Открывая круглый стол, депутат Николай Тямин рассказал о том, что уже много лет добивается решения вопроса по созданию ресурсных групп и классов в детсадах и общеобразовательных школах.
Что это такое, как работает
Ресурсные классы – специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
– В этом есть большая потребность, – объясняет депутат Николай Тямин. – В Новосибирске есть специалисты, которые готовы заниматься с такими детьми. На создание ресурсных классов потребуется двойное финансирование, по сравнению с обычными классами. И это можно было бы решить в рамках нацпроекта «Образование». Необходимо сформулировать предложения и внести их осенью в правительство Новосибирской области, чтобы их учли при формировании бюджета на 2022 год. Мы уже создали рабочую группу, которая взаимодействует с родителями детей-инвалидов и учитывает их мнение.
Николай Тямин уже более 20 лет занимался вопросами социальной сферы, не понаслышке знает, как тяжело приходится родителям детей-инвалидов, какие у них проблемы и насколько сложно их решать.
– Родители обращаются к власти, ходят по кабинетам, – подчеркивает он. – Они говорят, что чиновники на словах с пониманием относятся, но никакого движения и реальных решений не принимается. Когда я в Горсовете возглавлял комиссию по социальной политике и образованию, мы вместе с моим коллегой депутатом Игорем Атякшевым два года занимались именно такими семьями. Самым важным, как считают родители, является именно социализация и образование детишек с проблемами здоровья.
Участники круглого стола поблагодарили депутата Николая Тямина и Виктора Игнатова за инициативу и подтвердили, что накопилось большое количество обращений с просьбой создать ресурсные классы для детей с особенностями развития в общеобразовательных школах. Это поможет социализации детей-инвалидов.
Причем примеры есть. Представитель школы № 217 Кировского района рассказала, что у них есть ресурсный класс, который сейчас посещают шесть человек, с сентября присоединятся еще двое детей.
Выстроить непрерывную систему
Развитием, социализацией особенных детей необходимо заниматься с раннего возраста.
Председатель общественного регионального фонда «Общее дело» Елена Спасских рассказала на круглом столе, что в Новосибирске создана дошкольная группа при «Специальной (коррекционной) начальной школе № 60 «Сибирский лучик», которая, по ее словам, находится на полном финансировании родителей. Понятно, что родительский карман – весьма ограниченный и непостоянный ресурс. Нужны системные решения.
– Необходимо создать непрерывную систему образования для детей-инвалидов: дошкольные группы, классы в школах, а потом дать возможность получить профессию, – подчеркнула Елена Спасских. – Например, мы создали «Школу особенного блогера», где успешно занимаются подростки. Сейчас планируем обратиться в региональные ведомства – минтруда и социального развития, минобразования.
Председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский считает, что у нас до сих пор «не выстроена система, которая обеспечивает непрерывность и эффективность образования инвалидов».
– Необходим индивидуальный подход, в соответствии с реабилитационным потенциалом каждого ребенка, – говорит Игорь Галл-Савальский. – Критерий – максимальное встраивание человека в экономико-социальное общество, государство. Из-за несогласованности действий госструктур бывают обидные курьезы. Как, например, в Бердске по иску прокуратуры построили три пандуса к школам, потратив 1,5 миллиона бюджетных денег. А входная и остальные двери остались узкими, колясочники не могут проехать.
Председатель общества Даун-синдром Татьяна Есипова предупредила: «Модели классов должны быть разными, ведь дети с разными нозологиями (болезнями – Прим. авт.), истории развития отличаются. Должно быть финансирование, а школа пусть сама определит, какой именно класс нужен, в зависимости от количества детей с тем или другим недугом».