей Александрович, сегодня в регионе реализуется беспрецедентное количество инфраструктурных проектов. Какие из них, по Вашему мнению, являются опорными, несущими большой потенциал для развития региона? Когда мы сможем увидеть эффект от их реализации?
— Если подходить абсолютно прагматично, то эффект уже есть. Во-первых, потому что это огромный объём работы для наших подрядчиков и поставщиков. Не скрою, очень приятно, когда ходишь по таким знаковым стройкам, как ЛДС или новый терминал аэропорта Толмачёво, заходишь в строительный городок четвертого моста или разговариваешь с проектировщиками СКИФа. Да практически, когда заходишь на любой объект, приятно видеть и слышать, что цемент используется наш — сибирский, блоки наши — новосибирские, отделочные материалы и фасадные системы тоже наши, новосибирские. Идет серьёзная загрузка местной индустрии, наших строителей. Честно признаемся, что за последние десятилетия таких масштабных строек в регионе не было.
Полученный опыт можно потом использовать. Важен и рост компетенции. Это — если говорить о выгодах, которые получаем уже сегодня.
А если говорить о стратегических выгодах, то я обращу внимание на такие объекты, как СКИФ. Безусловно, он даст толчок не только Новосибирской области, но и всей стране. Вдвойне приятно, что этот центр научного развития будет в Новосибирске, мы таким образом ещё раз фиксируем научно-технологическую столичность нашего региона.
Детский реабилитационный центр — очень важный проект, он по сути дополняет нашу медицинскую картину. Сегодня Новосибирск уже имеет неофициальный статус центра с медициной высокого уровня. Мы знаем, какое количество жителей соседних регионов и даже соседних государств приезжают к нам на лечение. То, что здесь появляется уникальная детская реабилитация тоже очень важно, и не только для общего развития, но и для наших жителей, потому что появляются новые возможности, новые специальности. И что еще важно — 50 процентов мест получат новосибирские детишки.
Не один раз я говорил, что нельзя четвёртый мост рассматривать как какой-то локальный проект, ведь он по сути формирует транспортную схему Новосибирска. Уже сегодня есть задумки, как его продлить и использовать в дальнейшем его скоростной потенциал.
Или проект развития аэропорта Толмачёво. Мы не должны никому отдавать первенство главного авиахаба за Уралом. И нам это удается, потому что сегодня из всех авиационных проектов это самый крупный; очень приятно, что лидерство опять за нами. И это лидерство, без сомнения, даст эффект в будущем.
За каждым из реализуемых сейчас проектов скрываются как выгоды сегодняшнего дня, так и стратегические перспективы; мы их сегодня осознаём и увидим уже через пять лет.
— В продолжение темы инфраструктурных проектов. Андрей Александрович, с начала года в медийном поле идёт много спекуляций на тему реализации в регионе перспективных проектов – и о том, что людей не хватает, что средств не хватает, что сроки сорваны… Как в реальности обстоят дела и какие решения приняты для того, чтобы нивелировать негативные факторы? А негативных факторов довольно много.
— Не скрою: на любой крупной стройке возникают сложности рабочего характера — то субподрядчик подвёл, то поставщик не вовремя привёз материалы, то в проекте выявили ошибку. Строители прекрасно меня понимают. Но есть вопросы более системного и глобального характера, когда приходится заниматься импортозамещением практически с колёс. Да, мы ориентировались зачастую на лучшие европейские образцы того же оборудования, сегодня их принципиально можно купить, но на это требуется больше времени, поэтому изменилась логистика. Однако хочу сказать, что нет таких проблем или причин, которые бы могли остановить стройку полностью.
Ещё в двадцатом году, когда мы столкнулись с пандемийными ограничениями, в том числе и финансовыми, мы для себя определили приоритеты: вслед за исполнением социальных обязательств завершить строительство всех инфраструктурных объектов. Ни одного долгостроя не должно появиться. Конечно, мы видим реальную ситуацию, опять же если не кривить душой, по некоторым проектам не всё получается, к примеру, в прошлом году мы планировали ввести в эксплуатацию традиционно тридцать фапов, но актов ввода подписали всего по пятнадцати объектам. Оставшиеся пятнадцать объектов будем достраивать в этом году, и мы их обязательно достроим, ни одного брошенного объекта не будет, ни мелкого, ни крупного.
— Вопрос про строительство дорог. На Сибирском транспортном форуме было озвучено поручение о формировании плана развития опорной сети дорог. На сегодняшний день есть ли уже понимание очертания этого плана, объём работ, источники финансирования и, главное, в каких районах начнется реализация первых проектов?
— Региональная опорная сеть дорог сформирована. Теперь задача не менее 85 процентов дорог этой сети привести к нормативу. Сегодня как раз идёт работа по определению объемов и источников финансирования. Окончательные цифры будут известны, когда уже выйдем на проектную документацию, но, тем не менее, примерные параметры для нас понятны. Зная подход и напор Марата Шакирзяновича Хуснуллина, уверен, что эти дополнительные деньги будут выделены. Тем более первый шаг уже сделан, в этом году решением президента регионам выделено сто двадцать миллиардов рублей, и Новосибирская область получила два с лишним миллиарда рублей, как раз на эту опорную сеть, в первую очередь на те дороги, где самый большой поток транспорта.
Это всё связано с Новосибирской агломерацией. Но вот на одну дорогу я бы обратил отдельное внимание. Она действительно опорная, но ждёт своей очереди, наверное, уже пять десятилетий. Это дорога Татарск-Чистоозерное-Купино-Баган-Карасук, единственная межрайонная трасса, где нет твёрдого покрытия. Сегодня мы вместе с Федеральным агентством Росавтодор прорабатываем формат реализации этого проекта. Я считаю, что это знаковый объект. Уж если замахиваться на такую большую программу, как опорная сеть, то её нужно обязательно начать именно с этого проекта.
— Завершился политический сезон, который в нынешнем году проходил в условиях спецоперации по освобождению республик Донбасса и, как следствие, противостояния санкционному давлению и необходимости консолидации общества. Как Вы оцениваете взаимодействие между исполнительной властью и законодательной в этот период, что стало точками пересечения интересов с депутатским корпусом, насколько оперативно была выстроена работа в части принятия решений?
— Хочу отметить, что произошла консолидация. Я благодарен депутатскому корпусу за практически моментальное выражение поддержки решений президента. Напомню, 22 февраля после того, как состоялось знаменитое заседание Совета Безопасности, на котором президент объявил о поддержке ЛНР и ДНР, мы собрались с общественниками и представителями депутатского корпуса и выразили единогласную поддержку этого решения. И уже на исторической сессии Законодательного собрания утром 24 февраля депутаты единогласно поддержали решение президента о необходимости специальной военной операции.
Подтверждений профессионализма и делового подхода нашего Заксобрания к своим обязанностям масса: это и реализация проектов в рамках концессий и ГЧП, и новые подходы к бюджетной политике, и готовность находить политические компромиссы, и многое-многое другое.
Продемонстрирую конструктивность наших взаимоотношений на двух примерах. Первый, это весенняя внеочередная сессия, на которой необходимо было оперативно принять решения о новых дополнительных выплатах для семей с детьми, в возрасте от 8 до 16 лет. Депутаты тогда подготовили и рассмотрели вопрос буквально за неделю.
И второй пример. Это, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос — по согласованию условий новой концессии на строительство объектов обращения с отходами. Была проделана большая профессиональная работа, я благодарен Андрею Ивановичу Шимкиву и всем его коллегам, кто принимал в ней участие. Работа шла по-деловому, несмотря на всю дискуссионность и эмоциональность этой темы. Мы работали по схеме: одна голова хорошо, а две лучше. И некоторые вещи, которые, может, упускали мои коллеги, были скорректированы депутатами. Это ещё раз подтверждает, что в традициях Законодательного собрания – профессиональный подход.
Парламент на самом деле место для дискуссии, в спорах рождается истина. Я не один раз говорил, что любые разногласия, любые споры, любые выступления должны привести к какому-то результату, а не просто собрались, покричали, повыступали на камеры и разбежались, каждой при своём мнении. В конце концов люди за нас проголосовали не для того, чтобы мы держались свой рейтинг, а для того, чтобы решали вопросы.
Любой спор должен приводить к какому-то решению, причём в разумные сроки.
— Андрей Александрович, Вы много ездите по районам. Основываясь на том, что видите, как Вы оцениваете туристический потенциал Новосибирской области? И как на его формировании сказывается реализация проектов реконструкции и создания общественных пространств? Стоит ли эти проекты продолжать?
— Конечно, стоит продолжать, и не только для того, чтобы поддержать туристический поток, а в первую очередь для того, чтобы сделать комфортную жизнь для тех самых людей, которые пользуются этими пространствами и ждут их благоустройства. В этом году 180 с лишним объектов благоустройства, почти миллиард рублей на них направлено.
Вопрос туризма для Сибири, на мой взгляд, очень важный. Вы, наверное, чувствуете по себе, как Сибирь стала замечаться людьми, которые проживают на территории центральной, южной части России, когда, по сути, мы заблокированы от полётов в те страны, в которые традиционно выезжали наши граждане. Сибирь, уверен, теперь будет прирастать туризмом. Правительство Новосибирской области произвело переоценку значимости туризма для региона.
Толчком послужила пандемия, когда мы заметили мощный разворот на внутренний, межрегиональный туризм. На этом фоне проявились преимущества региона. Новосибирцы стали заново открывать родной регион. Сегодня растёт поток автомобильного туризма по территории Новосибирской области, жители агломерации изучают Сузун, Маслянино, Ордынский район, Колывань.
Отмечу рекреационные возможности региона. Обское море, озеро Чаны – эти два водоёма привлекают людей на отдых, в том числе жителей соседних регионов. Активный отдых, рыбалка, с учётом комфортных погодных условий последних лет, востребованы в летний период. Нужно помнить, что не только парки и скверы привлекают туристов, но, главным образом, возможность активного отдыха. Это очень важно, потому что один-два раза приедут туристы к нам в гости, а потом задумываются, не поселиться ли постоянно в Новосибирской области.
Наконец, не будем забывать об одном из традиционных видов туризма — историческом и краеведческом. Упомянутые Сузун и Колывань, древние сибирские сёла Сузунского, Ордынского, Колыванского, Тогучинского районов, трёхсотлетний купеческий город-музей Каинск-Куйбышев, Татарск с его великолепным краеведческим музеем, в котором стои́т даже самолёт Ан-2, Карасук с его самостоятельным профессиональным театром – в каждом районе нашей области есть на что посмотреть и что узнать.