В конце 90-х – начале 2000-х годов Дальний Восток гостеприимством не славился: преступные группировки, плохие дороги, отсутствие заправок. И тем не менее туда за японскими машинами ехали из Сибири сотни людей. Прельщала разница в цене: автомобили, купленные в Приморье, продавали у нас примерно на 150 тысяч рублей дороже.
«Там на острие ножа все было. Еще задолго до подхода к Хабаровску уже все были на взводе. Мы старались собраться в колонны побольше. У кого есть «Сайга», у кого есть ружье? Иди первым. У кого еще есть ружье? Иди последним – замыкающим», – вспоминает перегонщица японских автомобилей Ольга Кислинская.
«Это история наших земляков-новосибирцев. И писать ее лучше сейчас, когда прошло совсем не много времени, чтобы все рассказать правдиво, максимально точно, ярко проиллюстрировать, – комментирует режиссер документального фильма «Жизнь на длинной дистанции» Анатолий Харитонов. – Еще хочу сказать, что этот фильм я посвящаю человеку очень смелому – своему отцу, который больше 300 раз прошел этот путь. Но однажды, отправившись в путешествие, так и не вернулся домой».
Режиссер фильма Анатолий Харитонов несколько раз ездил на машине из Владивостока в Новосибирск. В его личном архиве – гигабайты видео, снятого еще до того, как на федеральной трассе появился асфальт. К примеру, на кадрах 13-летней давности легковушки и грузовики едут по щебенке две тысячи километров – от Хабаровска до Читы. Дорожники спрямляют путь. Взрывают сопки.
«Очень много строительной техники работало. Пылища была на трассе. Естественно, работали без габаритов, без фонарей – ничего не было. Пылища, холодища, ничего не видать, – рассказывает перегонщик японских автомобилей Александр Южаков. – Булыжники падают в разные стороны. Не знаешь, куда деваться. Страшно. Очень много машин переколотилось на этом перегоне. Страшные места были».
Документальное кино «Жизнь на длинной дистанции» длится около часа. Закадровый текст диктора звучит только во вступлении. Все остальное – воспоминания перегонщиков, наблюдения о том, как за тридцать лет изменились дороги, машины и люди.
В Новосибирске этот бизнес был очень популярным. На рынок на улице Петухова приходили караваны праворульных авто. Мест всем порой не хватало. Иномарки ставили даже в проходах между рядами.
«Машины продавались очень быстро. Без интернета – интернет тогда не был так задействован. Все торговалось с рынка. Машины были дешевые. На сегодняшний день, я думаю, многие тоже хотели бы ездить на новом японском автомобиле», – говорит перегонщица японских автомобилей Лариса Ларионова.
Позади год работы на самых опасных и красивых отрезках пути. Кстати, некоторые эпизоды снимали в Новосибирске, на Северном объезде. Те места похожи на участки магистрали в Хабаровском крае и Забайкалье. По словам режиссера, фильм – не только о приключениях на трассе, но и о том, насколько огромна и красива наша страна.