Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Как парень из глубинки стал высококлассным пилотом

08.02.2019
Анастасия Осипова
Как парень из глубинки стал высококлассным пилотом
Анатолий Составов посвятил свою жизнь небу. Фото предоставлено Еленой Александровной Составовой
Мало кто знает, но в Куйбышеве Новосибирской области живет пилот самолета, который посвятил свою жизнь небу. Впервые он пролетел на самолете в качестве пассажира только в армии. Позже, когда стал пилотом, все отмечали особенность вождения – так плавно и ровно посадить самолет мог только Анатолий Составов.

Анатолий Николаевич родился в городе Куйбышеве, учился в десятой школе. С большой гордостью и любовью он вспоминает свою маму – Александру Карповну, которая прошла всю войну – была медицинской сестрой. «Она часто вспоминала, как они выходили из окружения, – рассказывает супруга Анатолия Николаевича – Елена Александровна. – Домой на нее даже несколько раз приходили «похоронки», но Александра Карповна вернулась с фронта живой, была награждена медалью «За отвагу».

«В семье было трое детей – мама и двое ее братьев, – продолжает рассказывать Анатолий Николаевич. – Один из них служил на флоте, другой был десантником. И все вернулись домой с фронта. А я с детства всем говорил, что обязательно буду и танкистом, и летчиком! Так и получилось!»

Когда пришло время срочной службы, Анатолий Составов окончил с отличием «учебку» и был направлен в Германию в танковые войска. В памяти Анатолия Николаевича осталась военная форма пш (полушерстяная), юфтевые сапоги и брюки галифе, которые он ушивал по фигуре. Елена Александровна говорит: «По молодости он носил джинсы и очки, как у «битлов», в общем, был «модником» (улыбается)».

В армии Анатолий Николаевич управлял танком «Т-55», был заместителем командира взвода. Демобилизовался в звании старшего сержанта. «На службу в Германию я ехал целый месяц на поезде. А обратно возвращался на самолете, но, правда, пришлось три дня ждать, когда дадут разрешение на вылет – были нелетные погодные условия. А когда поднялись в воздух – это было чувство, которое не описать. А еще был момент – бортпроводница зашла в салон и сказала: «Мы пролетаем границу Советского Союза». И мы всем самолетам давай кричать: «Ура!» – очень радовались, что возвращаемся домой».

Служба в танковых войсках закончилась, и танкист Составов вернулся в родной Куйбышев. Но в списке Анатолия Николаевича значилось не только управлять танком, но и самолетом – стать летчиком. Этому поспособствовал случай – друг позвал поступать в летное училище, но сам не поступил – по зрению не прошел, а Анатолий Составов стал студентом тогда еще Омского летного училища, где впервые сел за штурвал самолета «АН-2» и совершил четыре прыжка с парашютом. Окончил Анатолий Николаевич училище с красным дипломом. Здесь Елена Александровна раскрывает секрет: «Школу же он окончил с тройками, а вот танковую «учебку» и летное училище – на одни пятерки. И за отличную учебу Анатолий вошел в пятерку выпускников, которых направили на обучение на самолеты «АН – 24»».

Еще во время обучения в училище у Анатолия Составого инструктора замечают одну особенность – он лучше всех садит самолеты – плавно и ровно. Эта «особенность» и в дальнейшем будет отличать уже пилота самолета Составого. «Я всегда мягко садил самолеты, при любых погодных условиях, – рассказывает Анатолий Николаевич. Диспетчеры так и говорили: «Это же Толик летит, он сядет!» А случалось все – и в грозу сильную попадали, все небо светилось. Но чувства страха не было, было чувство ответственности».

Свою профессиональную деятельность Анатолий Составов начал в городе Гурьев (Казахстан, теперь город Атырау) в качестве второго пилота самолета «АН-24». За плечами пилота первого класса и бывшего командира самолета Анатолия Николаевича – 25 лет, проведенных над облаками и на «АН-24», и на «АН-26». Его самая памятная награда – нагрудный знак отличия «За безаварийный налет часов». «Этот знак у меня за 10 тысяч часов, – рассказывает Анатолий Составов. – Хотя там, конечно было больше – но не все учитывалось».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Комментарии
Дмитрий 09:56:45 11.02.2019
Забыли написать, что летал 5 дней в неделю и дети почти не видели отца.
За то, были свежие и вкусные торты и заварные пирожные из Киева. Красивые сосны из Караганды к Новому году и много других дефецитных товаров со всей страны.
Правда чувство разлуки, трудно было заменить всеми материальными благами для семьи... и мы всегда, радовались когда папа дома и можно вместе сходить на рыбалку.
В этом году, внук Анатолия Николаевича собирается поступать в летное училище... вот думаю, стоит ли или отговорить сына. Сколько желторотиков отец поднял в небо и возможно, кто то из них будет наставником внуку.
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Старт массовой вакцинации против коронавируса объявлен в регионе 18 января. В настоящий момент в районах и в городе Новосибирске уже организовано почти 60 пунктов вакцинопрофилактики. Как прививаются от ковида в Мошковском районе, сегодня в ходе пресс-тура показали журналистам.
В чтение газет 125-летней давности вместе с дизайнерами, краеведами и школьниками окунулись сотрудники одной из новосибирских библиотек. Самые интересные новости попадут на интерактивную карту о жизни Ново-Николаевска с момента его основания. Более века назад людей интересовала плохая уборка улиц, дороговизна продуктов и другие не менее горячие новости.

Заниматься сырами семья Бурдинских стала пять лет назад. Сейчас у нее есть сыроварня в Октябрьском, которая за сутки перерабатывает больше тонны молока.

Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год