Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Капитана Зеленина ждет «Механик Красоткин» в Лабытнанге

07.04.2017
Анатолий Харитонов, ОТС
В мае капитан Зеленин снова уйдет в рейс. Кадр сюжета "Новости ОТС"
Новосибирские речники отправились на полуостров Ямал. Через несколько недель отважный экипаж, который прославился на всю страну перегонами теплоходов по Северному морскому пути, вновь уйдет в плавание. Историю капитана Юрия Зеленина расскажет корреспондент ОТС Анатолий Харитонов.

«За зиму скучаешь. К весне уже невмоготу! Надо идти на теплоход, окунаться в работу свою. Это так не расскажешь. Трепетное чувство такое», – говорит капитан теплохода ОТ-2105 «Механик Красоткин» Юрий Зеленин.

Мыслями он уже в Арктике, в городе Лабытнанги, где у причала стоит теплоход «Механик Красоткин». Корабль надо готовить к навигации. Ремонтировать двигатели. В мае, когда Обь освободится ото льда, капитан Зеленин снова уйдет в рейс, чтобы доставить грузы в ямальский порт Сабетта.

– Когда работа любимая, она в радость, – уверен Юрий Зеленин.

Юрий Ануриевич впервые посетил Заполярье в 67-ом году, будучи курсантом Новосибирского речного училища, во время сверхдальнего шлюпочного похода. На веслах парни всего за месяц преодолели больше трех тысяч километров и дошли до Салехарда. За хорошую учебу Юрия назначили старшиной роты. После выпускного – вверх по карьерной лестнице. Сначала третий, потом второй и, наконец, первый штурман на пароходе «Столетов». Затем старпом на пассажирском лайнере «Мария Ульянова». И капитан грузового ОТ-2105.

После развала Советского Союза объемы перевозок резко сократились. Флот резали на металлолом, продавали в другие регионы. Тогда нашему земляку предложили перегнать мощный буксир-толкач из Оби на Дунай. Вдоль арктического побережья. Это долгая и опасная дорога: речное не пригодно для плавания в море. Но сибиряк рискнул – и выполнил задание. А вскоре был нарасхват. Звонили со всей страны. Просили также Северным морским путем провести караваны барж и теплоходов.

2008-ой год. Юрий Ануриевич в Шлиссельбурге Ленинградской области. На судоремонтном заводе капитан обследует «Неман» – бывший корабль ВМФ. Тот, что работал в шхерах на Ладоге в 80-х. Тогда с помощью специального оборудования военные посылали в воду мощный импульс, убивающий все живое на глубине в радиусе нескольких сотен метров. По некоторым данным, именно так защищали боевые суда от аквалангистов-диверсантов. Разоруженный и реконструированный «Неман» почти четверть века стоял у причала. Экипаж Зеленина получил заказ: через Неву, Свирь, Онежское озеро, Беломорканал, Баренцево и Карское моря перегнать плавучую технику в Обскую губу.

«За 15 дней мы получили разрешение. Документы на выход – и вышли. Когда мы уходили из Шлиссельбурга, с судоремонтного завода, то многие говорили мне, что это судно не дойдет до конца…», – вспоминает капитан теплохода Юрий Зеленин.

В пути – череда происшествий. Сначала отказ рулевой машины. Починили с  трудом,  вспоминает Юрий Ануриевич. Потом корабль стал тонуть. Через сальник поступала вода. Откачали. Вскоре на теплоходе вспыхнул пожар. Потушили вовремя. В Баренцевом море на горизонте показалось судно, которое везло медь из Дудинки в Мурманск. Капитаны общались по рации. Коллега сообщил Зеленину: через два дня Обская губа застынет. Стало ясно: если сибиряки пойдут прежним маршрутом – вдоль берега, через пролив Югорский шар – попадут в ловушку. «Неман» замерзнет во льдах.

«Было принято решение идти через Карские ворота напрямую. Но факт тот, что у нас не было карт этого района. Когда я покупал карты в Ленинграде, в Петербурге, то я не предполагал, что мы пойдем северным районом, и взял карты только южного маршрута», – говорит капитан теплохода Юрий Зеленин.

У капитана была карта часовых поясов. По координатам, обозначенным на ней, экипаж, учитывая скорость движения, определял примерное местоположение судна. В итоге «Неман» добрался до пункта назначения. На следующий день Обская губа замерзла.

2010-ый год. Перегон буксира-толкача из Новосибирска во Владивосток. 14 тысяч километров! Это судно нужно мостостроителям для работы в Амурском заливе, чтобы подвозить материалы и спецтехнику для возведения переправы на остров Русский. Там не нашлось подходящих теплоходов, которые могли с грузом курсировать по мелководью. Юрий Зеленин провел мощный «ОТ 2134» вниз по Оби. Вышел в Карское море, миновал Таймыр, побережье Якутии. Обогнул Чукотку, Камчатку. На Курилах попал в тайфун. Пришлось уводить корабль за остров и пережидать стихию. В проливе Лаперуза (это между Сахалином и Хоккайдо) за сибиряками следил японский самолет-разведчик.

«Действуют они очень нагло, ничего не стесняются. Пролетел так низко, что чуть не снес нам мачты! Очень низко и видно, что фотографировал. Судно необычное для тех районов, и нас моряки спрашивали, что за судно? И когда узнавали, что это речное судно, да еще идет из Новосибирска, то поражались просто», – рассказывает Юрий Зеленин.

Юрий Ануриевич успешно выполнил задание. За свою карьеру он перегнал по Северному морскому пути больше 30-ти судов. Несколько раз брал в дальние плавания жену. На теплоходе Галина Петровна работала поваром.

«С первой минуты знакомства мы поняли, что у нас много общего. Очень интересно рассказывал о своей работе на море. Это было настолько увлекательно и заманчиво, что я, отработав более 20 лет преподавателем в школе, бросила работу и вместе с ним уехала на корабле», – говорит Галина Зеленина.

В навигацию-2017 Галина останется в Новосибирске. Будет каждый день звонить мужу и по привычке отмечать флажками на карте местоположение корабля. Скорее всего, она прилетит к супругу в Салехард, когда возьмет в отпуск. Капитан Зеленин сможет вернуться домой только в ноябре. Чемодан собран. Вечером поезд в Тюмень. Там в самолет – и за полярный круг. Для бывалого речника, который много лет наблюдал в Арктике лишь разруху, нынче приятная картина: оживают брошенные поселки, расконсервируют нефтяные месторождения, возрождают пограничные базы. И военные катера патрулируют Северный морской путь. Эта дорога теперь безопаснее.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Похожие новости

Электронные трудовые книжки появятся в России через год. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс, а также ряд других законов, приняла Государственная дума РФ в окончательном чтении.

Резонанс
Новости
«Парад уродцев» – рейтинг самых уродливых зданий в России – опубликовал московский журналист и блогер Илья Варламов. В сотню отличившихся вошли и два новосибирских здания.
«Все проекты перечеркнуть и начинать заново проектировать?». В региональный минстрой с вопросом о согласовании проектов домов с мусоропроводами обратились депутаты Законодательного собрания Новосибирской области. Сегодня, 4 декабря, в ходе работы комитета по строительству и ЖКХ депутаты Заксобрания обсудили необходимость устройства мусоропровода в строящихся жилых домах.
04.12.2019
Тысячи запросов в поисковиках – новосибирцы массово ринулись изучать, что не так с противовирусным препаратом «Кагоцел», и правда ли, что он может вызвать бесплодие. Что случилось с самым популярным в сезон ОРВИ лекарством, выяснял VN.ru.
Одна из старейших метеостанций Новосибирской области находится в Татарске. Не каждый житель этого города в курсе, что за стенами неприметного домика на окраине круглосуточно кипит работа по подготовке данных для составления прогноза погоды. Коллектив исключительно женский и состоит из пяти человек.
Советский орбитальный корабль многоразовой космической транспортной системы «Буран» совершил свой единственный полет в космос 15 ноября 1988 года. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №49 от 4 декабря 2019 года.
Срыв шапок стал самым распространенным видом преступления в 90-е годы. Методы «дергачей» поражают – меховые головные уборы снимали прямо в кабинках туалетов, когда жертва наиболее беззащитна, использовали собак, нагло обчищали в трамваях и не гнушались бить по голове. Милиция в ответ использовала «живцов».