Как сказала на открытии коллега Шурица Елена Бертолло, в выставке участвуют люди, которых Александр Давидович хотел здесь видеть.
– И мы постарались выдержать канву, намеченную Сашей. Идея выставки в том, что 17-й год – это не обязательно история или политика. Для нас он был таким, для кого-то – другим, необычайно радостным… Кто-то действительно знаменами размахивал… Каждый человек в конце концов проходил через собственное семнадцатилетие – символ юности, радостного начала жизни. То есть тема экспозиции не заужена. Есть здесь работы печальные, есть радостные, есть трагические, есть сентиментальные…
И действительно представленный самой художницей четырехчастный проект «Черный», поражающий аскетичностью контраста, лаконизмом и одновременно – классической глубиной и многомерностью высказывания, как призналась Елена Бертолло, был создан как дань памяти известному художнику-модельеру Валентине Грицюк и буквально пронизан энергетикой утраты.
Почти в каждой композиции другого автора – Сергея Беспамятных, независимо от названия «вмонтирована» цифра «2017», то есть будь-то «Апрель» или «Дистанция», или «17 танк» – все это нужно воспринимать, как сегодня и сейчас. Сергей улыбается: «Мой метод – психомеханический формализм, то есть для меня главное – цвет, фактура…».
Одним словом, он намекает: не стоит заниматься расшифровкой его работ – просто любуйтесь, наслаждайтесь именно тем самым – фактурой, цветом, ритмом. А они у Сергея на самом деле замечательно экспрессивны и бодрящи.
Аврора Жуковская в концепцию проекта вписалась датой создания своих картин – «2017-й». А привнесла – необычайную образность арт-хаусной темы, смелость почерка и чувств…
И так, все четырнадцать художников – это четырнадцать взглядов на мир и концепций внутри одной общей.
Картины Александра Шурица здесь выставлены, что называется, в красном углу. Как заметил его друг, художник Сергей Мосиенко, – во всех коллективных экспозициях эта стена непременно была отведена произведениям Шурица. На этот раз – тут известные многим любителям живописи работы последних лет, а та, что была написана именно для выставки «17-й», под названием «Фанни Каплан» будет впервые представлена зрителям в октябре, на традиционной межрегиональной выставке «Красный проспект».
Радость от того, что проект, задуманный Александром Давидовичем, с успехом осуществлен, смешивалась на вернисаже с печалью и скорбью о преждевременном уходе этого талантливого, позитивного, постоянно нацеленного на творчество человека.
Тамара Шуриц
– В кругу друзей он как-то сказал: «Семнадцатый год – он себя еще покажет», – вспоминала вдова художника Тамара Шуриц. – И он стал для него фатальным, а для нас трагическим… Саша был одним из самых активных и выставляемых художников. И планы у него были как минимум на 4 выставки. Этим я обязательно буду заниматься. Я хочу, чтоб он сейчас видел нас и понял, что нам его очень не хватает.
P.S. На мольберте Александра Шурица осталась незаконченная работа – «Камера Обскура». Так будет называться следующая выставка, пообещали друзья художника.