Новосибирск 5.4 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Паулюс под Сталинградом, а Кривонос в Новосибирске

Паулюс под Сталинградом, а Кривонос в Новосибирске
В декабре исполнилось 80 лет занимательной истории, когда в Новосибирске за срыв военных поставок фронту начальника Томской железной дороги хотели отдать под трибунал, но, подумав, присвоили ему звание Героя Социалистического Труда.

Рисковый руководитель

Петр Федорович Кривонос был известной личностью — машинистом-стахановцем. Он поднимал давление паров в котле паровоза выше установленных норм, чтобы увеличить скорость грузового поезда вдвое. По счастью, ни одного крушения не допустил. С 1935 года производственная авантюра машиниста получила широкое распространение. Стахановца выдвинули на руководящую работу ― он стал начальником Северо-Донецкой железной дороги. Летом 1942 года при наступлении гитлеровцев Кривонос эвакуировал подвижной состав из Донбасса, взорвал здания дороги и уничтожил железнодорожные пути. Его перевели на должность начальника Томской железной дороги. Здесь карьера стахановца могла закончиться печально.

Дело в том, что на станциях Западной Сибири (Инская, Новосибирск, Рубцовск, Топки, Тын) воинские эшелоны с техникой и живой силой иногда простаивали, иногда не обеспечивались порожняком под погрузку. В одно тяжелое декабрьское утро вместо 142 вагонов под боеприпасы железнодорожники подали только 20 вагонов. Кроме того, в этот день начальник службы движения Власов по устному приказу руководства погрузку воинских грузов исключил полностью, распорядившись насчет отправки только народно-хозяйственных грузов.

А Паулюса надо было добить

Между тем, под Сталинградом намечалось крупное сражение по ликвидации окруженной армии фельдмаршала Паулюса. Для спасения окруженных противник создал группу армий «Дон», которая располагала 30 дивизиями, в том числе шестью танковыми. Группировкой командовал фельдмаршал Манштейн, готовый к операции по деблокированию под названием «Зимняя гроза». Ситуация осложнялась еще и тем, что если бы немцы прорвались за Волгу, то в войну намеревались вступить союзники Германии ― Турция и Япония, чего допустить было нельзя.

Крупное скопление фашистских сил требовалось компенсировать не менее мощной воинской группировкой Красной Армии. Необходимо было подтянуть к фронту немалые силы с учетом того, что не только Манштейн наступал, но и Паулюс мог контратаковать, разомкнуть кольцо и выйти из окружения. Исход сражения решала арифметика: у кого будет численный перевес, тот и выиграет сражение. Но в глубоком сибирском тылу, несмотря на героизм тружеников, не все складывалось гладко. Из-за нерасторопности железнодорожного руководства, противоречивых указаний, а то и откровенного головотяпства военные поставки срывались, что грозило провалом операции под Сталинградом. Сразу определился виновник – начальник дороги Кривонос.

Отчасти понять Петра Федоровича было можно. Ведь когда-нибудь надо было отправлять грузы не для фронта, а для мирного населения. Хотя приоритет воинских поставок не мог быть оспорен. В результате возникло уголовное дело, возбужденное военной прокуратурой.

Прокуроры собрали бумажки

Одной из первых в папке документов появилось Постановление о принятии дела к производству предварительного следствия, подписанное помощником военного прокурора Вахманом, усмотревшим в действиях виновных лиц преступление, предусмотренное статьей 59-3 «В» УК РСФСР. За нарушения, допущенные работниками транспорта, следовало минимальное наказание: лишение свободы сроком до 10 лет.

Следом за постановлением в уголовном деле появился второй документ: телеграмма от народного комиссара путей сообщения Хрулева, который приказывал Кривоносу взять под личную ответственность поставку порожняка под нужды фронта. От Кривоноса требовалось отгрузить по 4 станциям 141 вагон. 25 декабря 1942 года Кривонос наложил положительную резолюцию, а Власов доложил «исполнено». Впоследствии красный прокурорский карандаш жирными росчерками отметил доказательства важности полученных, но так и не выполненных положений приказа. Поскольку на следующий день все произошло как раз наоборот.

Об этом свидетельствует документ, полученный прокурорским расследованием от начальника передвижения войск Борисова, рапортовавшего о срыве воинских поставок. Борисов подчеркивал, что и раньше имелись сложности с отправкой воинских грузов для фронта, а в последнее время эта ситуация не разрешилась, а усугубилась. Срочные воинские транспорты, а это 261 вагон, по централизованному плану (читай – для Сталинградского котла) под погрузку не были приняты. Наоборот, Кривонос издал приказы, вообще запретившие погрузку для Наркомата обороны, с одновременным разрешением грузить народно-хозяйственные грузы.

Подробности саботажа

Этот посыл о неисполнении воинских приказов получил развитие в расследовании, проведенном упоминавшимся Вахманом. Следователь скрупулезно подсчитал, что «из общего плана по дороге в 4649 вагонов под военные грузы не выделено ни одного вагона. И только после категорического требования с указанием на преступные действия Кривонос распорядился насчет военных грузов».

Выяснилось дополнительно, что «по двое суток и более на станции Инская простояли совершенно готовые поезда с воинским транспортом. На станции Новосибирск в отстое простояли 4 оперативных эшелона с бронетехникой и самолетами, время простоя составило 172 часа 45 минут. Один людской состав с тремя полками пехоты задержан на 18 часов 45 минут. На станции Тын задержан один оперативный эшелон. Всего были задержаны 5 скоростных воинских поездов, которые стояли, а должны были двигаться на запад со скоростью 300-500 км в сутки».

Тем самым был сорван план Генштаба Красной армии по подвозу техники и людского пополнения ― для операции мирового значения по разгрому войск Паулюса и Манштейна. Вместо скорых поставок вооружения и солдат, из упоминавшихся 4649 вагонов 3025 вагонов железнодорожники выделили под уголь, а остальные 1624 вагона были намечены на перевозку муки, зерна, леса, камня, опилок и других хозяйственных грузов.

А потому военный прокурор Кравчук «в разрезе выполнения постановления ГКО от 1/ІІІ-42 г. за № 1358» возбудил уголовное дело. Виновных предстояло установить «персонально» в ходе предварительного следствия, которое военная прокуратура почему-то стала сознательно затягивать.

А Кривонос уже в Донбассе

Только через три месяца последовало неожиданное продолжение. Заместитель Центрального Военного прокурора Хохлов в марте 1943 года предложил следствие закончить. Мотивы таковы: «В настоящее время руководство дороги сменено, и дальнейшее производство следствия по этому делу, учитывая как это обстоятельство, а также потерю значимости дела в связи с его трехмесячной давностью, является нецелесообразным».

И ведь умели военные прокуроры, когда надо, вывести важного фигуранта из-под удара, обосновав дело должным юридическим образом. Ситуация на фронте выравнялась: Манштейна отбросили, Паулюс капитулировал. И в Сибири нужные головы решили не сносить с плеч. После зимнего завала на Томской железной дороге Кривоноса направили в разоренный Донбасс, где он вновь стал начальником Северо-Донецкой железной дороги и в короткий срок провел огромную работу по восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства.

Как результат, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года П.Ф. Кривоносу присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Особенно умиляют в наградном Указе слова об особых заслугах в «обеспечении перевозок для фронта», за срыв которых стахановца едва было не приговорили.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: