Ежедневно железнодорожные пути на Бетонном переезде пересекают более ста поездов и почти 16 тысяч машин. Все, что видят проезжающие, — это серая будка с красной крышей и стоящая рядом женщина в оранжевой жилетке. О том, что от действий этой женщины во многом зависит их безопасность, задумываются не многие.
Но корреспондент VN.ru побывала в роли дежурного по переезду и поняла, что на плечи женщин, которые обычно и работают в этой профессии, ложится огромная ответственность.
Это вам не кнопочки нажимать!
Из-за большого трафика этому переезду присвоена первая категория сложности. Переезд полуавтоматический: шлагбаум сам опускается, когда поезд приближается. А вот поднимают заграждения железнодорожники, предварительно оценив ситуацию на путях. Татьяна Аверина, которая на один час передала нам свои полномочия, работает на РЖД с 1989 года, из них 3,5 года дежурит на Бетонном переезде.
Свернутый желтый флажок означает, что поезд может проезжать дальше
— Все думают, что наша работа проще некуда: поднимать при помощи кнопки шлагбаумы, — говорит женщина. — Но помимо этого мы убираем прилегающую к будке территорию, ведем отчетный журнал, осуществляем связь с машинистами и другими дежурными по станции, фиксируем нарушителей правил дорожного движения. Только за утро таких лихачей набирается более десяти: чаще всего они объезжают шлагбаум по встречной на красный свет. Все их действия записывают камеры видеонаблюдения, а мы сразу передаем рапорты в ГИБДД.
Нам довелось побыть в роли дежурного всего час, а вообще же смена длится 12 часов. Присесть и передохнуть за это время почти не удается: в перерывах между поездами берем метлу и отправляемся убирать листья и грязь — переезд должен всегда быть чистым. Из кармана на путях убираем смесь камней, грязи и мусора, загружаем в ведро и относим за 50 метров от рельсов. Пара ведер — и руки начинают ныть от усталости. Татьяна улыбается: «Это еще что! Зимой приходится очищать пути от застывшего снега железным ледорубом. Вот где устаешь!»
Безопасность превыше всего
Чистота — это хорошо, но главная задача дежурного по станции — обеспечить безопасность. Поэтому помимо яркой оранжевой жилетки нам дают свисток — сигнализировать зазевавшимся пешеходам. Бывают случаи, когда свисток бесполезен — подвыпившие граждане засыпают прямо на рельсах.
— Такие случаи бывают очень часто, — говорит Татьяна. — И мы, дежурные, должны оттащить человека с путей. Тяжело… К счастью, люди у нас в городе добрые, неравнодушные прохожие помогают. Также они помогают, когда зимой на переезде буксуют машины. Я должна освободить пути, но что я могу сделать, разве что песок под колеса кинуть. Вот и приходится к прохожим за помощью обращаться.
Заглохла ли на переезде машина, рассыпался груз или упал человек, дежурные должны обеспечить безопасность движения. В таких ситуациях работники переезда обязаны четко следовать инструкциям: сорвать пломбу со специальной кнопки на пульте и самостоятельно поднять заграждения, оповестить по связи машинистов и затем уж очистить пути.
Днем — флажок, ночью — фонарь
Вместе со свистком получаем два флажка — желтый и красный. Обращали ли вы внимание, что на переезде машинистов встречают поднятой левой рукой? В правой руке при этом у дежурных можно заметить свернутый желтый флажок, а в темное время суток — фонарь. Желтый означает, что можно спокойно проезжать дальше, развернутый желтый флаг говорит машинистам о том, что следует сбавить скорость, красный флаг необходим, если что-нибудь случилось на переезде. Он сигнализирует машинисту, что нужно срочно остановиться.
Если нет возможности оперативно освободить переезд, тогда разрешается воспользоваться петардами — сигналами остановки поезда. Внешне похожие на жучков, плоские круглые бляшки цепляются на рельсы перед приближающимся составом. Попадая под колеса, «жучки» оглушительно взрываются, сигнализируя машинисту и его помощнику, что пора срочно тормозить. К счастью, по словам Татьяны, на этом переезде никто петардами не пользовался.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №4 от 3 ноября 2017 года