На вернисаже первой после смерти известного художника экспозиции его работ собралось множество гостей. Это свидетельствовало, что новосибирцам – и близко знавшим этого жизнелюбивого, открытого общению человека, и просто поклонникам его творчества –Александра Давидовича сегодня не хватает.
Фото автора
Хотя сама церемония открытия была по-шурицовски теплой и эмоциональной, окрашенной сожалением, но не унынием. В первую очередь, потому, что его картины прямо-таки излучают витальность. К примеру, среди любимых и виденных когда-то работ зрители с восторгом открыли для себя удивительный холст 2002 года – «Сезон мандаринов». На нем с сочностью красок Средиземноморья изображена зимняя забава – игра в снежки, и от этого зрелища невозможно оторвать взгляд.
На вопрос, почему первая ретроспективная выставка - около 40 картин Шурица, созданных в основном в последнее десятилетие, расположилась именно в Доме ученых, эксклюзивный комментарий VN.ru дала вдова художника Тамара Шуриц:
– У Саши сложились особые отношения с этим залом. Первый раз он выставился здесь в 1975 году, и это была первая его выставка и хороший старт в Новосибирске. Хотя были проблемы: некоторые его работы тогда не принимались общественностью… Всего в Доме ученых у него прошло пять выставок. Здесь такая теплая и доброжелательная атмосфера, что Саша всегда охотно откликался на приглашения. Эта – шестая. Сотрудники галереи Дома ученых сами предложили мне ее сделать, куратор Ирина Бич прекрасно выстроила композицию, все это дорогого стоит…
О том, как выставки Шурица в советские времена организаторы устраивали на свой страх и риск, рассказал математик Юрий Лаевский (его жена, известный искусствовед Галина Лаевская и была первооткрывателем творчества Шурица в Новосибирске). Как цеплялись партийные функционеры к появлению на полотне, к примеру, смятой жестянки пепси-колы и прочего «не нашего», как вообще трудно воспринимали право художника на собственный взгляд…
А Шуриц рос и менялся вместе со временем. Кстати, многие нынешние зрители знают и любят художника именно таким, каким он «выковался» к 2000-м. С его златокудрыми, отстраненными от мира сего девушками; трогательными, но надежными, как братья-сестры, ангелами; мифологическими героями, литературными персонажами и непафосно значительными историческими личностями. А к этому собственному миру, «лица необщему выраженью» вел большой труд и непрекращавшиеся творческие поиски. Не очень искушенная публика в основном следила за сюжетами картин, и в этом демократизм Шурица – каждый мог порассуждать о том, что он видит на полотне.
– А на самом деле, – подчеркнул автор книги о художнике, искусствовед Александр Клушин, – он работал с цветом, светом, формой, фактурой, композицией – с тем, чем всегда работает художник. И это у него прекрасно получается…
Да, здесь, на вернисаже, вспоминая об Александре Шурице, многие говорили о нем в настоящем времени. И это не ошибка, не оговорка – творчество Мастера востребовано (по словам Тамары Шуриц, ей продолжают поступать предложения о выставках не только из Новосибирска), а значит, он участвует в нынешней жизни, он с нами.