Цифровизация логистики как необходимость для бизнеса
За последние годы цифровизация превратилась из модного веяния в обязательную составляющую почти любого бизнеса. Однако люди, которые привыкли вести дела по старинке, зачастую не могут быстро перестроиться либо и вовсе отказываются менять формат своей работы. В таких случаях руководство, как правило, боится лишних затрат; логисты боятся перехода на цифру, поскольку в этом случае могут вскрыться их «серые» схемы; а сотрудники не хотят перестраиваться и опасаются того, что их заменят роботы и искусственный интеллект.
Например, в «ручном» варианте маршрут доставки может быть изменён или полностью перестроен, но об этом никто не узнает. А ведь это и задержка доставки грузов, и перерасход топлива, и репутация компании. Если же предприятие уже перешло на цифровую организацию логистики, то о любом отклонении от заранее проложенного маршрута сразу станет известно руководству.
При этом, если говорить конкретно о логистике, то в России в этой отрасли наблюдается серьёзный дефицит кадров. Это касается и водителей (специалисты называют цифру в полмиллиона), и работников складов, и специалистов, которые работают с технологиями и должны правильно выстраивать логистические процессы. Из-за этого на работу нередко приходится брать непрофессионалов, а в итоге от этого страдает производство в целом: падает доверие потребителей, предприятие теряет прибыль, снижается уровень благосостояния сотрудников.
Причин такой ситуации – несколько: это и последствия демографической ямы 90-х, и нежелание молодёжи идти в непрестижную сферу на нелёгкую работу, если можно стать айтишником или курьером. Как итог, число вакансий в логистике растёт, а число соответствующих резюме, напротив, снижается. Срок подбора нужного сотрудника за последний год вырос примерно втрое. Наиболее остро эта проблема стоит в Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Новосибирская область – стратегический регион
Сибирь является одним из ключевых регионов России, через который идут непрерывные грузопотоки: она выступает связующим звеном между востоком и западом РФ. А Новосибирск играет роль ведущего транспортного и распределительного узла. Вокруг него в радиусе 600 км расположены десятки населённых пунктов с совокупным населением свыше 12 миллионов человек. В регионе находятся распределительные центры всех сетей и маркетплейсов, контейнерные терминалы. Транзитный потенциал Новосибирска трудно переоценить.
В 2023 году в Новосибирской области с целью наращивания объемов контейнерных грузоперевозок и повышения скорости доставки импорта с Дальнего Востока была открыта первая очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Сибирский», в рамках которой был запущен современный контейнерный терминал, способный обслуживать одновременно несколько полносоставных контейнерных поездов.
Год спустя, в 2024 году, была введена вторая очередь. На этом этапе, по информации пресс-службы правительства региона, была построена вторая контейнерная площадка, адаптированная под применение крановой технологии (которая позволяет ускорить обработку контейнерных поездов в полувагонах с применением технологии фитинга), и специализированный железнодорожный парк накопления и сортировки вагонов.
Запуск третьей очереди запланирован на 2025 год. После этого мощность комплекса достигнет 1 млн ДФЭ в год.
«Это пример проекта, который максимально использует транспортно-логистические преимущества Новосибирска. Его ждут многие, причем не только в нашем регионе, но и в соседних, ждут по всей стране: ждут железнодорожники, логисты, грузоотправители. Запуск этого терминала принципиально поменяет движение контейнерных грузов, полувагонов на огромной территории от Дальнего Востока до европейской части нашей страны», - подчеркнул губернатор Новосибирской области Андрей Травников во время визита на стройплощадку в августе 2023 года, перед запуском первой очереди.
А полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев особо отметил, что проект поможет эффективно наращивать объемы торговли сибирских регионов с зарубежными партнёрами.
Однако новосибирские власти сосредоточены не только на строительстве ТЛЦ. Большое внимание уделяется и развитию аэропорта, и модернизации автодорожной инфраструктуры. Вокруг города планируется создание магистрального дорожно-транспортного каркаса, в который должны войти оба обхода (Северный и Восточный) и будущий Южный транзит. Схема каркаса построена таким образом, чтобы включить в него все существующие логистические комплексы и транзитные магистрали.
«Сегодня перед страной стоят серьезные вызовы. Центр мировой экономики сдвигается в Азию, и географическое положение Новосибирска открывает перед нами определенные перспективы: наш город находится на торговых путях с Казахстаном, Средней Азией и Востоком. Это хорошая возможность наладить экономическое и технологическое сотрудничество. Задача — создать условия не столько для импортозамещения, сколько для импортоопережения. Мы сформировали интеллектуальную карту кооперативных связей Новосибирска. Городу есть что предложить в качестве фундамента для выстраивания и удлинения кооперативных цепочек с высокотехнологичными наукоемкими производствами», - заявил мэр Новосибирска Анатолий Локоть на круглом столе «Новосибирск как логистический центр восточного ориентира страны» в рамках Х Международного форума «Технопром-2023»(18+) .
Развитие инфраструктуры без цифровизации сегодня невозможно
Однако в современных условиях одного развития инфраструктуры недостаточно: использование этой инфраструктуры должно осуществляться с применением новых цифровых инструментов, и власти Новосибирской области это хорошо понимают. Так, по состоянию на октябрь 2024 года регион занял шестую строчку в рейтинге эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации. Данная тема обсуждалась на заседании Совета по цифровому развитию Новосибирской области 8 ноября.
В регионе реализуется проект по цифровизации городского хозяйства «Умный город», переводится на цифру госуправление и социальная сфера (здравоохранение, образование, общественный транспорт). В начале этого года достижения региона по цифровизации экономики были представлены на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Чернышенко и министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максуту Шадаеву.
Курс на цифровую трансформацию взят на всех уровнях власти
Сегодня уже очевидно, что цифровизация — процесс небыстрый, но необратимый. Консерваторы, отрицающие научно-технический прогресс, всегда были, есть и будут, но, несмотря на это, общество всё равно каждый раз переходит на новый уровень своего развития. Например, ещё несколько лет назад люди даже подумать не могли, что железнодорожные билеты можно купить где-то, кроме кассы вокзала, а сегодня все давно привыкли к тому, что их можно заказать через приложение на смартфоне. То же касается интернет-магазинов, портала Госуслуг, электронной почты, заказа такси и т. д. Врачи раньше не представляли, что данные пациента можно внести куда-либо, кроме бумажной карточки, а теперь вся информация хранится в электронной карте. И так далее…
***
Можно говорить о том, что цифровизация в Новосибирской области развивается, но происходит это неравномерно: одни предприятия сразу подхватили новый тренд, а другие предпочитают пока не спешить. Кроме того, переход на цифру требует вложений, поэтому крупным компаниям легче закупить необходимое ПО и потратиться на переобучение сотрудников. Однако определённо можно констатировать, что процессы идут, и власти их активно продвигают.
Это подтверждается, в том числе, тем фактом, что в регионе проводится достаточно много тематических отраслевых мероприятий (в частности, вышеупомянутый ежегодный Международный форум технологического развития «Технопром»), участники которых могут из первых рук узнать о цифровой трансформации, задать вопросы, познакомиться с экспертами. Всё это повышает уровень информирования руководителей новосибирского бизнеса и представителей государства, способствуя развитию цифровизации в Новосибирской области.
Комментарии