Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Девушка и самолет: сибирячка 9 лет восстанавливает заброшенный Ту-104

05.01.2019
Наталья Сковрунская
Девушка и самолет: сибирячка 9 лет восстанавливает заброшенный Ту-104
Мария загорелась идеей воссоздать аутентичное состояние Ту-104 1958 года выпуска и «оживить» его. Фото автора
Девять лет восстанавливает девушка Ту-104, стоящий на аэродроме в Бердске Новосибирской области. В некогда разграбленном и разрушенном самолете появились оригинальные кресла и плафоны, собирать которые пришлось буквально по кусочкам. Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2018 год».

В этом году исполнилось 40 лет с тех пор, как самолет Ту-104 приземлился на бердском аэродроме, здесь он нашел свою последнюю обитель. За годы вынужденной стоянки «тушка» превратилась в надгробие самой себе: долгое время самолет был открыт, поэтому все, что можно снять и вытащить, украдено, а внутренности превратились в сарай. Таким его и нашла Мария Карманова в 2009 году.

– Я приехала в Бердск посмотреть на самолет. Как ни странно, меня сразу пустили внутрь – тогда он уже был закрыт на замок. Посидела в креслах — мне было очень интересно, что я попала в кабину настоящего самолета, но вместе с тем было очень грустно оттого, что он был в таком запущенном состоянии. Через некоторое время я вернулась и сообщила о своем намерении восстановить этот самолет. Работники аэроклуба были очень удивлены. Тем не менее, уже на протяжении многих лет руководство клуба меня поддерживает, - рассказала корреспонденту VN.ru Мария, старший научный сотрудник Новосибирского института математики, специалист по математическому анализу.

Изначально девушке просто хотелось познакомиться с устройством самолета, но в нем на тот момент не оставалось практически ничего. Девушка изучила горы литературы, чтобы разобраться, что и где должно быть установлено, изучала руководство по летной эксплуатации самолета. Захотелось не просто сделать так, чтоб он был похож на самолет - девушка загорелась идеей воссоздать аутентичное состояние Ту-104 1958 года выпуска и «оживить» его. Девушка начала с того, что решила собрать все приборные доски. Помогал авиатехник аэроклуба Владимир Чеботников. Он же рассказал о том, какие приборы здесь были.

Нашлись и другие единомышленники, в частности, Илья Аксарин, выпускник факультета летательных аппаратов НГТУ. Сейчас Илья уехал из Новосибирска, он работает в Москве, но даже оттуда продолжает помогать Маше: раздобыл два кресла 50-х годов для салона, а также кресло второго пилота и бортрадиста. При его помощи восстановлен радиопередатчик, Илья помог найти много технической документации и частично оборудование.

Сегодня все приборные доски практически восстановлены. Установлены и бережно отреставрированы кресла пилотов и радиста. Практически воссоздан один из салонов: сейчас там красуются пассажирские кресла, которые Мария специально носила в ателье на перетяжку. К слову, десяток самолетных кресел девушка нашла в Академгородке. Для того, чтобы ножки кресел встали точно в пазы в полу, пришлось полностью разбирать крепление. В этом, а также в чистке салона, Маше помогла группа споттеров.

В салоне появились аутентичные плафоны, один из которых собран буквально из осколков. Маша воссоздала щиток бортрадиста: для этого она разыскала в интернете похожий шрифт, вымерила расположение включателей и переключателей. Макет сначала был сделан из картона – его примеряли, дорабатывали, корректировали, чтобы щиток идеально сел в нужное гнездо и каждый рычажок оказался на своем месте. Затем все было воссоздано в металле.

Читайте также:

Юбилей «Аэрокобры» Покрышкина: 1200 выстрелов в минуту

Агония бердского аэродрома: незаконная застройка вместо полетов

Стюардессы – изнанка престижной работы

Справка. Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel —«Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 по 1958 годы, из-за приостановки по техническим причинам полетов британского реактивного авилайнера «Комета», Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Комментарии
старостин валентин анатольевич 11:31:04 31.08.2018
я летел - вернее - меня летели - 1961 - Москва-Иркутск - горел правый двигатель - приземлились благополучно - Отец - ВВС - чем могу помочь?
Еще в сюжете
Похожие новости

Пассажиров больше не отправляют на двухнедельный карантин, но температуру измеряют всем без исключения. Что изменилось в крупнейшей воздушной гавани Сибири через два месяца после начала пандемии, узнали корреспонденты ОТС.

Резонанс
Новости
Какова динамика распространения коронавирусной инфекции в регионе, насколько можно доверять результатам тестов, почему не каждый инфицированный попадает в больницу, как подсчитывают статистику смертей, сколько медиков и как заразилось, и сколько нам еще ходить в масках?
Минздрав региона опубликовал на своем сайте информацию о доходах главных врачей больниц Новосибирска и Бердска по итогам 2019 года. Из десяти врачей-богачей сегодня трое возглавляют инфекционные госпитали по работе с COVID-положительными пациентами. Однако за административную работу они дополнительных «путинских» выплат не получат.
Похолодание носит краткосрочный характер – после прохладной пятницы синоптики прогнозируют вполне теплое воскресенье в Новосибирской области. В связи с этим становится актуальной информация о температуре воды в Оби и Обском водохранилище 11 и 12 июля.
Жителей города Бердска волнуют планы строительства полигона бытовых отходов неподалеку от городского кладбища и аэродрома. Земля – искитимская, но находится поблизости от Бердска. Горожане выходят в одиночные пикеты, подписывают петиции и даже грозят устроить голодовку. Власти города создали рабочую группу, заседание которой проходит в закрытом от СМИ режиме. Проекту предстоят государственные экспертизы.
Порядок открытия летних веранд у предприятий общепита упростили в Новосибирске. Процедура стала носить уведомительный характер, а платить за использование муниципальной земли не нужно до осени.
Владимир и Валентина Романченко из села Метелево Купинского района вместе уже 43 года. Вырастили троих детей, а сейчас, на пенсии, ведут свое фермерское хозяйство. Как говорит глава семьи, с супругой привыкли с детства трудиться, и пока силы есть, будут работать не только для своей семьи, но и для жителей, для которых фермер Романченко единственный работодатель.