Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Мэрия избавляется от кондукторов

09.07.2018
Ася Малютина
Мэрия избавляется от кондукторов
На смену кондукторам придут турникеты. Фото Аркадия Уварова
По салону трамвая двигается кондуктор. Ловко подстраиваясь под движение транспорта, подходит к пассажирам, берет деньги, нажимает кнопку на терминале, выдает чек, поворачивается к следующему и снова — берет деньги, жмет кнопку, дает билет. Движения отточены, на каждого  буквально пара секунд. Успевает при этом и улыбнуться, и попросить уступить место пожилому пассажиру, и предупредить о следующей остановке. Скоро его заменят на бездушные железные ворота.

В конце прошлого года мэрия Новосибирска запустила эксперимент по внедрению бескондукторной системы оплаты проезда в трамваях. Эксперимент не удался: недовольными нововведением оказались и пассажиры, и водители. Мэрия послушала отзывы горожан и... решила дальше вводить такую систему — к 2021 году турникетами будут оборудованы сразу несколько трамвайных и троллейбусных маршрутов. А с тем, что люди критикуют систему в соцсетях и в комментариях на новостных сайтах, руководители города не согласны.

«У вас устаревшие данные: негативные высказывания были в декабре и январе, но по мере доработки системы люди перестали жаловаться, — утверждает заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска — начальник управления пассажирских перевозок Владимир Кондауров. — По крайней мере, в наше управление обращений с жалобами не было, наоборот, мы получили порядка 10 положительных оценок».

Все прелести отсутствия кондукторов в конце декабря 2017-го ощутили на себе пассажиры трамвая № 8. В Новосибирске взяли за основу систему московского транспорта, давно оборудованного турникетами. К слову, в Москве постепенно отказываются от бескондукторного проезда и оборудуют трамваи валидаторами. Система турникетов не оправдала себя: увеличилось количество «зайцев» — пассажиры пролазили под заграждениями или пользовались социальными проездными родственников-пенсионеров, снизилась также маршрутная скорость транспорта. Эта же проблема проявилась и в Новосибирске в первые дни эксперимента. Возле турникета, пройти сквозь который можно было, приложив к нему ЕТК или банковскую карту, толпились очереди. Из-за холодов электроника не срабатывала. Очередь создавали и пассажиры, не имеющие карт и вынужденные оплачивать проезд водителю. В итоге часть горожан мерзла на улице, ожидая, пока другие расплатятся и пройдут в салон. Вместо привычных 30 секунд трамвай № 8 стоял на остановках по 5 минут, сбивался с графика сам и нарушал распорядок движения следующего за ним транспорта.

Фото Аркадия УВАРОВА

Также недовольство пассажиров вызвала невозможность пройти в салон через центральные двери — они теперь предназначены для выхода и оборудованы специальными «воротами». Зайти в передние двери в первую очередь не смогли пожилые люди с тележками и молодые семьи с колясками. Правда, позже водители стали открывать для них калитки в центре, но это занимало лишнее время и создавало дополнительные сложности. После на маршруте № 8 вернули кондуктора, а трамвай с турникетом направили по маршруту № 3 от молкомбината до площади Маркса. И здесь возникли те же сложности: создавались пробки на входе, маршрут подолгу задерживался на остановках. Неудивительно, что многие горожане возмутились, узнав, что проект будут внедрять не только на других маршрутах трамваев, но и на троллейбусах.

Однако Владимир Кондауров уверяет, что недоработки исправлены: на посадку одного пассажира теперь уходит 3-4 секунды, и в среднем вагон стоит на остановке около 2-3 минут. Это, конечно, меньше, чем 5 минут, но тоже достаточно для того, чтобы вызвать недовольство пассажиров. И если трамваи хотя бы двигаются по своим железным путям, то троллейбусы едут по общим дорогам, а значит, в очередь на остановках за ними начнут выстраиваться и автобусы, и маршрутки. Правда, горожанам обещают, что турникеты установят только на непопулярных маршрутах с низким пассажиропотоком (менее 100 человек в час). Они не так востребованы горожанами, и пробок на входе в троллейбусы быть не должно.

К слову, недовольны экспериментом оказались и водители общественного транспорта: они жаловались, что им приходится искать сдачу, следить за порядком в салоне, учить пассажиров пользоваться турникетом. Но после того как вагоновожатую, рассказавшую журналистам о всех недостатках системы, лишили премии с формулировкой «за отвлечение от управления подвижным составом», работники трамваев бодро рапортуют: «Люди привыкли, все отлично!» А анонимно сетуют: «Лучше бы пути отремонтировали». Впрочем, по словам директора МКП «Горэлектротранспорт» Константина Прокина, водители должны по достоинству оценить нововведение: за дополнительные должностные обязанности им будут доплачивать. «С вводом бескондукторной системы увеличилась собираемость оплаты проезда — на 15% больше стала выручка на одном вагоне, — говорит Константин Прокин. — Час работы турникетов дешевле на 40%, чем работа кондуктора. Это позволяет нам экономить фонд оплаты труда и увеличить зарплату водителям: за каждый проданный билет они будут получать доплату. Также это поможет решить проблему нехватки кадров — штат кондукторов не укомплектован. Сотрудников с тех маршрутов, где установят систему, переведут на другие направления».

Первыми на новую систему перейдут трамваи левобережья — маршруты № 8 и 9, на правом берегу новшество испытают на трамвае № 11. «К началу осени оборудуем первую машину, до конца года — 10–14 машин, — делится планами Константин Прокин. — Точные сроки зависят от подрядчика — насколько быстро и качественно он выполнит обязательства».

МКП «Горэлектротранспорт» уже объявило конкурс на поиск подрядчика по оснащению трамваев и троллейбусов терминалами, турникетами и камерами видеофиксации. Максимальная цена контракта — 40 594 500 рублей с учетом всех расходов.

Если проблем с подрядчиками не возникнет, то в следующем году бескондукторной системой начнут оборудовать троллейбусы. В первую очередь маршруты № 26, 36, 29 — на них самый низкий пассажиропоток. При этом обновлять троллейбусный парк не собираются, турникеты установят в уже работающий на линии транспорт. А если вспомнить, насколько узкие передние двери у троллейбусов, возникает вопрос: не вызовет ли это очередную волну недовольства у пассажиров, застревающих в проходе с колясками и тележками? «Проблем быть не должно», — уверяет Константин Прокин, а горожане уже готовятся с боем прорываться в салоны общественного транспорта.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №27 от 6 июля 2018 года

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Комментарии
Виктория 10:22:54 09.07.2018
Все делается "для народа" и мэрии и правительству чхать на наше возмущение и несогласие. Вот вам опять же пенсионная реформа: возраст выхода на пенсию поднимут,а кондукторов сократят,т.к. установят турникеты.Куда пойдут работать эти женщины,а многим уже далеко за 40? И будут они и без пенсии и без работы.
Похожие новости
05.08.2021 ОБЩЕСТВО

Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу прибыл 5 августа с рабочей поездкой в войска Центрального военного округа. В столице Сибири глава Минобороны проконтролировал исполнение государственного оборонного заказа Новосибирским авиационным заводом (НАЗ), в частности, проверил ход опытно-конструкторских работ по изготовлению тяжелого беспилотного летательного аппарата «Охотник». Об этом сообщили в пресс-службе военного ведомства.

Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 ОБЩЕСТВО
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
18.05.2021 ОБЩЕСТВО
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.