Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Место притяжения людей искусства

18.03.2019
Эльвира Новикова
Место притяжения людей искусства
Возможно ли третьему по количеству жителей мегаполису России – Новосибирску – стать музыкальной столицей Сибири?

О том, чего не хватает для расцвета культурной жизни Новосибирска, чтобы он стал притягательным для музыкантов, вокалистов и поклонников искусства всего мира, рассуждают  директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова» Вячеслав Анохин и заместитель директора по учебной работе Татьяна Капытина.  

Не сдавать позиций! 

- Вячеслав Игоревич, празднование Дня работника культуры уже стало традицией. Но есть мнение, что столица Сибири могла бы вырасти от регионального статуса до всероссийского и даже международного. Чего не хватает?

В.А.:  В преддверии профессионального праздника хочу поздравить всех коллег – служителей искусства, пожелать творческого подъема, счастья и благополучия!

Бесспорно, в городе многое делается для поддержки культуры. Важной вехой в истории музыкальной культуры Новосибирска стала эвакуация представителей Ленинградской консерватории во время Великой Отечественной войны. Прекрасные музыканты, которые приехали, приобщили к музыке и взрослых, и детей, высоко подняв культурный уровень города. В 1945 году открыли двери: оперный театр, консерватория, музыкальное училище, детские музыкальные школы, а в 1956 - консерватория. То есть была создана крепкая база для развития музыкального искусства, особая среда, которую стараются поддерживать. В Новосибирске проводятся международные конкурсы исполнителей на классической гитаре, струнных и духовых инструментах. Но этого недостаточно для развития региона. В этом смысле столица Сибири сдает свои позиции.

- Получается, что в 2020 году у музыкального колледжа юбилейная дата – 75 лет. Принято говорить о достижениях. Наверняка, есть, чему гордиться?

Т.К.: Главное достижение: 80 % наших выпускников поступают в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, трудоустраиваются в такие престижные музыкальные организации, как Большой театр, Мариинский театр, а также Новосибирский театр оперы и балета. Список наших выпускников, которые стали звездами российской и мировой сцены, весьма обширен. Популярность колледжа растет – у нас предпочитают получать образование студенты из Иркутской, Томской, Кемеровской областей, республики Саха, Алтайского и даже Краснодарского краев.

- В такой огромной стране есть много колледжей, а новосибирцы занимают львиную долю мест в вузах. В чем ваш секрет?

В.А.: Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова – один из ведущих за Уралом. Уникальность колледжа в том, что здесь получают образование по всем музыкальным специальностям, обучаясь игре на инструментах, которые входят в состав симфонического, духового, эстрадно-джазового, народного оркестров, а также все виды вокального исполнительства: академического, эстрадно-джазового, народного. Также есть теоретическое отделение и хорового дирижирования. Наши студенты регулярно участвуют во всероссийских и международных конкурсах, в том числе в Дельфийских играх России, подтверждая высокий профессиональный уровень подготовки. С прошлого учебного года в колледже существует творческий проект «Театриум-Нск», объединивший вокалистов и камерный оркестр. Сейчас его участники готовятся к международному театральному фестивалю, который пройдет осенью в Санкт-Петербурге.

Т.К.: На базе нашего колледжа уже два года работает региональный ресурсный центр по работе с творческой молодежью, который проводит проекты, направленные на выявление и поддержку начинающих музыкантов. Среди этих проектов можно назвать творческие школы для исполнителей на различных инструментах, выездные мастер-классы наших преподавателей в районы Новосибирской области, концерты абонемента «Восхождение», в которых юные музыканты получают возможность выступать с профессиональным оркестром.

Будет ли преемственность поколений?

- Одна из основных задач – чтобы выпускники образовательных учреждений оставались в профессии. Но у большинства вузов страны это не очень получается. Как у вас?

В.А.: Есть проблемы с трудоустройством в Новосибирской области для выпускников некоторых специальностей. На мой взгляд, это связано с недостаточным количеством профессиональных музыкальных коллективов и современных концертных площадок.  К тому же, престиж профессии музыканта недостаточно высок – зарплаты в сфере культуры, особенно у преподавателей, оставляют желать лучшего, нет социальных программ. В профессии остаются истинные служители искусства. Конечно, сейчас существуют федеральные программы по материальной поддержке учителей и врачей, которые переехали в села, но они, к сожалению, не распространяются на работников сферы культуры.    

Т.К.: В нашем колледже прекрасный профессиональный коллектив, включающий в себя представителей разных поколений. Но есть тревога: что будет завтра? На сегодняшний день существует множество нерешенных вопросов. Здание колледжа построили 1975 году как общежитие, поэтому и системы вентиляции и звукоизоляции оставляют желать лучшего. Здание такого учреждения должно быть построено по специальному проекту.

Мы стараемся не отставать от современных мировых тенденций в образовании, но это очень сложно при сегодняшнем финансировании. Ведь основное внимание обращено к детским школам искусств, что, несомненно, оправдано.  К сожалению, среднее звено остается в тени.

- Однако российских музыкантов ценят во всем мире.

В.А.: Действительно, за рубежом образовательная специализация узконаправленная. Наша система более эффективна. Но, к сожалению, с советских времен она изменилась не в лучшую сторону. Заниматься приходится по стандартам для вузов. Необходимо разработать образовательные стандарты для среднего профессионального образования. Сейчас колледж как образовательная организация подчиняется министерству образования, но учредитель у нас – министерство культуры. У каждого из них свои требования. И это вызывает множество сложностей. Например, сейчас в программе обучения много непрофильных дисциплин. Между тем, музыкант должен ежедневно посвящать большую часть времени занятиям по специальным предметам. Потому, кстати, и возникла идея творческих школ, которая позволяет более глубоко погрузиться в процесс освоения своей специальности.  Ведь у нас учатся люди, которые мечтают стать артистами.

Т.К.: К слову, ежегодно из всего набора первокурсников 20% поступают из районов Новосибирской области. Но собственного общежития у нас нет, как и у художественного училища, и у театрального института. Приходится арендовать места у других учебных заведений. В первую очередь, туда заселяют студентов из Новосибирской области, из малообеспеченных семей и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но с каждым годом к нам приезжает все большее количество поступающих из других регионов, сейчас это около 40%, которые тоже нуждаются в общежитии.

В.А.: Наш учредитель ищет пути решения этой проблемы и считает, что ее нужно решать комплексно, построив студенческий городок. Было бы замечательно!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости

Единственный в России клависимбалум привезли в Новосибирскую филармонию. Коллекцию ансамбля ранней музыки «Инсула Магика» пополнил предок клавесина. Эти инструменты знакомы специалистам только по книгам и фрескам в старинных храмах.

Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Несколько месяцев живет на улице ручной енот в Новосибирске. С опаской относится к людям и укрывается на чердаке. С наступлением холодов сердобольные новосибирцы ищут ему новый дом.

В редакцию новостей ОТС обратились жители Новосибирской области и Алтайского края. Они купили автомобили у «серых дилеров», а теперь пытаются расторгнуть договоры, потому что условия покупки, которые им навязали, оказались не просто непосильными, а фактически кабальными. В гости к продавцам вместе со съемочной группой ОТС наведались и полицейские.
На ремонтные работы купола оперного театра в течение 2021-22 годов планируют потратить около 1,3 млрд рублей. Ранее эксперты заявляли, что уникальная конструкция находится в аварийном состоянии и угрожает безопасности зрителей.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год