В прошлом году весной в Новосибирской области действовал запрет на движение грузового транспорта с нагрузкой на ось более пяти тонн без специального разрешения по региональным и межмуниципальным трассам. Увеличение тоннажа больших грузовиков, которого добиваются перевозчики, способно «убить» дороги весной. Так считают в областном министерстве транспорта. Решение проблемы искали участники круглого стола «Весенняя защита автодорог», который проходил второго февраля в пресс-центре «Интерфакс».
- В области 12 тысяч километров территориальных автомобильных дорог, из которых 80-85% находятся в ненормативном состоянии, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, - так считает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков. – В весенний период наступают изменения теплового баланса земляного полотна, в результате чего слабеет конструкция дорожной одежды. Переувлажненные дороги снижают несущую способность, происходит образование колеи, меняется продольный и поперечный профиль проезжей части, что впоследствии приводит к капитальному ремонту автомобильных дорог.
Замминистра напомнил, что сейчас стоимость капитального ремонта обходится в сумму около десяти миллионов рублей за километр, и если отменить весеннее ограничение на проезд большегрузного транспорта, это кардинальным образом отразится на состоянии дорог:
- Думаю, простой математический подсчет покажет достаточно большие цифры, с которыми бюджет абсолютно не справится, - считает Евгений Раков.
Чиновник признал, что ограничения максимальных нагрузок на ось и общую массу транспортных средств, связанные с периодом весеннего таяния, действительно являются проблемой, однако пояснил, что все это делается не в ущерб перевозчикам, а с целью обеспечить сохранность автомобильных дорог. Вопрос ограничения на проезд большегрузного транспорта касается в основном территориальных межмуниципальных и городских дорог, где на самом деле достаточно много проблем.
- В этом году зима снежная, и мы понимаем, что будет интенсивное таяние, подтопление земляного полотна, - сказал министр. – Не все малые водопропускные сооружения будут справляться с потоком талых вод.
Возможны не только разрушения земляного полотна и конструкции дорожной одежды, но частичный размыв, а также потеря участков автомобильных дорог.
Временные ограничения допустимых нагрузок на ось транспортных средств, предусмотренные федеральным законом, необходимы. Но при назначении допустимых осевых нагрузок можно применить дифференцированный подход с помощью оценки транспортно-эксплуатационного состояния конкретной дороги, говорят эксперты.
- Такой дифференцированный подход осуществлен в Омской и Томской областях, - считает преподаватель кафедры «Изыскания, проектирование и постройка железных и автомобильных дорог» СГУПС Денис Разуваев. - В Омской области допустимая нагрузка на ось повсеместно шесть тонн. А по некоторым дорогам с хорошим техническим состоянием допускается нагрузка десять тонн на ось. При этом в Томской области пошли еще дальше, где ежегодно издается приказ об ограничении осевой нагрузки, которая варьируется в параметрах от трех до десяти тонн в зависимости от конкретного участка дороги и количества осей полуприцепа.
Сейчас перевозка некоторых видов грузов, продуктов питания, медикаментов, фуражного зерна, ГСМ, почты, а также любых грузов в международном сообщении, не попадает под действие временных ограничений. По ослабленным весенним дорогам легально едут фуры общей массой 40 тонн и более. Об этом напомнил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. По его словам, необходимо отказаться от предоставления каких-либо исключений и одновременно повысить допустимую нагрузку на ось до семи-восьми тонн. При таком нормативе максимальная загрузка магистрального автопоезда не превысит десяти тонн.
- Это все применимо только к вновь строящимся дорогам, которых у нас не так много - большая часть дорог сформирована в 70-80 годы, где была расчетная нагрузка шесть тонн на ось, - сказал замминистра транспорта Евгений Раков.
Вячеслав Трунаев также обратил внимание участников круглого стола на несовпадение сроков введения временных ограничений на муниципальных и региональных дорогах. Так, например, в 2016 году на муниципальных дорогах временные ограничения были введены с 15 апреля по 14 мая, на дорогах регионального и межмуниципального значения – с четвертого апреля по третье мая.
Члены СААП предложили региональным властям увеличить предельно допустимые нагрузки на ось в период временных ограничений до семи-восьми тонн, а также синхронизировать сроки временных ограничений на движение большегрузных транспортных средств по региональным, межмуниципальным и муниципальным дорогам, устанавливаемые постановлениями правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска.
Меньше месяца осталось до публикации распоряжения Министерства транспорта Новосибирской области о запрете на въезд большегрузного транспорта в Новосибирск. Это значит, что еще есть время, чтобы найти решение, которое бы отражало интересы всех сторон.
Сотрудники госавтоинспекции учитывают состояние дорожного полотна при оформлении дорожных происшествий - в минувшем году в 40% ДТП на территории Новосибирской области выявлен дорожный фактор, поэтому очень важно уделять внимание содержанию и обустройству дорог. Об этом напомнил начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах.
Отвечая на вопрос о нарушениях в сфере перевозок во время весеннего ограничения, глава областной госавтоинспекции рассказал, что за 2016 год выявлено около 1500 нарушений. Более 300 автомашин было поставлено на спецстоянку, на весовые параметры проверено более 12 тысяч машин.
- С каждым годом перевозчики все более внимательно и ответственно подходят к весенним ограничениям, стараясь выстроить свои перевозки без нарушения правил перевозки грузов. Мы поддерживаем мнение, что ограничения необходимы, - сказал Сергей Штельмах.