Узнаваемые мелодии одного из самых известных и популярных балетов здесь неотрывно сопряжены с меняющимися декорациями. Постановщики снова объединяют классическую хореографию с мультимедийными проекциями. Они то переносят зрителя в уютный и тихий европейский городок, то заставляют блуждать в лабиринтах странных чертежей часовщика Коппелиуса.
– Технологии сегодня в театре оперы и балета значат то же самое, что технологии в театре оперы и балета 250 лет назад. Это инструменты, при помощи которых театр остается театром. Тогда изобрели веревку и палку и то, как на холст наносить краски. А сегодня изобрели способ, как видеопроекцией, компьютерами добиваться иллюзий, – говорит сценограф, режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский.
Впервые такую технологию в театре опробовали в новом балете «Золушка», его поставили весной. Но там действие все время за экраном. В «Коппелии» мультимедийные элементы отходят чуть назад, уступая место танцорам. Это балет довольного редкого, комедийного жанра.
– В мире, в балетной литературе, вообще в мировой хореографии классической существует всего несколько комедийных балетов. Это редкость. И один из главных среди них – балет «Коппелия», который, я считаю, должен идти в театрах, и он идет. Замечательная музыка, феноменальная, – отметил хореограф-постановщик Михаил Мессерер.
«Коппелия» Лео Делиба родилась как раз тогда, когда жанр балета переживал кризисные времена. Из развлекательного становился серьезным искусством. История повздоривших влюбленных, чуть безумного профессора Коппелиуса и оживающих кукол стала тогда и смешной, и поучительной одновременно. Актуальна она и сегодня.
– Существует виртуальная реальность – вот об этом «Коппелия» – и существует реальность человеческая, человеческих отношений. Или же мы влюбляемся в образ, влюбляемся во что-то, и есть жизнь настоящая, что-то другое совершенно, – отметил художник-постановщик Вячеслав Окунев.
Как декорации, вращаясь, встают в нужное положение, так и все в жизни встает, рано или поздно, на свои места – вот идея «Коппелии», понятной и взрослым, и маленьким зрителям. У этого балета нет ограничений по возрасту.