Новосибирск -14.3 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Здоровье

Инвалиды назвали мелочи, о которые спотыкается проект доступной городской среды

Инвалиды назвали мелочи, о которые спотыкается проект доступной городской среды
С точки зрения тех, кто передвигается по улице на коляске, с собакой-поводырем или тростью, не все так хорошо. Фото Алексея Танюшина
Колясочники призвали проехать по улицам Новосибирска и райцентров и проверить качество работ подрядчиков. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №28 от 10 июля 2019 года.

В правительстве Новосибирской области состоялось заседание совета по делам инвалидов при губернаторе. Одной из ключевых тем обсуждения стали проблемы с доступностью транспортной инфраструктуры. В последние годы в регионе удалось существенно продвинуться в создании такой инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но с точки зрения тех, кто передвигается по улице на коляске, с собакой-поводырем или тростью, не все так хорошо.

— Проект отличный, а исполнение на троечку, — констатировал выступивший на заседании Виктор Семенко, председатель Новосибирской региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Центр независимой жизни «Финист». — Нет на тех же самых светофорах тактильных направляющих, не соблюдены углы спуска пандусов, нет занижения бордюров, нет выезда из парковочных карманов — очень сложно все. Если сделано, то на 50 процентов, хотя многое оборудовано.

Руководителя центра «Финист», как и некоторых других активистов общественных организаций инвалидов, пригласили на заседание совета не случайно: именно эти люди лучше кого бы то ни было могут дать объективную оценку тому, как реализуется программа создания доступной среды. Виктор Семенко предложил: буквально на каждую улицу должна выезжать комиссия, в том числе с участием общественников, и оценивать каждый конкретный перекресток, тротуар, пешеходный переход, светофорный объект. Потому что проблема, как выясняется, не всегда в том, что не сделали. Проблема нередко в том, что сделали плохо.

Переход упирается в газон

А ведь действительно, даже у вполне здоровых людей порой найдется множество претензий к тому, как обустроены те же пешеходные переходы. Осваиваются деньги, и немалые, а зебра упирается в бордюр и газон, или спуск к дороге находится вовсе не там, где разрешается пройти. Что уж говорить о проблемах, возникающих у людей на колясках или живущих в вечной темноте! Кажется, подрядчику порой просто наплевать, что он сотворил на дороге: как пешеходы будут переходить на другую сторону улицы — его не касается.

Хотя справедливости ради надо сказать, что уличная среда в Новосибирской области уже несколько лет активно меняется с точки зрения ее доступности для инвалидов-колясочников, для незрячих. Так, например, из более чем 500 светофоров, установленных на территории региона, 112 оборудованы специальными звуковыми устройствами, которые помогают ориентироваться слепым и слабо видящим людям. Причем такие системы сами подстраиваются под уровень шума: днем они громче, а ночью тише.

— В 2017 году в Новосибирске и Бердске оборудовано звуковыми приставками 35 светофорных объектов, в 2018 году — 29. В этом году мы планируем обустроить в Новосибирске еще 30 светофоров, — рассказал Сергей Эпов, начальник управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

«Залетные на парковках для инвалидов потом раскаиваются»

Еще один важный элемент доступной инфраструктуры — тактильные пешеходные переходы. Если сегодня где-то ремонтируют тротуар, то просто обязаны уложить специальные плиты, которые укажут направление незрячему человеку. С 2015 года стали появляться парковки для инвалидов. Если спуститься на паркинг любого крупного торгового или бизнес-центра, кинотеатра, то места для инвалидов свободны, отметил начальник управления.

— Если случаются на этих местах залетные люди, они потом раскаиваются, потому что штраф — 5 тысяч рублей. Мы реализуем систему отслеживания таких мест, специальное подразделение занимается только контролем. Это работает, — подчеркнул Сергей Эпов.

Он также сообщил, что в этом году создается единый центр управления транспортными потоками. В его задачу войдет в числе прочего организация интеллектуальной транспортной системы, которая обязательно включает комфортные условия передвижения для инвалидов.

Предложение дать людям с ограниченными возможностями здоровья контролировать создание доступной среды поддержал заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов.

— Я думаю, нам нужно включить участие общественных организаций в эту работу на этапе проектирования и приемки объектов инфраструктуры по доступности, — сказал он. — Важно и актуально учитывать мнения и пожелания представителей наших общественных организаций по делам инвалидов при реализации государственных программ и национальных проектов в сфере обеспечения доступности объектов, в том числе транспортной инфраструктуры. Мы прислушаемся и внесем все предложения в ответственные органы власти.

Что сделано в Новосибирской области, чтобы обеспечить инвалидам доступность процесса голосования

На первом этаже размещены 86 % избирательных участков

Плакатами с крупным шрифтом оснащены 100 % избирательных участков

Избирателям с ограниченными возможностями здоровья помогают около 200 волонтеров

Комментарий

Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ, председатель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты региона:

— Проблема транспортной доступности — одна из важнейших. На мой взгляд, на территории региона сделано многое, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень транспортной доступности. Но дьявол кроется в деталях. Дороги по программе «Безопасные и качественные дороги» строятся без учета доступности для людей с инвалидностью, это недопустимо. Остаются проблемы, касающиеся звуковых светофоров. В Новосибирской области купили более 160 единиц транспорта с пониженной платформой, но инвалид как не мог уехать, так и не может. Или может, но для этого ему нужна какая-то специальная компетенция. Каждый этап приспособления доступной среды должен охватывать все большее количество населения и должен иметь более высокое техническое решение. Поэтому разработать стратегию развития транспорта с точки зрения обеспечения доступности было бы крайне важно. Тогда бы мы понимали, что есть сегодня, что будет завтра и послезавтра. И могли бы на эти изменения влиять. Было бы очень важно и нужно прямо в профильном министерстве собрать специальное совещание по обеспечению транспортной доступности с участием общественных организаций инвалидов, где они могли бы высказать все специальные требования.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: