Новосибирск -5.2 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Образование

На фельдшеров и медсестер идут учиться отличники и хорошисты

На фельдшеров и медсестер идут учиться отличники и хорошисты
Фото предоставлены ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»
Новосибирский медицинский колледж готовит специалистов наиболее востребованных специальностей, например, фельдшеров для ФАПов, которым очень многое нужно знать и уметь. Об этом и многом другом рассказывает директор ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Светлана Домахина.

— Светлана Владимировна, сегодня, буквально на наших глазах, рождается медицина новой формации. Появляются новые революционные технологии, методы лечения, препараты, причем изменения происходят чуть ли не каждый день. Удается ли выпускникам удержать этот темп и соответствовать требованиям сегодняшнего дня?

В ногу со временем 

— Действительно, подготовка квалифицированных специалистов — это огромная ответственность, и она в полной мере лежит на нас. Чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, нужно постоянно следить за принятыми в стране порядками оказания медицинской помощи и в соответствии с ними строить программы подготовки. Объясню на простом примере. В последнее время не только в крупных городах, но и в районных больницах появились первичные сосудистые отделения, где оказывают помощь пациентам с инсультами и инфарктами. Там используются специальные лекарственные препараты, больным нужен особый уход, причем надо уметь быстро принимать решения и действовать оперативно. Как готовить специалистов для таких отделений, если методик нет? Выручает тесное взаимодействие с первичными сосудистыми отделениями, а также с главным неврологом, главным кардиологом, главным сосудистым хирургом Новосибирской области и, конечно же, с региональным министерством здравоохранения. 

Фельдшер широкого профиля 

— Сегодня очень большое внимание уделяют развитию системы медицинской помощи в сельской местности. В регионе активно строят фельдшерско-акушерские пункты, совсем недавно открыли ФАП в Жеребцово. Но кто будет там работать? Ведь для этого, наверное, требуется специальная подготовка?

— Конечно. Понимая востребованность данного направления, мы сформировали учебную программу специально для подготовки фельдшеров для работы в ФАПах. Когда-то у нас было направление «лечебное дело в сельской местности», но программа безнадежно устарела, фактически ее пришлось разрабатывать заново. Для нас это не первый такой опыт. Несколько лет назад, когда в городе был острейший дефицит кадров для скорой помощи, мы разработали учебную программу и стали готовить фельдшеров для неотложки. Пробел удалось закрыть. Теперь вот готовим специалистов для ФАПов.

На самом деле фельдшер, который работает на селе, сочетает множество функций. Он не только медработник, но еще и психолог, который должен найти подход, например, к родителям и убедить их поставить ребенку прививку или отправить его на лечение. Он должен быть и социальным работником, который знает всех своих пациентов, кто чем болен, в каких условиях живет. Акушерское дело надо знать обязательно. Конечно, рожать отправляют в роддом, но в жизни всякое может случиться. Без познаний в педиатрии, опять же, никак. И про гериатрию забывать не стоит. Как известно, сегодня у нас в стране реализуется проект «Активное долголетие» и наша область принимает в нем самое активное участие. А информации по этому направлению очень мало, нашим преподавателям приходится ездить на научные семинары и конференции, чтобы быть в курсе последних тенденций. Один простой пример. Допустим, у старого человека высокое давление. До какого предела его надо снижать? Какими препаратами? Питание, опять же. Раньше считали, что пожилым мясо вредно, но последние исследования доказали, что белок им жизненно необходим. Все это нужно знать.

Школа волонтерства 

— Как же удается готовить таких разносторонних специалистов? 

— Я глубоко убеждена, что, кроме профессиональных знаний и навыков, очень важен психологический настрой. И тут очень выручает волонтерство. Восемьдесят процентов наших студентов являются волонтерами, они работают в больницах, детдомах, специнтернатах, домах престарелых, у них есть опыт общения с такими пациентами, они легко находят с ними контакт. Вот недавно открывали ФАП в Жеребцово, я тоже присутствовала, а еще в составе делегации были трое наших студентов. Одна девушка очень настроена работать именно в этом селе и при этом совмещать работу в ФАПе с работой на скорой помощи в районной больнице Кольцово. Во время этой поездки наши учащиеся познакомились с местными жителями, у них сразу завязалась оживленная беседа. Думаю, что после получения диплома и прохождения аттестации кто-то из них приедет работать в это село. 

— Ну,  Жеребцово — это, скорее, исключение, оно расположено близко от Новосибирска, час езды на электричке. А вот в другие ФАПы, в отдаленных селах, работать не рвутся. Бывает, что пункт построят, а фельдшера нет. Почему так происходит? 

— Думаю, причин две. Первое — отсутствие жилья, и это большая проблема. Я понимаю, ФАПы с квартирами стоят дороже. Но зато это сразу позволяет решить кадровую проблему. Я озвучила этот момент министру здравоохранения Новосибирской области Константину Васильевичу Хальзову и очень надеюсь, что будет реакция. А второе — это отсутствие практики именно в ФАПах. Поясню, что я имею в виду. Вот наши ребята приезжают на практику в ЦРБ. Как правило, в ней они и работают, по деревням не ездят, как организована работа в ФАПах, понятия не имеют. Это большое упущение. Но с нынешнего года будет по-другому — все три недели практики студенты будут работать в ФАПах. Вместе с фельдшером или вместе с медсестрой, а то и самостоятельно. Конечно, медицинскую помощь они оказывать не имеют права, но познакомиться с местными жителями, вникнуть в их проблемы — вполне. 

Теория и практика 

— Неужели молодым людям — выпускникам колледжа по плечу такой уровень ответственности? 

— С моей точки зрения, вполне. Ведь по большому счету какое главное назначение медика? При необходимости он должен уметь спасти человеческую жизнь. И наши ребята это умеют. Причем, я подчеркиваю, они обладают именно практическими навыками, то есть руками умеют выполнять те или иные манипуляции. Не буду объяснять, насколько это важно.

— Но ведь такими навыками, по идее, должны владеть все медработники? 

— Должны. Но, к сожалению, владеют далеко не все. Не так давно мы принимали участие в проекте «Здоровье как созидание», в рамках которого проводили тренинг по оказанию неотложной помощи для медицинских работников из глубинки. И к сожалению, многие из них не могли такую помощь оказать. Теоретические знания есть, а практических навыков не хватает. А вот наши преподаватели это умеют, причем не только оказать помощь, но и обучить этому других. У них есть сертификаты Европейского совета по реанимации. 

медколледж2.jpg

Практические занятия студентов медколледжа. Фото предоставлены ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»

Более того, мы специально разработали обучающие программы по оказанию неотложной медицинской помощи для людей, не имеющих медицинского образования. В первую очередь это работники образования — воспитатели и нянечки в детсадах, учителя, а также тренеры в фитнес-центрах. По закону все они должны уметь такую помощь оказать. В принципе, любой человек может к нам прийти, и мы его обучим. Сегодня это очень актуально, так как аэропорты, крупные торговые центры и другие публичные места собираются оборудовать портативными дефибрилляторами. Но воспользоваться таким прибором тоже надо уметь. Запустить остановившееся сердце не так просто. А взять инсульты? Острейшая проблема современности. У врачей есть понятие «золотой час». Это время, когда можно эффективно оказать помощь. Но как распознать инсульт, если вы не медик? Без специальных знаний тут не обойтись.

Студенты борются за образование 

— Раньше часто приходилось слышать, что выпускники медицинских колледжей не хотят работать по специальности из-за низких зарплат, тяжелых условий работы, отсутствия перспектив и других причин. А как обстоят дела сегодня? 

— С радостью сообщаю: ситуация кардинально изменилась. У нас огромный конкурс. Как известно, мы принимаем без экзаменов, по среднему баллу аттестата. Так вот, в прошлом году средний балл на специальность «лечебное дело» был 4,7, «сестринское дело» — 4,3, «акушерское дело» — 4,0, а на специальность «фармация» и вовсе 5,0. Многие приходят к нам осознанно, чтобы получить второе образование. Из-за высоких конкурсов студент пошел другой. Как правило, они мотивированы получить профессию, борются за свое образование. И, получив его, без работы не остаются: трудоустройство по специальности у нас составляет 92 процента, для фельдшеров и медсестер — 95–97 процентов. Зарплата начинается от 30 тысяч. А есть еще программа «Земский фельдшер», по которой тем, кто едет в село, дают по 500 тысяч рублей. 

Но в то же время сегодня из-за стандартизации подготовки специалистов среднего звена допуск в профессию усложнился. Теперь диплома недостаточно. Надо пройти первичную аккредитацию, которая включает в себя тестирование, демонстрацию практических навыков по оказанию неотложной помощи, для акушерок — по приему родов, и решение ситуационных задач — например, что делать, если у пациента инсульт. Аккредитацию проводят независимые эксперты. И только получив ее, можно работать по специальности. В прошлом году ее проводили впервые, и, должна сказать, наши ребята справились достойно, большинство аккредитацию получили. Они действительно хотят работать, хотят помогать людям. И это, на мой взгляд, самое главное.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №19 от 8 мая 2019 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: