Новый Байкальский тоннель, в отличии от старого, который давно уже не справлялся с грузопотоком, имеет два пути вместо одного, и, как ни парадоксально, это увеличивает его пропускную способность аж в пять раз. Дело в том, что старый объект был построен в самом узком месте БАМа, поэтому раньше поездам приходилось останавливаться и пропускать друг друга.
Новый транзит по масштабу сравнивают с Крымским мостом: в строительстве участвовали 1,5 тыс. человек, более 100 единиц оборудования, специализированных транспортных средств. Глубина заложения тоннеля достигает 300 м.
Генпроектировщиком по разработке рабочей документации второго Байкальского тоннеля выступил новосибирский "Сибгипротранспуть" - филиал АО "Росжелдорпроект". Главный инженер проекта Владимир Романов рассказал, какие особенности пришлось учесть при подготовке к строительству.
«Байкальский тоннель, длина которого составила 6682 м, пролегает в зоне повышенной сейсмической активности. Расчётные параметры возможного землетрясения – 9 баллов. Для того, чтобы искусственное сооружение выдержало возможные толчки, была спроектирована и применена высокоточная сборная железобетонная обделка тоннеля», – сообщает специалист.
Кроме того, горный массив, вмещающий новый тоннель, богат подземными водами. Чтобы их отвести, потребовалось построить две дренажных штольни протяжённостью 1747 и 1500 м и пробурить 41 км дренажных скважин в сторону построенного объекта.
Помимо прочего, тоннель расположен в природоохранной зоне озера Байкал, что накладывало массу ограничений. Строительство велось с соблюдением жёстких экологических стандартов. Например, вода, которая использовалась при прокладке и обустройстве тоннеля, поступала в специальные очистные сооружения и возвращалась в окружающую среду после удаления вредных примесей.
В числе подрядчиков-исполнителей новосибирцы тоже фигурируют: участие в реализации проекта приняли ООО Проектно-изыскательский институт "Бамтоннельпроект", Новосибирский филиал "Мособлпроекта" и другие.
Запуск тоннеля провели при участии строителей, специалистов по эксплуатации, а также руководства РЖД и «УСК МОСТ». Президент принял объект по видеосвязи. Он отметил, что ввод его в эксплуатацию открывает новые возможности для реализации транзитного потенциала России. По словам главы государства, проект даст дополнительный импульс развитию экономики и социальной сферы.
«С вводом нового тоннеля пропускная способность одной из наших ключевых железнодорожных магистралей существенно возрастет — в разы, там было 17 пар, будет на первом этапе 33, а потом, по-моему, до 57 выходит. Безусловно, это откроет новые возможности для бизнеса, для увеличения грузоперевозок на Восточном полигоне в целом, для реализации транзитного потенциала России, конечно», — уверен Владимир Путин.
Глава РЖД Олег Белозеров уточнил, уже через пять месяцев после запуска тоннель выйдет на показатель 85 пар поездов в сутки. По мнению экспертов, объект должен решить стратегическую задачу по росту экспорта. В частности, по вывозу 195 млн тонн угля к 2025 году.