В год пандемии потребительская активность жителей Новосибирской области снизилась на 3% по сравнению с 2019 годом. Траты стали и менее разнообразными в годовом сравнении, свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex. Предновогодние расходы новосибирцев уже уступают прошлогодним на 4% и едва ли достигнут традиционного для декабря пика потребления, считают эксперты.
Индекс Tinkoff CoronaIndex, учитывающий потребительскую и деловую активность россиян и разнообразие их покупок, в Новосибирской области в первой половине декабря составил 6,6 балла по сравнению с 6,9 годом ранее. Показатель находится в пределах нормы и не является настолько критичным, как в период весенней самоизоляции.
Для сравнения, средний индекс в апреле 2020 года составлял 4,8 (годом ранее – 6,7), а 5 апреля было зафиксировано его самое низкое значение за год – 3,8 (в прошлом году он не опускался ниже 5,9). Новосибирцы перенесли этот день лучше, чем Россия в целом – показатель по стране 5 апреля составлял 3,4.
Вместе с тем индекс 6,6 и падение в 4% выглядят нетипично для месяца, связанного с предновогодними тратами: в 2019 году индекс потребительской активности в декабре достигал пикового значения (10 баллов). Сегодня в Новосибирской области продолжает действовать ряд ограничительных мер, ранее введенных региональными властями для борьбы с распространением коронавируса.
Аналитики предполагают, что ситуация до конца года вряд ли изменится. Даже в последнюю неделю декабря, традиционно посвященную предпраздничному шоппингу, потребительская активность новосибирцев будет ниже, чем год назад.
«С учетом влияния пандемии на нашу экономику к концу года можно выделить ряд феноменов. Так, при падении доходов населения статистика не отмечает снижение уровня зарплат. Возможно, потому что кризис ударил в первую очередь по теневому сектору, доходы конкретных домохозяйств снизились, и потребление стало более сжатым, но статистика не выявляет причин сжимания.
Из привычной структуры расходов исчезли заграничные поездки и культурный отдых, а при покупке товаров люди стали более осмотрительными и рациональными.
Потребительское поведение сильно изменилось как в силу вынужденных причин, так и в силу опасений, которые есть у населения: вторая волна пандемии вернула в потребительские настроения толику пессимизма. К прежнему образу жизни мы не вернемся. После мирового кризиса 2008 года в экономической литературе появился термин new normal, указывающий на то, что традиционная сменяемость кризисов и периодов экономического подъема больше не работает. Окончательно это новая «нормальность» пришла к нам в 2020 году. Мы вряд ли сможем жить по прежним правилам, потому что экономические отношения на всех уровнях и траектории дальнейшего развития будут уже иными», – говорит Владимир Климанов, доктор экономических наук, руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
Однако, несмотря на снижение активности в целом, потребители начинают активно готовиться к праздникам, планируя поездки на Новый год и январские каникулы. Этим можно объяснить рост расходов на авиабилеты (+40% за неделю с 9-15 декабря в сравнении с первой неделей месяца), железнодорожные билеты (+17%) и бронирование номеров в гостиницах (+10%). В агентства при этом новосибирцы не обращаются: траты на туроператоров сократились на 21%. Также на неделе с 9 по 15 декабря в Новосибирской области вырос спрос на аренду авто (+26%), развлечения (+24%), товары для животных (+20%) и услуги салонов красоты (+18%).
По данным Tinkoff CoronaIndex на 21 декабря 2020 года, Новосибирская область занимает 60-е место в рейтинге потребительской активности. На первой строчке — Республика Тыва с показателем 10. Хуже всего среди регионов обстоят дела в Чукотском АО, где индекс составляет 4,5. Москва занимает в рейтинге второе место с конца (4,8).
Новосибирскстат опубликовал данные о стоимости условного (минимального) набора продуктов питания накануне нового 2021 года. Набор включает 33 наименования. Самый дорогой минимальный набор продуктов – в Красноярском крае (4989,34 рубля), самый доступный – в Омской области (3846,22 рубля).
Читайте также: «Торговые сети готовы минимизировать наценку на товары в Новосибирске».