Предполагается, что Новосибирск во время чемпионата посетят иностранные гости, во всяком случае, так заявил мэр Анатолий Локоть. Это хорошая мысль − лететь из Москвы за три тысячи километров, чтобы в фан-зоне преображенной Михайловской набережной посмотреть на экранах матчи в, скажем, Екатеринбурге.
Глава Департамента культуры мэрии Анна Терешкова доложила, что работы на набережной начнутся в середине августа, а завершатся в октябре. Первая очередь благоустройства, сообщила она журналистам «Вести – Новосибирск», – территория рядом с главной сценой: здесь приведут в порядок дорожки, лестницы, установят освещение и скамейки. На обустройство зеленой зоны направят 140 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.
Хотя грустный опыт попыток соблюдения планов нашептывает, что, скорее всего, работы начнутся в октябре, а завершатся… ну, когда-нибудь их прекратят, сам факт отсутствия матчей надо оценить положительно. В городах, где будут проводиться игры чемпионата, на это время отменяются все крупные мероприятия, со стадионов выгоняют арендаторов, транспорт встает в пробках, предприятиям запрещают принимать командировочных, а в Екатеринбурге вообще задумались о введении сухого закона («закроем все и уедем», заранее взвыли рестораторы). В общем, на ЧМ-2018 российские города ничего не заработают. А спорт − это не только красивое, здоровое тело, бодрый дух, масса эмоций и удовольствия, но еще и серьезный бизнес.
Финансовую сторону спорта два дня в конце марта обсуждали в Сочи спортивные менеджеры на втором форуме Sport Connect. Это одно из самых интересных и значимых мероприятий в отрасли, в котором приняли участие 25 спикеров и более 300 специалистов.
Содержание крупного стадиона стоит в год сотни миллионов рублей. К примеру, «Казань Арена» - 200 млн рублей в год, «Калининград» оценивают в 300 млн (он еще не построен), «Фишт» в Сочи − в 400 млн. От советских времен спортивным менеджерам досталась идеология иждивенчества. Сверху дают (обязаны дать!!!) деньги, а мы их тратим по своему усмотрению. Выступивший на форуме Михаил Прокопец, партнер юридической компании Legal Sport, уверен, что такого не будет, если спортивные менеджеры будут сами зарабатывать деньги под контролем акционеров.
В Новосибирске проводится множество самых различных соревнований. Фото Аркадия Уварова
По мнению Прокопца, проблема образования спортивных руководителей − одна из основных в отрасли. В руководители клубов и в спортивные начальники, говорил докладчик, часто попадают случайно («человек просто мимо проходил, зашел к руководителю, а он был в хорошем настроении»), не имея должной квалификации, которую, отметим, раньше и получить было особенно негде.
Огромный интерес участников Sport Connect вызвал доклад заместителя генерального директора «Казань Арены» Булата Литвинова. На стадионе реализуется идеология «Город в городе», суть которой в том, что стадион перестает быть исключительно спортивным объектом. Сегодня «Казань Арена» - это не просто спортивный стадион. Здесь, к примеру, есть детский город развлечений, сеть спортивных клубов и рестораны. Объем частных инвестиций в объект достиг 500 млн рублей. В год здесь же проводится около 200 различных общественных мероприятий, и стадион самостоятельно зарабатывает половину необходимых ему денег.
- Сначала все смеялись над нами, говорили, что концепция ошибочна – ну кто поведет детей на стадион? После этого пошел эффект домино: ты привел ребенка, и надо заняться чем-то самому. Так родился новый проект на государственном объекте – Kazan Arena Family, – рассказал Литвинов.
Скоро на территории стадиона может быть построен офисный центр. Обсуждается строительство причала рядом со стадионом. Хотя «Казань Арена» больше половины своего дохода зарабатывает на футболе и сотрудничестве с «Рубином», футболисты на стадионе - только гости. И это им не нравится. Советник «Рубина» по маркетингу Иван Мешков критиковал менеджмент стадиона за смену газона, проблемы с парковкой на территории, решетки на фанатских секторах, нефутбольные соревнования (в 2015 году на стадионе оборудовали два бассейна для чемпионата мира по водным видам спорта, что на год лишило футболистов поля). «Это все, что угодно, только не стадион. Это бассейн, парк динозавров, каток», − возмущался Мешков.
Парк динозавров работал на «Казань Арене» прошедшей зимой. Как пояснил Литвинов, было футбольное межсезонье: четыре месяца не нужны были ни парковка, ни прилегающая территория. За это время через парк динозавров прошло 500 000 человек. Отзывы в соцсетях восторженные.
Тотальная коммерциализация спортивных объектов − общемировая закономерность. Только футболом (хоккеем, баскетболом) стадион сейчас прожить не в состоянии. Даже если бы «Рубин» был хозяином арены, ему пришлось бы делать то же самое, что и всем остальным. В феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи министр спорта Павел Колобков заявил, что после 2018 года государство может cократить финансирование спортобъектов, и что самым перспективным механизмом обеспечения их бюджета станет государственно-частное партнерство.
В ходе форума было затронуто множество тем: привлечение зрителей, причины, которые этому мешают, взаимодействие со СМИ, особенности разных каналов доведения информации до целевой аудитории. Проблемы маркетинга и рекламы были в числе основных. Вот некоторые примеры. Менеджер гроссмейстера Сергея Карякина Кирилл Зангалис сообщил, что в 2012 году он связал Карякина со «Спартаком» для доступа к широкой аудитории. И сейчас спонсорские контракты Карякина уже приносят более миллиона евро в год, а Корякин сам увлекся футболом, к которому раньше был равнодушен.
Видеоблогер Никита Ковальчук сказал, что он просто стоит и говорит в камеру полтора часа, и его «картавый футбол» смотрят 200 тыс. человек. Главный редактор «Советского спорта» Николай Яременко опроверг слухи об ожидающейся четверть века смерти бумажного издания − его читают 170 тыс. человек. У Tribuna Digital уже есть 3 млн уникальных иностранных пользователей на разных площадках, сообщил Юрий Дудь. Компания привлекла на развитие до 3 млн долларов.
Фото Аркадия Уварова
Со спортом в Новосибирске вроде бы все достаточно пристойно. В городе проводится множество самых различных соревнований, есть, куда пойти позаниматься. Есть даже отдельный спортивный портал, чем мало кто может похвастаться. Тем не менее, чемпионат по футболу и будущая фан-зона могут оказаться очень полезными. Администрации города совместно со спортивным начальниками и собственниками объектов стоит подумать, как направить поток людей из фан-зоны в спортивные клубы. Массовая реклама занятий спортом в зоне отдыха в обычное время будет смотреться неуместной, а во время Чемпионата по футболу − самое оно.
У спорта в стране хорошие перспективы, спортивные и финансовые, в этом сошлись все участники форума в Сочи. Мальчишки по-прежнему хотят играть в футбол и хоккей, а девчонки валом валят на чирлидинг покрасоваться в коротких нарядных юбочках. Этим надо умело воспользоваться.
Организаторами Sport Connect выступили Российский Международный Олимпийский университет (РМОУ) совместно с группой «Интеррос» при участии «Спортклуба Роза» и в партнерстве с агентством спортивного PR и маркетинга «Рейкьявик». Форум проходил на площадке РМОУ, который ныне стал ведущим российским вузом по годичной подготовке специалистов по пока редкой в нашей стране специальности «Мастер спортивного администрирования». Студенты изучают такие темы: управление объектами и инфраструктурой, организация соревнований, массовые коммуникации, дипломатия и администрирование, управление карьерой. Регулярно проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации. В университете хранится богатейший архив сочинской олимпиады.